Найти тему

Грушевский № 2. Что с ними не так?

Часть 1.

Кроме мастера идейных кульбитов, грантоеда и фрика от истории Михаила Грушевского, известен ещё один носитель этой фамилии, прошедший весьма витиеватый жизненный путь – его троюродный племянник и крестник Сергей Грушевский, оставивший след в Донбассе, а именно – в Луганске.

Этот одарённый, усердный, очень активный человек сумел за свою жизнь несколько раз поменять взгляды на прямо противоположные и каждый раз за них бороться с остервенелым рвением.

Сергей, золотой медалист Златопольской гимназии, в 1909 году поступивший на историко-филологический факультет Киевского университета Святого Владимира, по протекции родственника был принят в научную среду историков. Ещё во время учёбы вышла в свет его первая статья “Славяно-немецкие отношения”. Научная деятельность была отмечена золотой медалью. После окончания университета молодой ученый остался при качестве в качестве профессорского стипендиата.

Одновременно Грушевского № 2 резко потянуло в политику. Изначально – в проукраинскую. Он ярко себя проявил в “Просвите”, о чём свидетельствует автор “Старый просвитянин” в статье под названием “Ренегат” в газете “Нова Рада” (в иллюстрациях – полный скан этой статьи). Работал на украинизацию Сергей Грушевский “бодро и живо” и был назначен “секретарём комиссии”.

-2

Однако нужно было и о будущей карьере подумать – в частности, о весьма престижной тогда должности учителя киевской казенной гимназии. И тут Сергей (ещё во время студенчества) стал “украшением черносотенного студенчества”, деятелем “наиреакционнейшей группировки “Двуглавого Орла” под руководством известного черносотенца-психопата Голубева” (по определению украинствующего деятеля Александра Лотоцкого). Смена взглядов в 1911 году произошла тихо, подпольно – так, что “Просвита” о ней узнала, когда не знать уже было невозможно.

Активная борьба с созревающим гнойником украинства, ещё не успевшим в дореволюционный период прорваться, особенно завораживала единомышленников-черносотенцев родственными связями с фейкомётом Михайлом, создавшим концепцию “Руси-Украины”. Среди достижений Сергея – акция в магазине, который торговал украинской литературой, во время который была разбита витрина и залит чернилами портрет Шевченко.

В рамках вектора русского национализма с 1915 года Грушевский активно включился в деятельность Киевского клуба русских националистов. Он возглавлял издательскую комиссию, организовал торжественное собрание к 300-летнему юбилею Дома Романовых, выступил на нем с речью “Величие русского народа под Державой Дома Романовых”. В докладе памяти Столыпина Грушевский указывал на

…необходимость национальной политики у нас в России”, ярко и пафосно призывал “руководствоваться принципами здорового русского национализма.

Речи он говорил такие:

Зачем мне ваша, господа украинцы, убогая хатка, когда предо мной широко раскрыты двери роскошного русского палаццо? Там Пушкин, Гоголь, Тургенев, Толстой…

И такие:

Общерусская культура является родной и для малороссов.

Он прекрасно знал как малороссийское, так и галицийское наречение, поэтому был инициатором и исполнителем редкостного тогда троллинга – писал на наречии плакаты, прокламации и листовки, чем невероятно злил украинствующих. Об этом вспоминал известный русский националист Шульгин.

В результате всей этой активности в возрасте 25 лет Сергей Грушевский стал гласным киевской городской Думы.

Остановимся пока. Но для того, чтобы продолжить…