Всем привет.
Недавно я вновь путешествовал по Калининградской области и решил съездить в посёлок Железнодорожный. В последнее время он стал довольно популярным из-за своей истории, а также из-за маштабной реконструкции центра.
Но мы побывали не только в Железнодорожном. Мы заезжали в разные населённые пункты, встречающиеся по дороге, также заехали в город Правдинск, а на обратном пути на 5 шлюз Мазурского канала.
Предлагаю вам посмотреть мои фотографии.
Из Калининграда в Железнодорожный через Правдинск ведёт трасса. Мы как раз-таки и ехали по этой трассе. На ней было много населённых пунктов и первый из них, где мы решили остановиться был посёлок Чехово.
Посёлок Чехово раньше назывался Удерванген. Одной из главных достопримечательностей посёлка является старая немецкая мельница 1916 года постройки. Также в этом посёлке есть и немецкая кирха, и заброшенная немецкая школа, но мы туда не заезжали.
Следующий населённый пункт был посёлок Тишино.
Тишино раньше называлось Абшванген. Там сохранилась кирха 1365 года постройки.
Рядом с Тишино был небольшой посёлок Каштаново.
Как и в Тишино в Каштаново есть кирха. Кирха в Альменхаузене построена в XIV веке, принадлежала учрежденному в 1402 году монастырю августинок. И да, посёлок Каштаново раньше назывался Альменхаузен. Кирха сохранилась неплохо, но всё же заброшена, вход свободный.
В соседнем посёлке Филипповка мы остановились чтобы сфотографировать небольшую братскую могилу.
И вот дальше дорога лежала на Правдинск...
Правдинск раньше назывался Фридланд. Основан в 1312 году и население сейчас составляет около 4,2 тыс человек.
Мы немного прогулялись по Правдинску. Это оказался тихий уютненький городок со своей историей. Но нас интересовала немецкая кирха.
Первая деревянная кирха Святого Георгия в северо-западной части Фридланда была построена в 1313 году. В результате нападения литовского войска в 1347 году кирха сгорела. В 1360-1380 годах было возведено новое каменное здание с ризницей и башней.
Сейчас кирха в очень хорошем состоянии, действующая. Можно подняться на наверх по лестнице в башне.
В Правдинске, как и во многих населённых пунктах Калининградской области находится братская могила.
Напоследок мы решили немного прогуляться по старому району Правдинска с красивыми, к сожалению не отреставрированными немецкими домами.
И после этого мы поехали в направлении Железнодорожного. Заехали в ещё один посёлок Поречье.
Посёлок Поречье раньше назывался Алленау. В нём сохранилась кирха. Приходская кирха в Алленау была построена в начале XV века.
Наша следующая остановка посёлок Севское.
Бёттхерсдорф — раньше так назывался нынешний посёлок Севское, который находится по дороге в Железнодорожный. И в нём, как вы уже поняли тоже есть кирха.
Кирха в Бёттхерсдорфе была построена по приказу великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена в 1407-1410 годах из валунов и кирпича.
А ещё в посёлке Севское стоит памятник дедушке Ленину.
Прусская крепость, существовавшая на месте современного Железнодорожного, называлась Гердаво (Гердавия, Гирдове). В 1251 году она была захвачена рыцарями Тевтонского ордена. В 1257 году было образовано комтурство с центром в крепости Гердауэн, в документе, датированном 14 апреля 1257 года, упоминается первый комтур Гердауэна Герникус де Альфред. Крепость была взята штурмом и разрушена во время второго прусского восстания.
И конечно же, как в любом уважающем себя населённом пункте Калининградской оболасти, в Железнодорожном есть кирха.
Кирха в Гердауэне построена в 1345 году. Прямоугольное в плане здание размером 43,5 м на 17,2 м без хоров из полнотелого красного керамического кирпича под двухскатной крышей. На юго-западном фасаде возведена квадратная в сечении пятиярусная башня высотой 42 м под двухскатной крышей, конёк которой перпендикулярен продольной оси здания. Основание башни усилено четырьмя массивными контрфорсами. В центре юго-западного фасада - перспективный портал со стрельчатой перемычкой. Северо-западная стена кирхи изначально не имела оконных проемов, так как в орденский период являлась частью городской стены. Позднее в центре северо-западного фасада был пробит узкий оконный проём с лучковой перемычкой. На юго-восточном фасаде выполнены узкие оконные проёмы со стрельчатыми перемычками и притвор с перспективным стрельчатым порталом.
А вот ещё исторический район в Железнодорожном.
Потом мы решили поехать на юг Железнодорожного, чтобы посмотреть на известный Крайсхаус Гердауэна. Крайсхаусами раньше назывались здания районого управления округа, типа нашей администрации.
Но сейчас крайсхаус закрыт на ремонт как мы видим на фотографии. Хотя это очень даже хорошо, ведь до этого он большее 10 лет стоял заброшенным, а сейчас такое величественное сооружение Восточно-Прусской архитектуры обретает новый вид.
И в Железнодорожном тоже есть мемориал.
Одной из главных достопримечательностей Железнодорожного является средневековый замок Гердауэн.
Каменный замок Гердауэн был заложен в 1315 году комтуром Иоханнесом фон Виннунгеном. Руководил строительством комтур Кёнигсберга Генрих фон Изенбер, замок был освящен в в день Святых Петра и Павла в 1325 году. В 1347 году к стенам Гердауэна подошло войско великого князя литовского Ольгерда, но, разграбив окрестные деревни, штурмовать замок не решилось.
Сейчас замок доступен для осмотра всем желающим.
Ещё одна достопримечательность это мельница Гердауэна 1909 года постройки. Сейчас тоже на реставрации, а ведь недавно была заброшена.
Ну и вот последние фотки из Железнодорожного.
Далее мы заехали на обед в местное заведение «Терраса» (рекомендую), и поехали обратно.
Но обратно мы решили поехать по другой дороге. Мы хотели заехать на пятый шлюз Мазурского канала, и сделали это.
Шлюз №5 Мазурского канала был построен в 1930-х годах. Вся эта система так ине была доделана до конца, а лишь на 70%. Кокретно этот шлюз является самым крутым и высоким шлюзом Мазурского канала в Калининградской обалсти (а может и вообще). Для тех кто не вкурсе на Мазурском канае 10 шлюзов: 5 шлюзов на территории Калининградской области и 5 шлюзов в Польше.
Далее мы поехали в сторону Знаменска, откуда уже и в сторону Калининграда. По пути мы заехали в посёлок Перевалово. Встретили там очередную кирху.
Так и закончилась наша поездка.
Как мы видим Калининградской области в историческое наследие досталось огромное количество религиозных сооружений, а именно кирх. Очень жаль что многие из них (большинство) просто заброшены. И кстати стоит сказать что все это кирхи с 2010 года принадлежат РПЦ, но как мы видим они очень «озабочены» их состоянием.