Вытаскивание предметов из кармана,
мешочка и т. д.
В полотняный мешочек положим мелкие игрушки и предложим ребёнку вытащить их из мешочка. Ребёнок учится держать одной рукой за край мешочка, а другой вытаскивать предмет. Меняем мешочки при игре на полотняные, пластиковые, бумажные и т. д.
Высыпание предметов.
Первоначально дадим ребёнку возможность высыпать предметы из различных коробок, корзин, горшков, кувшинов и наконец из различных мешочков. Ребёнок должен освоить принцип, что емкость или мешочек нужно перевернуть кверху дном, чтобы высыпать предметы.
Открывание и закрывание коробок.
Начнём прежде всего с цилиндрических высоких и низких коробок из картона, дерева, пластика, крышки которых входят внутрь (более лёгкая задача) или одеваются сверху (более трудная задача). Непригодны крышки с острыми краями (некоторые кремы закрываются пластиковыми крышками с острыми краями). Труднее закрывать крышкой квадратные коробки.
Засовывание палочки в отверстие.
Изготовим «урну» из небольшой коробки из дерева, картона, пластика, высверлив на верхней плоскости отверстие около 2 см в диаметре, а из круглой планки толщиной около 1 см. изготовим короткие палочки 8-10 см длиной. Покажем ребёнку как можно засовывать палочки в отверстие и забрасывать их внутрь коробки.
Засовывание и вытаскивание пробки.
Засовывание конусообразных
предметов друг в друга.
Дадим ребёнку набор одинаковых по размеру пластиковых мисочек, которые используются, например, для приготовления пудинга. Их отличие заключается в том, что верхний овал шире основания (усечённый конус), таким образом любую мисочку можно засунуть друг в друга. Ребёнок легко научится засовывать одну в другую, т. к. ему нет необходимости учитывать ни их размер, ни их форму.
Засовывание разных по размеру конусообразных мисочек друг в друга.
Дадим ребёнку комплект разных по размеру пластиковых мисочек. С этой же целью можно использовать комплект деревянных «матрёшек». Задача состоит в том, чтобы ребёнок учитывал размер предмета, засовывая их друг в друга (всегда меньший засовывал в больший) и тем самым учился определять величину каждого предмета относительно другого, но и понимал, что есть большие и маленькие предметы. На кухне ребёнок может тренировать этот навык на комплекте кастрюль или горшков.
Засовывание различных по величине
полых кубика друг в друга.
Приобретём комплект из 6-10-ти полых цветных пластиковых кубиков, где каждый чуть меньше следующего, т. о. их можно засовывать друг в друга. Засовывание кубика гораздо сложнее, чем засовывание друг в друга овальных предметов, т. к. необходимо соблюдать параллельность плоскостей, которые не должны пересекаться.
Засовывание ключа в замочную скважину.
Обратим внимание ребёнка на невысокий ящик с ключом. Ребёнок вскоре начнёт поворачивать ключ, вытаскивать и вновь пытаться вставить его обратно, что гораздо сложнее, чем простое засовывание ключа в овальное отверстие, т. к. его необходимо вставить в замочную скважину зубцами вниз.
Засовывание палочек в отверстие.
В дощечке просверлим несколько отверстий диаметром 1 см, а из планки толщиной 1 см. изготовим несколько палочек длиной 8-10 см. покажем ребёнку, как можно их засовывать в отверстия на доске. Размеры отверстий должны быть такими, чтобы палочки можно было легко засовывать и высовывать. Палочки закруглим с одного конца, а другой оставим без изменений. Ребёнок вскоре научится различать концы палочек и засовывать их в отверстие овальным концом. Упражнение 40 отличается от 34-го тем, что в 34-ом упражнении ребёнок засовывает в большое отверстие, а в нашем случае отверстие маленькое, что усложняет задачу.
Забрасывание шариков в бутылочное горлышко.
Купим мелкие конфеты диаметром 5-8 мм. и предложим ребёнку забрасывать их в чистую бутылку первоначально с широким, а затем узким горлышком.
Опускание монеты в копилку.
Дадим ребёнку копилку и покажем ему, как опускать в неё монеты. Сложность заключается в том, что ребёнок должен повернуть руку с монетой так, чтобы монета была параллельна отверстию копилки. Монеты, которые даём ребёнку, предварительно прокипятим несколько минут в кипящей воде.