Самым популярным стал инфоповод «Житель Югры обнаружил в банке с маринованными огурцами из магазина мёртвую лягушку». В целом на сегодняшний день 64% жителей России сталкиваются с недостоверной информацией в интернете хотя бы раз в неделю. При этом количество людей, которые знают о фактчекинге, увеличивается. Такие данные озвучил генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак в рамках пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году» в ТАСС. «46% респондентов знают или что-то слышали о фактчекинге. 18% знают, но это знание зачастую поверхностное. Аудитория преувеличивает собственные способности к анализу информации. При этом 45% опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить», — рассказал генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак. Сейчас в Рунете наблюдается снижение числа копий фейков, при том что их уникальное количество остается на сопоставимом уровне. До 6 августа 2024 года снижалось количество фейков, связанных с темой СВО, добавил Владимир Табак. С января по март средняя доля просмотров фейковых новостей в этой категории составляла 69%. В июле количество просмотров снизилось до 35%, а в августе, после атаки на Курскую область, стремительно выросло и достигло 81%. «Мы предполагали, что к концу года будет порядка 15 млн копий фейков. Сейчас мы прогнозируем, что их будет около 8 млн. Уникальных фейков сегодня примерно столько же, сколько их было в прошлом году. При этом мы наблюдаем снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталости от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, мы видим, что фейки становятся более региональными. Если в начале СВО они распространялись на федеральном уровне, то сейчас мы наблюдаем смещение в сторону конкретных регионов и ситуаций, связанных с конкретными людьми», - объяснил Владимир Табак. Сегодня фейки являются одним из главных оружий в информационной войне. В опровержении дезинформации, которая распространяется оппонентами в рамках информационных атак, в нашей стране приводится доказательная база. При этом украинская сторона к таким инструментам не прибегает, отметил политтехнолог, доброволец на СВО Платон Маматов. Кроме того, большая часть подобных фейков - короткоживущие, добавил эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин. Особенность такой дезинформации состоит в том, что она призвана «затапливать» информационное пространство противника за счёт своего количества, объяснил эксперт.