East Meets West Gallery в содружестве с Государственным музеем-культурным центром «Интеграция» имени Н. А. Островского представляет персональную выставку Александра Олигерова с 06.09 по 05.10.2024 года «Я в волшебном лесу собираю летний ветер…»
Уже почти 15 лет, начиная с арт-проекта «Органика», 2011 г., Александр является постоянным участником всех арт-проектов East Meets West Gallery, посвященных проблемам экологии.
Его творчество тесно связано с природой, духовной гармонией, стремлением к сохранению баланса между деятельностью человека и окружающей средой. Многообразный мир природы, более или менее фигуративный, фантазийный или опосредованный, отражает в его произведениях близость автора к христианским и восточным традициям.
Художник погружает нас в свой волшебный мир, в котором его представителем, по-видимому, является птица, так как самого человека на холсте нет. Мы лишь «угадываем» его присутствие где-то там, за пределами холста. Так было не всегда. В десятые годы в его работах появлялся образ то ли птицы, то ли человека, например, в работе «Ковчег в ледниковый период», 2008, «Птицелов», 2009, и некоторых других. Сам автор, возможно, ассоциирует образ птицы с человеческой душой, свободно парящей в пространстве. Он говорит об этом так: «Знаете, когда держишь в руке маленького птенчика — ощущение хрупкости, эфемерности этой живой души и стремления к свободе просто захватывает. Наверное, птицы — это образ нашей души.
— Это какие-то определенные птицы?
— Нет, это просто мои птицы.» (Из интервью газете «Вечерний Петербург» от 12.10.2015 года).
Серии последних работ Александра Олигерова, представленные на выставке, имеют символические названия, которые тесно связывают человека с окружающей его природой: «Волшебный лес», 2022-2024, «Изумрудный город», 2022-2023, «Летний ветер», 2022, «Сад камней», 2014.
В серии «Сад камней» художник опирается на образ сакрального камня в Христианстве, который становится символом связи Небесного и Земного, приобретая таким образом символическое значение. Сам Александр пишет: «Кто знает, возможно, наша вселенная – это всего лишь сад заветных камней, расставленных Создателем в космической пустоте в идеальном порядке и гармонии, место для Его медитации. Нужно только немного сосредоточиться, прислушаться, и мы услышим Его далекий низкий голос «оммммм, омммммм». «Сад камней» уже несет на себе почти все основные черты творчества Александра Олигерова: соединение традиционной и абстрактной живописи на холсте с элементами графики, внесение автором нечитаемого текста как составляющей его произведения, который называется леттризмом. Олигеров использует текст как графический элемент, без которого уже трудно представить произведения художника.
В серии «Летний ветер» ведущую роль играет энергия и движение воздуха, поэтому «аккомпанируют» разнонаправленному движению графические линейные композиции, в состав которых автор вводит довольно реалистически прописанных птиц. Особенно интересно полотно «Путешествие на воздушном змее», 2022. В Китае воздушный змей-голубь является символом мира. По-китайски иероглифы слова «фэн чжэн» состоят из элементов: «ветер», «бамбук» и «соперничать, состязаться». Первоначально воздушный змей использовался в военных целях. Собственно, в китайском фольклоре, в народном искусстве и на фестивалях он занял свое место значительно позже. Общее настроение движения сохраняется и в работе Александра «Сухой лист». Однако более плотный фон работы и птицы, сидящие очень часто по центру картины, как будто на ветке, а на самом деле на оси листа, не дают этому сухому «потрепанному» листу оторваться и улететь.
Символика голубого цвета, которую использует автор в «Изумрудном городе», конечно, ассоциируется у всех с цветом неба, а небо бывает разных оттенков. Голубизна здесь и воздух, и само небо, и присутствие высшей силы – Божества. Гиацинтовый (или голубой) использовался и в одеянии первосвященников, был цветом духовной чистоты на древних фресках и цветом целомудрия. Александр Олигеров комментирует эту серию так: «Изумрудный город расположен между небом и землей и является первым шагом на пути к небесам. Только человек с чистым сердцем может войти в этот город».
Работы в этой серии носят разные названия, но высшая духовность есть в каждой из них: «Четвертое измерение» – это, видимо, духовно чистый, просветленный мир, куда сможет войти не каждый. Автор находит эту чистоту и духовность не только в христианстве, но и в буддизме, который проповедует доброту, спокойствие, чистоту помыслов.
«Волшебный лес» – самая новая серия работ Александра Олигерова, очень личная, потому что «возможно, его Волшебный лес – это и есть тот мир, который мы потеряли. Этот мир, насыщенный грезами, иногда лишь сверкает нам отдаленными, зовущими огнями в наших ночных снах…» (А. Олигеров). Каждая работа этой серии не похожа на другую, например «Цветы волшебного леса» открывают сказочную и непривычную красоту, обещают бессмертие или заманивают в бесконечность, кто знает? Возникают естественные параллели с русской сказкой «Каменный цветок». Новая работа «Фламенко» своими буйными вихревыми мазками, красными оттенками кружит нас по волшебному лесу, не давая остановиться.
Символично, что близкие мотивы волнуют и художника-керамиста Елену Гамбарян. Ее пластические работы в жанре анималистики и флоры выходят за рамки простого реалистического отображения, часто превращаясь в символы и знаки вечных человеческих ценностей. «Серия работ «Дерева и травы» на растительную тему изначально была выполнена как офортная печать на бумаге. Хотелось плоское изображение перевести в объемную скульптуру, найти новый пластический язык, чтобы передать это вертикальное структурное стремление трав. При этом я сохранила фронтальные поверхности плоскими как на бумаге» (Е. Гамбарян).
Скульптурно-живописные работы автора навеяны древней и архаической скульптурой разных племен и народов, в том числе и отпечатками на камнях, наскальными рисунками, а также элементами народного творчества разных народов мира. Диптих «Смотри, млечный путь…» соединяет несколько тенденций в творчестве скульптора: 1) умение использовать миф и абстрагироваться от конкретной мифологии конкретного народа; 2) соединить принципы графического письма и объемного изображения; 3) использовать элементы графики как орнаментальные элементы; 4) оставлять в пластическом изображении плоскими фронтальные поверхности, напоминающие как античные древние рисунки, так и племенное искусство многих народов Африки, Южной Америки, Австралии и Океании.
Анималистика в творчестве Елены Гамбарян тоже оригинальна: это, конечно, скульптура, но с декоративными элементами и окраской, которые приближают ее к современности, дают возможность более широкой символической интерпретации. Даже скульптуры олушей становятся довольно условными, хотя по форме напоминают реальных птиц. Этому способствует объединение в ее орнаментах как своих собственных орнаментальных элементов, так и уже существующих у разных народов мира.
«Мне интересно интерпретировать природные формы, создавать лаконичные символические образы, превращенные в знак, находить взаимосвязи формы, рисунка и фактуры. Мое творчество во многом питает народная изобразительность и древняя культура в сочетании с современным дизайном, хотя я считаю, что древняя система символики – это непревзойденный дизайн!» (Е. Гамбарян)
Приглашаем вас вместе с нами войти в волшебный мир наших художников Александра Олигерова и Елены Гамбарян.
Выставка работает с 06.09.2024 г по 05.10.2024 г.
Музей Николая Островского
Вход по билетам музея
Ежедневно с 9.00 до 20.00
Выходной понедельник
Ул. Тверская, 14
ostrovsky-museum.ru +7 (916) 118 89 32
East Meets West Gallery
paleeva@emwgallery.com +7 (916) 680 53 90