Найти в Дзене
Факты про артефакты

Минойский акробат: ключ к пониманию цивилизации Крита

Оглавление

Знаменитый артефакт олицетворяет то, что для большинства современных людей является всего лишь метафорой: "брать быка за рога" - вот что мы все должны делать, сталкиваясь с серьезными проблемами в жизни. Небольшая бронзовая скульптура быка и прыгающая через него фигура акробата стала одним из самых примечательных экспонатов минойской коллекции Британского музея. Скульптура была создана около 3700 лет назад на средиземноморском острове Крит. И бык, и акробат - спортсмен были изготовлены из бронзы и имели размеры приблизительно 5 сантиметров в длину и от 10 до 13 сантиметров в высоту.

Минойский прыгун с быком
Минойский прыгун с быком

Бык на полном скаку, вытянув ноги и подняв голову, в то время как фигура перепрыгивает через него в грандиозном сальто. Фигура, скорее всего, представляет собой молодого человека, который схватил быка за рога и перекинул через него свое тело, позволяя нам увидеть его в тот момент, когда его тело полностью перевернулось.

Минойский прыгун с быком 2
Минойский прыгун с быком 2

Две фигуры повторяют друг друга по форме - внешний изгиб тела мужчины повторяет внутренний изгиб позвоночника быка. Эта динамичная и красивая скульптура переносит нас в реальность и миф критской истории.

Наука археология предполагает, что около 4000 лет назад целая цивилизация, казалось, была очарована идеей и действием противостояния быку. Почему они существовали - одна из загадок этого общества на стыке Африки, Азии и Европы, которое сыграло ключевую роль в формировании Ближнего Востока таким, каким мы его знаем сегодня.

Минойский прыгун с быком 3
Минойский прыгун с быком 3

...За винно-черным морем лежит земля под названием Крит. Это богатая и красивая земля, омываемая морем со всех сторон. На этой земле много людей и девяносто городов. В этих городах смешиваются разные языки. Среди них - Кносс, великий город, где Минос правил девять лет в качестве спутника могущественного Зевса...
Гомер

Легенда о Минотавре - повторение материала

В греческой мифологии у Миноса, правителя Крита, были сложные отношения с быками. Он был сыном Зевса, царя богов, и Европы, но чтобы похитить её, Зевс превратился в быка. У жены Миноса, в свою очередь, возникло неестественное влечение к красивому быку, в результате чего родился Минотавр, получеловек-полубык.

Фреска из дворца Кносс
Фреска из дворца Кносс

Миносу стало стыдно за своего пасынка, и он заточил его в лабиринте, где Минотавр каждый год пожирал молодых людей, которых присылали из Афин. Однако греческому герою Тесею удалось убить Минотавра и спасти молодых людей. История Тесея и Минотавра была пересказана многими писателями на протяжении веков, включая Овидия, Плутарха и Вергилия.

Это важная часть греческой мифологии, и её также анализировали и психологи-фрейдисты и художники, да мало ли кто ещё.

Прыгун через быка
Прыгун через быка

Открытие мира Миноса

Археологи были конечно же очарованы этими историями. Чуть более ста лет назад, когда Артур Эванс исследовал остров и решил провести раскопки в Кноссе, изображения быков и мифических существ, дворцов и лабиринтов не выходили у него из головы.

Хотя мы понятия не имеем, как на самом деле называли себя представители этой богатой цивилизации, жившей около 1700 года до нашей эры, Эванс, который верил, что открывает мир Миноса, назвал их минойцами. С тех пор археологи называют их минойцами.

Минойский прыгун с быком 4
Минойский прыгун с быком 4
Минойский прыгун с быком 5
Минойский прыгун с быком 5

В ходе своих обширных раскопок Эванс обнаружил остатки большого строительного комплекса, керамику, ювелирные изделия, резные каменные печати, изделия из слоновой кости, золота, бронзы и красочные фрески, часто изображающие быков. Он попытался интерпретировать эти находки в свете известных мифов и стремился понять роль быков в экономике и церемониях острова. Его особенно заинтересовала находка "минойского" прыгуна с быком (с быка?), найденного на некотором расстоянии от Кносса.

Раскопки в Кносской комнате, с титульного листа брошюры с призывом о помощи, выпущенной Критским фондом исследований (1900 г.)
Раскопки в Кносской комнате, с титульного листа брошюры с призывом о помощи, выпущенной Критским фондом исследований (1900 г.)

Считается, что статуэтка была привезена из Ретимно, города на северном побережье Крита. Вероятно, ее поместили в качестве подношения в горную святыню или пещерное святилище, поскольку подобные предметы часто находят в святых местах острова.

Ритуальный прыжок через быка или рекортадор

Крупный рогатый скот играл важную роль в местных религиозных ритуалах, и многие ученые пытались понять, почему эти изображения так важны. Эванс предположил, что прыжки с быком были праздником в честь богини-матери, но другие с этим не согласны.

Прыжки с быком, возможно, были религиозным представлением, включавшим принесение животного в жертву, а иногда даже смерть исполнителя. Скульптура изображает и быка, и человека, занятых опасным занятием.

Кносские фрески
Кносские фрески

Обучение прыжкам с быком заняло бы месяцы, этот вид спорта, кстати говоря, до сих пор существует в некоторых частях Франции и Испании.

Рекортадор, как его называют по-испански, это игра между мужчинами и быками. Для рекортадоров не существует определенной обучающей школы, вы просто на собственном опыте учитесь понимать животное и его реакции на арене.

Есть три основные техники, которыми рекортадоры должны овладеть: рекорте-де-ринон - это удар по почкам, кьебро - это рывок или уклон, а сальто - это прыжок, который включает в себя перепрыгивание через быка различными стилями.

В отличие от корриды, быкам не причиняют вреда перед матчем. Они никогда не умирают на арене, и рекортадоры рискуют своей жизнью так же, как и тореадоры.
Выступление рекортадеров всегда вызывает полный аншлаг
Выступление рекортадеров всегда вызывает полный аншлаг

Их часто бьют или бодают до смерти, но они никогда не теряют уважения к быку, который всегда за главного. Это неизменное почитание быка является захватывающим современным отголоском идеи о том, что прыжки с быком на Крите во времена создания маленькой статуи, вероятно, имели религиозное значение.

Материал статуэтки "Минойский прыгун с быком"

Ценный бронзовый материал, из которого она была изготовлена, наводит на мысль о подношении богам. Скульптура датируется примерно 1700 годом до нашей эры, во времена бронзового века, когда значительные достижения в металлообработке изменили то, как люди формировали мир.

Хорошо видна структура статуэтки
Хорошо видна структура статуэтки

Бронза, сплав меди и олова, была намного тверже и лучше обрабатывалась, чем медь или золото, и широко использовалась для изготовления инструментов и оружия на протяжении более тысячи лет после своего открытия.

Однако из нее также изготавливались прекрасные скульптуры, поэтому ее часто использовали для изготовления драгоценных и, вероятно, религиозных предметов.

Технология изготовления статуэтки "Минойский прыгун с быком"

Скульптура была создана с использованием техники литья по выплавляемым моделям. Художник начал с того, что вылепил свое видение из воска, а затем придал ему форму из глины. Затем форму поместили в огонь, чтобы глина затвердела, а воск расплавился.

Как только расплавленный воск стек, в форму залили бронзовый сплав, который придал воску точную форму. После охлаждения форму разбили, чтобы получить окончательную бронзовую скульптуру.

Хотя скульптура прыгающего быка сейчас сильно проржавела, изначально, когда ее изготавливали, она была поразительным объектом. Возможно, она и не была такой яркой, как золотая, но обладала мощным и соблазнительным блеском.

-12

Бронза - драгоценный материал своего времени

Бронза, благодаря которой скульптуры, подобные этой, сияют, позволяет нашему быку перейти от мифа к истории. На первый взгляд, удивительно, что он вообще сделан из бронзы, поскольку на Крите нет ни меди, ни олова, которые необходимы для изготовления бронзы.

Оба металла поступали из гораздо более отдаленных мест, а медь - с Кипра, само название которого означает "медный остров", или с восточного побережья Средиземного моря. Однако олово проходило еще более трудный путь по торговым путям из восточной Турции или даже Афганистана и зачастую этого было недостаточно, поскольку эти торговые пути часто нарушались пиратами.

-13

На поверхности скульптуры можно увидеть некоторые свидетельства этой борьбы за обеспечение поставок олова. Очевидно, что в сплаве было недостаточно олова, что объясняет наличие на поверхности оспин и более слабую структуру, из-за чего у быка отламывались задние ноги.

Но даже если пропорции сплава были не идеальными, само присутствие олова и меди - как из-за пределов Крита - говорит нам о том, что минойцы путешествовали и торговали морем. На самом деле Крит был важным игроком в широкой торговой и дипломатической сети, охватывавшей Восточное Средиземноморье, часто сосредоточенной на обмене металлами и связанной морскими перевозками.

-14

Таким образом маленькая бронзовая статуэтка с Минойского Крита служит ценным показателем качества бронзы, которая пользовалась большим спросом во всем Восточном Средиземноморье. К сожалению, существует лишь ограниченное количество затонувших кораблей, доступных для поддержки этой торговой деятельности.

Одним из известных кораблекрушений является затонувшее судно "Улубурун", которое было обнаружено у берегов Турции и перевозило 15 тонн груза. Из этого груза 9 тонн составляли медь в виде слитков, а также множество других ценных товаров, таких как янтарь из Балтийского региона, гранаты, фисташки и различные промышленные товары, включая бронзовые и золотые статуэтки, бусы из различных материалов и большое количество инструментов и оружия.

Открытые вопросы минойской культуры

До сих пор остается много вопросов без ответа о богатой минойской цивилизации, которая была вовлечена в этот вид торговли. Термин "дворец", который Эванс использовал для описания раскопанных им крупных сооружений, подразумевает королевскую власть, но на самом деле эти здания, по-видимому, служили скорее религиозными, политическими и экономическими центрами.

Дворец Кносс, Крит
Дворец Кносс, Крит

В этих архитектурно сложных сооружениях осуществлялись самые разнообразные виды деятельности, включая управление торговлей и производством, организацию большого числа квалифицированных мастеров, которые создавали текстиль и работали с импортными материалами, такими как золото, слоновая кость и бронза.

Без этой талантливой рабочей силы наша сцена с прыжками быка была бы невозможна. На фресках в Кносском дворце изображены большие скопления людей, что позволяет предположить, что это были также церемониальные и религиозные центры. Несмотря на более чем столетние археологические раскопки, минойцы остаются интригующе загадочными, и наши знания о них остаются удручающе неполными.

Такие предметы, как эта небольшая бронзовая статуэтка, изображающая прыгающего быка, многое рассказывают нам об одном аспекте истории Крита - его центральной роли в металлообработке, которая за несколько столетий преобразила мир.

Они также демонстрируют непреходящее очарование мифическим Критом, где мы сталкиваемся с самыми тревожными связями между людьми и животными. Когда Пикассо в 1920-х и 30-х годах захотел исследовать анималистические элементы, которые развращали европейскую политику, он инстинктивно обратился к минойскому дворцу на Крите, этому подземному лабиринту и встрече человека с быком, которая до сих пор преследует всех нас...битва с Минотавром. Он у всех свой.

Топ -10 статей канала "Факты про артефакты" | Факты про артефакты | Дзен

Никогда, никогда, никогда не отказывался от лайка и подписки !