Юрий Москвитин
Борьба против поддельного топлива в России почти завершилась. Нововведения в акцизах и уточненные правила Налогового кодекса сделали его производство неприбыльным. Практически все топливо, предлагаемое на АЗС сегодня, отвечает требованиям стандартов.
Для производителей топлива в России базовыми являются ГОСТы. Эти документы строги, но в случае определенных сложностей или если они не предусмотрели что-то, существуют технические условия (ТУ), которые позволяют отклониться от ГОСТов по некоторым параметрам.
Как акциз контрафакт победил
Не так уж и давно, в 2018 году, Росстандарт предоставил данные, согласно которым суррогатное моторное топливо распространялось на 12% автозаправочных станций (АЗС) России. Если верить оценке Минэнерго, доля такого топлива находилась на уровне 30%.
В наши дни проблема эта почти улажена. Государственные органы теперь осуществляют контроль за деятельностью вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на всех уровнях на всей территории страны. Но многие автозаправочные станции России не принадлежат ВИНКам. В их числе как сетевые станции, так и самостоятельные. Последние и являются потенциальными нарушителями.
Допустим, компания получила с нефтебазы по 100 тонн бензина 92-й и 95-й марок, а продала всего 80 тонн 92-го и вдруг 120 тонн 95-го. Это значит, что октановый показатель и стоимость 20 тонн магическим образом увеличились.
Механизм такой статистики прост. Во-первых, возможен откровенный обман – один вид топлива продается как другой. Это мошенничество легко определяется при проверке и наказывается. Во-вторых, октановое число может быть увеличено с помощью присадок до налива в колонки, непосредственно в резервуаре. Это мошенничество также определяется и карается. Все манипуляции с присадками может проводить только НПЗ и ни в коем случае не ретейлеры.
Дизельное топливо никогда не подделывали, но под его названием продавались нефтепродукты, которые дизелем не являются. Существует большое количество таких видов топлива, объединяет их только одно: все они выпускаются с завода без акциза. Именно поэтому этот дешевый безакцизный продукт на нефтебазе может стать подложным дизелем и продаваться дороже.
К примеру, печное топливо, схожее с дизелем, раньше было свободно от акциза, и производитель выгодно реализовывал его. С помощью подмены накладных с базы оно уходило как дизельное топливо.
На устаревшей дизельной технике фальсификация не заметна. Трактору "Беларусь", например, не нужно качественное топливо, мотор не сломается. Однако вот для легкового автомобиля с дизельным двигателем с системой common rail работа на печном топливе может закончиться внеплановым капремонтом.
С 2018 года налогом стали облагать и ранее неподакцизные нефтепродукты. Это означает, что манипуляции с документами стали не столь выгодны. Все равно лазейки сохранились, так как ассортимент топлива очень обширен и всегда можно найти что-то, что дешевле реального дизтоплива.
Акциз установили на печное топливо, но зато появилось судовое маловязкое топливо, и оно тоже стало "дизелем". Таких способов подмены много, так как гамма продуктов с НПЗ очень широкая. В теории возможны сотни наименований, из них коммерческих, описанных в стандартах и Налоговом кодексе, имеется только несколько десятков.
Теперь в Налоговом кодексе есть понятие "средних дистиллятов", им придали идентификационные признаки, и большая часть их стала облагаться акцизом. Но определения не всегда точные. Небольшие НПЗ вполне могут соблазниться такой возможностью и выпускать более дешевые подделки.
Увеличение количества подакцизных нефтепродуктов, контроль нефтебаз и автозаправочных станций в итоге сделали свое дело: поддельный бензин пропал, поддельный дизель на грани исчезновения. То, что потребитель получает из заправочного пистолета, на 99% соответствует тому, что прописано в ГОСТе.
Многообразное единство
До 1910 года производители моторного топлива выпускали его под своими уникальными брендами. Компания Shell была первой, кто ввел порядок в этот процесс. Другие крупные производители последовали этому примеру.
В РФ производители снабжают бензин маркировкой, указывающей на октановое число (диапазон от 75 до 100), со знаком "А", указывающим на его автомобильное применение. Если маркировка состоит из одной буквы и двух цифр, октановое число измерено моторным методом. Если к маркировке добавлена буква "И", оно измерено исследовательским методом.
Существуют стандарты для бензина (ГОСТ 2084-77) и дизеля (ГОСТ 305-2013). Эти цифры отражают год принятия стандарта. Но это не означает, что сегодняшние нефтеперерабатывающие заводы производят топливо в соответствии с правилами 1977 года, они были корректированы несколько раз.
Пожалуй, единственным интересующим потребителя параметром топлива является октановое число. В то время как бензин содержит до 70 основных лабораторных показателей, ГОСТ регулирует менее трети из них.
В Европе вместо октанового числа используются названия типов бензина, которые приближенно соответствуют российским цифрам: Regular (в России 92), Premium (95), Super (98). В США это Regular, Mid-grade и Premium.
В случае любых сомнений относительно качества топлива на заправочной станции можно запросить его сертификат. Если указан ГОСТ 2084-77 для бензина или 305-2013 для дизеля, это гарантирует их качество.
Полный вариант статьи читайте на сайте журнала "Профиль".