Супруги Цыпляевы, специалисты национального парка «Земля леопарда», сегодня в новой истории нашего семейного проекта. Оба пережили несколько переломных эпох, но выстояли. И теперь гораздо ближе к природе, чем кто либо из нас, потому что живут практически на кордоне.
С первых минут она уступает право первенства и право голоса мужу — верная спутница всех его переездов и мать четверых сыновей, Людмила Васильевна. Строгая, наверное только с молодой Ладой.
На самом-то деле очень любит и жалеет собак, вот и Маня — счастливица.
Людмила Цыпляева, жена и мама: «Её кто-то выбросил возле Павловского посада. Мы Манечку с собой забрали, домой. И уже у нас 11 лет живёт. Всех бы подобрала и домой принесла, но Александр Борисович не разрешает...».
Александр-то Борисович — сын доктора Айболита: «Отец — ветврач, ну вот такая у него была страсть к путешествиям. На целине совхозом командовал».
Да, родился он на территории современного Казахстана, а по правде - в целинных степях. Но к Дальнему Востоку прирос, и чего только не повидал в Хабаровском крае, Амурской области. А самая сильная любовь — Приморье.
Александр Цыпляев, муж и отец: «Куда-то уехал, ой, где сопки? Глаз должен зацепиться, за степи уже не цепляется».
Познакомились в сельскохозяйственном институте, он - специалист лесного хозяйства, она — бухгалтер.
- Как люди друг друга замечают? Что цепляет?
Людмила Васильевна: «Ну-ка, Цыпляев, что тебя зацепило?»
Александр Борисович: «Блондинка, голубые глаза».
Людмила Васильевна: «Он тёмненький был, кучерявенький такой, весёлый, общительный — вот так и познакомились».
Вместе когда-то приехали в Барабаш, красивый и большой, с ухоженным гарнизоном и тремя отделениями совхоза, молочного и овощеводческого — кто бы мог подумать! И камня на камне бы не осталось, не появись однажды национальный парк. Заиграло село новыми экопросветительскими красками. И пятнышками леопарда.
Александр Борисович: «Ну, красавец, где-то вот такой (показывет)... На пасеку приходил к знакомым, так что они через сетку ругались, но чтобы он бросался? Нет! На дереве висит, и вот у него бывают заскоки, что ли, он играется прямо при людях».
Что там пасека? И на кордоне, куда отправляемся с Александром Цыпляевым, он регулярно появляется. Тихонечко. Как и все остальные.
- Косули бывают, олени бывают, барсуки.
Истинная пограничница, но на пенсии — Маруся благодарна инспекторам, что оставили служить на бывшей заставе, и сопровождает их во всех походах. По тропе к Синему Утесу движемся и сейчас.
Закрыт он туманом, как обычно бывает у Нарвы-реки. А Барабаш и в непогоду виден издали. Там яблоневый сад, там свет в окошке на улице, пёстрой, как леопард.
Ольга Катренко, Александр Астафьев, "Вести: Приморье".