Согласно указу президента, к 2030 году производство продукции АПК в России должно вырасти на 25 %, экспорт – в полтора раза. Достичь этой цели невозможно без развития отечественных технологий. Но как сделать рывок в селекционной работе и ускорить переход отрасли на российские сорта и гибриды, не допустив рисков для агробизнеса, – эти вопросы еще требуют тщательной проработки. Ответы на них искали участники первого Всероссийского форума селекционеров и семеноводов «Русское поле – 2024».
Отрасли нужны «мозги»
Форум в Казани собрал ведущих ученых, представителей бизнеса и аграрного образования. В течение двух дней специалисты обсуждали потребности российского растениеводства в передовых селекционных разработках, вопросы ускоренного создания и внедрения сортов и гибридов, потенциал экспорта отечественных семян и другие актуальные темы. Итоги этих дискуссий подвели на пленарном заседании с участием министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут.
Говоря о развитии отечественных технологий в отрасли, глава Минсельхоза отметила, что в некоторых направлениях уже удалось добиться хороших результатов, но есть и такие, где «мы еще находимся на нулевой отметке». По ее словам, в сфере селекции и семеноводства с 2022 года произошли «кардинальные изменения». Так, если с 2015 по 2022 г. в стране было создано 32 селекционно-семеноводческих центра, и в основном в научных организациях, то за последние два года профинансировано строительство уже 20 таких центров, открытых именно частными компаниями.
Селекционеры сегодня активно работают не только с пшеницей, но и с другими культурами, все больше ориентируясь на запросы производственников. По мнению министра, «все должно идти не от науки к бизнесу, а от бизнеса – к науке» – именно так нужно выстраивать взаимодействие. «Сельхозпроизводитель должен быть доволен теми гибридами, которые мы разрабатываем, они должны быть эффективными и приносить необходимый доход», – подчеркнула Оксана Лут, добавив, что пока бизнес «не очень доволен» российской селекцией, и стоит задача изменить эту ситуацию. Сегодня разрабатывается национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», в рамках которого будет выделен федеральный проект по поддержке селекции и генетики растений и животных.
При этом отрасли придется разобраться с рядом проблем, главная из которых – нехватка кадров. В последние десятилетия пласт селекционеров в стране был потерян, и теперь необходимо отдельно заниматься подготовкой научных кадров, а это работа, по мнению главы Минсельхоза, тонкая и кропотливая. «Селекционер – это мозг, и таких людей, которые что-то придумают и разовьют, их надо найти, начиная со школы, взращивать, холить, лелеять, чтобы они дальше могли приносить пользу нашему государству. Будем вместе с вузами, научными институтами и бизнесом этим заниматься, и я уверена, что у нас будет успех», – отметила Оксана Лут.
Чего хочет бизнес
О том, какие гибриды нужны аграриям, и чего ждут производственники от современной науки, рассказал директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Роман Некрасов.
Что касается зерновых культур, то бизнесу, прежде всего, требуются пластичные сорта для сложных условий возделывания, устойчивые к полеганию и прорастанию на корню, а также толерантные к склероциальной гнили. Для отдельных культур есть свои требования:
- рожь: создание яровых гибридов, потому что на многих территориях страны невозможно возделывание озимых сортов;
- ячмень: создание сортов для пивоварения;
- овес: создание голозерных сортов – как наиболее технологичных, которые помогут закрыть нишу продуктов для здорового питания;
- рис: повышение урожайности, сокращение сроков вегетации (так как с изменением климата ареал возделывания будет смещаться на север), устойчивость к болезням (пиликурялиоз).
Говоря о зернобобовых, Роман Некрасов подчеркнул, что сегодня это самая востребованная позиция российского экспорта. В текущем году российские растениеводы увеличили площади под этими культурами на 1 млн га, из которых 300 тыс. га – это горох, а остальное – нут и чечевица. В то же время по нуту и чечевице отечественных сортов очень мало. «И вот в этом направлении по таким маржинальным и высокодоходным культурам мы видим очень серьезную заинтересованность бизнеса в активизации взаимодействия с отечественной селекцией, готовность финансировать подобные проекты», – сказал спикер. При этом важно, чтобы новые отечественные сорта были устойчивы к полеганию, осыпанию, корневым гнилям и аскохитозу, отличались высоким содержанием белка.
Немалую долю в структуре посевов российских хозяйств занимают масличные. И здесь, прежде всего, аграриям нужны отечественные гибриды озимого рапса с содержанием жира не менее 50 %, безэруковые и низкоглюкозинолатные сорта, чтобы развивать переработку семян. Востребованы также гибриды подсолнечника, пригодные для технологии возделывания Clearfield, Clearfield Plus, ExpressSun, устойчивые к ржавчине и белой гнили, высокоолеиновые сорта, с высоким содержанием белка в семенах.
Перспективная культура для Сибири и Дальнего Востока, широко востребованная как на мировом, так и на внутреннем рынке, – соя. Аграриям нужны семена, которые будут содержать не менее 48 % белка. Второй важный параметр – скороспелость и сокращение вегетационного периода. Роман Некрасов сообщил, что, к примеру, Амурская область готова увеличить посевы сои в регионе на 250 тыс. га, как только появится сорт с вегетационным периодом 75 дней.
Наконец, картофель. При выведении новых сортов «второго хлеба» нужно фокусироваться на получении высококрахмальных продуктов, пригодных для промышленной переработки, обладающих лежкостью до 9 месяцев в хранилищах, устойчивостью к наиболее вредоносным болезням, выравненностью и коротким сроком вегетации (55 дней).
Тепличные условия для российской науки
Роман Некрасов напомнил, что сегодня по всей стране создаются семеноводческие посевы для испытания передовых сортов и гибридов. Под наблюдением селекционеров – почти 10 млн га площадей. И в 2024 году 83 % этих территорий занято именно отечественными семенами.
В то же время представитель Минсельхоза обозначил ряд проблем в отрасли:
во-первых, длительные сроки вывода в массовое производство отечественных селекционных достижений;
во-вторых, недостаточную информированность, прежде всего – малых и средних хозяйств;
в-третьих, отсутствие подходов к специализированным сортам при госиспытаниях. «Не всегда критерием успеха для отдельного сорта или гибрида будет урожайность. Иногда нужен тот параметр, который ждет сегодня бизнес, ждут переработка или рынок», – отметил Некрасов.
Чиновник отметил серьезную работу, проведенную в сфере государственного регулирования, в том числе переход к квотированию рынка семян. «У нас сегодня по стратегическим культурам, в которых мы ждем от отечественной селекции рывка, создаются более или менее тепличные условия, где есть возможность предложить свой продукт дефицитному рынку, и этим мы в последние годы неплохо пользуемся», – сказал Роман Некрасов. Также в числе мер поддержки – установление повышенных коэффициентов на использование отечественных семян, стимулирование создания селекционно-семеноводческих центров, льготное кредитование и лизинг.
Директор компании «Агро-Ситно» Василий Ломакин обратил внимание аудитории на то, что проекты строительства селекционно-семеноводческих центров стоят очень дорого – сотни миллионов рублей, и реализовать их без господдержки почти невозможно. Инвесторов интересует, будет ли продолжена поддержка сельхозпроизводителей в соответствии с Постановлением Правительства № 630, предполагающая возмещение части затрат на создание таких комплексов. Отвечая на этот вопрос, Роман Некрасов сообщил, что в 2024 году на получение господдержки заявилось уже пять селекционно-семеноводческих центров, и Минсельхоз будет отстаивать продление данной программы. Однако он призвал аграриев как можно скорее начинать строительство, не откладывая этот процесс, и обращаться в ведомство уже «с готовыми заявками».
Министр Оксана Лут также пообещала, что данное направление останется приоритетным при распределении средств господдержки. «Сегодня есть сложности с кредитованием, высокой ключевой ставкой, но даже если не будет по каким-то причинам денег, то на селекционное направление мы всегда найдем финансирование – и на льготное кредитование, и на возмещение капзатрат», – сказала она, призвав инвесторов входить в проекты без опасений.
Руководитель центра геномной селекции АПХ «Мираторг» Николай Елаткин отметил, что современная селекция – это очень инвестиционно затратный процесс: мировые селекционные компании 10–15 % своей выручки тратят на разработки. Поэтому нужно придумать эффективные инструменты для привлечения денег в отечественную науку, чтобы бизнес хотел инвестировать в селекцию.
«Основным механизмом может быть выплата роялти и выстраивание четких правил по получению роялти научными организациями от бизнеса. Это основной канал, как мы можем запустить инвестиции бизнеса в селекцию. Реальные запросы сельхозпроизводства по селекции должны быть очень таргетированными, то есть бизнес ставит конкретное техзадание, а наука должна делать не обезличенные сорта и гибриды, а четко именно то, что нужно бизнесу. Ну и, наконец, надо думать, как ускорять процесс сортоиспытаний и быстрее запускать гибриды в промышленное использование», – поделился своим мнением эксперт.
Он также высказался за проведение испытаний сортов на участках сортозаявителя – такую возможность открыло Постановление Правительства № 572 от 3 мая текущего года. Однако при этом важно обеспечить объективность испытаний на территории заявителя. Данный вопрос сейчас в проработке.
И второе – для высокой эффективности селекционного процесса, по мнению Николая Елаткина, необходимо обеспечить максимальное разнообразие используемой генетики. Оксана Лут ответила на это, что никто не запрещает компаниям продолжать работать с иностранными коллегами и везти из-за рубежа гермоплазму или исходные линии растений. Но при этом очень важно создавать собственные гибриды и одновременно формировать новое поколение селекционеров в России.
«Техзадание» на кадры
Именно поэтому еще одна задача бизнеса – дать науке и Министерству образования «техзадание на те кадры, которые нужны». Об этом заявил директор департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки РФ Вугар Багиров. По его словам, селекции остро не хватает узких специалистов по многим современным специальностям, а преподаватели вузов сами нуждаются в переподготовке.
Ректор Казанского ГАУ Айрат Валиев выразил обеспокоенность недостаточным уровнем закрепляемости выпускников аграрных вузов в отрасли – около 65 %.
Он также считает, что при подготовке селекционеров нужно уходить от существующей модели обучения, когда агробизнес (селекционный центр) подключается к образовательному процессу только на этапе производственной практики, после 3-го курса. По его мнению, более эффективна модель «школа – университет – агробизнес», когда предприятия непосредственно сопровождают весь процесс подготовки будущих кадров, начиная со школьной скамьи.
Такой подход полностью поддерживают в Минсельхозе, и не только в отношении научных сотрудников. Оксана Лут напомнила, что в 2023 году отрасль АПК потеряла 200 000 человек, и, чтобы как можно быстрее заполнить образовавшийся вакуум, нужно выстроить «определенную цепочку жизненного цикла, чтобы человек, приходя в отрасль – научную сферу или производство, понимал, что у него будет в будущем». Она напомнила, что к 2030 году все профильные российские вузы должны иметь необходимое количество агроклассов – «для того, чтобы вести детей на сельских территориях».
Не только создать, но и продать
Фокусируясь на обеспечении семенами внутреннего рынка, нужно смотреть и на перспективу – развивать экспортный потенциал российской селекции. РФ должна стремиться попасть в топ-10 мировых экспортеров семян (сейчас она занимает 32-е место). А для этого надо заниматься всем спектром культур – даже теми, которые не являются традиционными для России, и научиться продавать свой генетический продукт. Такое мнение высказал председатель совета НГ «Национальный семенной альянс» Игорь Лобач. Он также озвучил свои предложения по совершенствованию отрасли:
- в госреестре селекционных достижений сформировать отдельный том и включить в него селекционные достижения, предназначенные только для экспорта;
- проработать механизм контроля качества экспортируемых семян, чтобы исключить случаи, когда отдельный недобросовестный поставщик может испортить репутацию всей страны;
- продумать механизм защиты авторских прав селекционеров при вывозе семян.
Министр Оксана Лут согласилась с тем, что тема экспорта является ключевой для отрасли и необходимо уже сейчас изучать все рынки, которые могут быть потребителями российской селекции. «Мы можем даже пойти в культуры, не характерные для РФ, чтобы создать их здесь, а потом выращивать за рубежом», – сказала она.
О том, как важно продвигать селекционные достижения России, чтобы быстрее преодолеть скепсис со стороны потребителей, привыкших к импортной генетике, рассказал управляющий партнер компании RUSEED Марк Гехт. Он напомнил о том, как иностранные компании «захватили» российский рынок, и подчеркнул важность комплексной поддержки – когда продается не просто мешок семян, а технология под ключ, то есть весь комплекс мер по получению высокого урожая. По мнению эксперта, это тот путь, по которому следует идти отечественным селекционным компаниям.
Глава Минсельхоза Оксана Лут отметила важность обсуждаемых вопросов и выразила надежду собраться с коллегами на втором форуме селекционеров и семеноводов. Вероятно, он вновь пройдет в Казани – Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов уже пригласил участников мероприятия на следующую встречу в будущем году.
#семеноводство #форум #лут #казань #минсельхоз #АПК
Больше материалов рубрики «Сельское хозяйство»
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.
Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.