Что такое шины низкого давления
История изобретения колес большой проходимости. Сферы использования вездеходов на шинах низкого давления, отрасли промышленности и хобби. Преимущества и недостатки вездеходной техники на ШНД.
Содержание ▼
- Особенности и шин низкого давления
- Плюсы шин низкого давления
- Минусы шин низкого давления
- Сферы использования вездеходов на шинах низкого давления
Первая компания по производству шин низкого давления основана в 1950-х годах в Америке Биллом Олби. Новые колеса были изобретены практически случайно: в командировке на Аляске предприниматель увидел эскимосов, которые перекатывали грузовые лодки на наполненных воздухом тюленьих шкурах. Такая примитивная технология вместе с тем помогла быстро преодолеть все неровности дороги.
Вторым мотивом к разработке ШНД стали военные действия в Корее. Во влажных джунглях военная техника не могла передвигаться, постоянно застревала в мягкой топкой почве.
После этого Билл Олби вплотную занялся разработкой шин низкого давления, а его компания Albee Rolligon вскоре получила патент на их разработку.
Особенности и шин низкого давления
Главное отличие шин — низкий уровень давления на грунт — обеспечивает технике высокую проходимость и большое сцепление с поверхностью. Такое качество особо ценно для внедорожных автомобилей и вездеходных машин.
Большая ширина колес не дает технике увязнуть в мягком грунте и позволяет легко преодолевать болота и трясины. При этом шины низкого давления не вредят почве, что очень важно для передвижения по пахотным и плодородным землям в сельском хозяйстве.
При переезде через препятствия масса колеса равномерно распределяется вокруг выбоин и неровностей, поэтому такую шину сложно пробить на какой-нибудь колдобине.
Площадь контакта с дорогой у покрышек низкого давления составляет 1/3 – 1/4 диаметра шины, это обеспечивает превосходные внедорожные качества. Дополнительную проходимость придают специальный протектор и боковые зацепы.
Еще одной особенностью данных видов шин является отсутствие камеры внутри колеса и специфический способ монтажа шины на диск.
Шина монтируется к диску с помощью бэдлоков и герметика. Затем бэдлок с помощью соединения болт-гайка (в количестве от 16 до 20 шт на колесо с одной стороны) прижимает посадочный борт шины к диску, тем самым обеспечивая возможность использования шин без дополнительной камеры.
Плюсы шин низкого давления
Шины низкого давления прекрасно зарекомендовали себя в сложных специфичных условиях. В качестве несомненных достоинств следует отметить:
- Проходимость. Большое пятно соприкосновения с поверхностью дает возможность проехать по снегу, грязи, мягкой земле, болотам и пескам.
- Высокий дорожный просвет. Отличительная особенность внедорожной и вездеходной техники, которая позволяет легко преодолевать различные препятствия.
- Большая грузоподъемность. Вес машины на ШНД равномерно распределяется по всему объему, что помогает перевозить большие массы груза.
- Минимальный ущерб почве и дорожному покрытию. Это качество вездеходов на шинах низкого давления широко используется в заповедниках и сельском хозяйстве. Большие колесные вездеходы могут передвигаться по дорогам общего пользования без риска повредить дорожное покрытие, чем выгодно отличаются от своих гусеничных собратьев.
- Амортизация при движении. Передвижение по пересеченной местности предполагает частые спуски и подъемы, повороты в неожиданных местах, а также значительное количество ям, камней и иных препятствий на пути. Как правило, на вездеходах комфорт водителя и пассажиров отодвигается на задний план в угоду внедорожным качествам, а использование шин низкого давления позволяет свести к минимуму неудобства передвижения. Широкие и высокие колеса сглаживают неровности дороги и придают технике хорошую плавность хода.
- Положительная плавучесть техники позволяет преодолевать небольшие водные преграды.
Минусы шин низкого давления
Как известно, в мире нет ничего идеального, и шины низкого давления не исключение.
В число недостатков таких покрышек входят:
- Высокий центр тяжести. Поднятие кузова над дорогой снижает устойчивость вездехода в поворотах, а также при движении по склонам. Для заводских экземпляров разработчики снижают вероятность этой проблемы, а самодельные агрегаты вполне могут попасть в неприятную ситуацию. Риск перевернуться особо заметен у автомобилей, которые конструктивно не были приспособлены к высоким покрышкам.
- Малая скорость передвижения (для некоторых моделей). Вездеходы предназначены для передвижения по бездорожью и доставки грузов в конечную точку, и быстрота перемещения не стоит в числе первых задач.
- Быстрый износ резины. Особенно быстро мягкие колеса стираются при езде по асфальту, но и естественные поверхности оставляют свой след на их прочности. На самодельных вездеходах также часто требуется ремонт трансмиссии.
- Дороговизна установки ШНД. Для придания внедорожных свойств обычному автомобилю недостаточно просто купить большие и широкие колеса, потребуется переделка части конструкции и дополнительные усовершенствования.
Сферы использования вездеходов на шинах низкого давления
Отличная проходимость вездеходов на ШНД нашла свое применение в большом количестве отраслей промышленности и других сферах деятельности.
1. Нефтяная и газовая промышленность. Перевозка тяжелых грузов по сложной местности, доставка людей к месторождениям, строительство скважин и трубопроводов — во всех стадиях производства необходимы мощные машины.
2. Горная промышленность. Вездеходы на шинах низкого давления не боятся каменистых дорог и скальных склонов.
3. Строительство. Шины низкого давления устанавливают на грузовики, самосвалы и другую строительную технику.
4. Работа в арктических условиях. Вездеходы на шинах низкого давления успешно преодолевают снежные поля, ледяные просторы и рельефы тундры.
5. Сельское хозяйство. Техника на ШНД успешно работает в любое время года на мокрых, рыхлых и глинистых почвах, а также бережно передвигается по пашням и лугам.
6. Спасательные и поисковые службы. Вездеходы доставят спасателей в самые непроходимые места.
7. Военная вездеходная техника может преодолевать абсолютно любые местности при широком диапазоне температур.
8. Туризм, охота и рыбалка. Для личного пользования любители активного отдыха приобретают квадроциклы, снегоходы и комфортные мини вездеходы.