Найти тему
Вездеходы Байкал 4х4

Зачем на вездеходы устанавливают шины низкого давления

Что такое шины низкого давления

История изобретения колес большой проходимости. Сферы использования вездеходов на шинах низкого давления, отрасли промышленности и хобби. Преимущества и недостатки вездеходной техники на ШНД.

Содержание ▼

  1. Особенности и шин низкого давления
  2. Плюсы шин низкого давления
  3. Минусы шин низкого давления
  4. Сферы использования вездеходов на шинах низкого давления

Первая компания по производству шин низкого давления основана в 1950-х годах в Америке Биллом Олби. Новые колеса были изобретены практически случайно: в командировке на Аляске предприниматель увидел эскимосов, которые перекатывали грузовые лодки на наполненных воздухом тюленьих шкурах. Такая примитивная технология вместе с тем помогла быстро преодолеть все неровности дороги.

Вторым мотивом к разработке ШНД стали военные действия в Корее. Во влажных джунглях военная техника не могла передвигаться, постоянно застревала в мягкой топкой почве.

После этого Билл Олби вплотную занялся разработкой шин низкого давления, а его компания Albee Rolligon вскоре получила патент на их разработку.

Вездеход Байкал на ШНД
Вездеход Байкал на ШНД

Особенности и шин низкого давления

Главное отличие шин — низкий уровень давления на грунт — обеспечивает технике высокую проходимость и большое сцепление с поверхностью. Такое качество особо ценно для внедорожных автомобилей и вездеходных машин.

Большая ширина колес не дает технике увязнуть в мягком грунте и позволяет легко преодолевать болота и трясины. При этом шины низкого давления не вредят почве, что очень важно для передвижения по пахотным и плодородным землям в сельском хозяйстве.

При переезде через препятствия масса колеса равномерно распределяется вокруг выбоин и неровностей, поэтому такую шину сложно пробить на какой-нибудь колдобине.

Площадь контакта с дорогой у покрышек низкого давления составляет 1/3 – 1/4 диаметра шины, это обеспечивает превосходные внедорожные качества. Дополнительную проходимость придают специальный протектор и боковые зацепы.

Еще одной особенностью данных видов шин является отсутствие камеры внутри колеса и специфический способ монтажа шины на диск.

Шина монтируется к диску с помощью бэдлоков и герметика. Затем бэдлок с помощью соединения болт-гайка (в количестве от 16 до 20 шт на колесо с одной стороны) прижимает посадочный борт шины к диску, тем самым обеспечивая возможность использования шин без дополнительной камеры.

Шины низкого давления
Шины низкого давления

Плюсы шин низкого давления

Шины низкого давления прекрасно зарекомендовали себя в сложных специфичных условиях. В качестве несомненных достоинств следует отметить:

  • Проходимость. Большое пятно соприкосновения с поверхностью дает возможность проехать по снегу, грязи, мягкой земле, болотам и пескам.
  • Высокий дорожный просвет. Отличительная особенность внедорожной и вездеходной техники, которая позволяет легко преодолевать различные препятствия.
  • Большая грузоподъемность. Вес машины на ШНД равномерно распределяется по всему объему, что помогает перевозить большие массы груза.
  • Минимальный ущерб почве и дорожному покрытию. Это качество вездеходов на шинах низкого давления широко используется в заповедниках и сельском хозяйстве. Большие колесные вездеходы могут передвигаться по дорогам общего пользования без риска повредить дорожное покрытие, чем выгодно отличаются от своих гусеничных собратьев.
  • Амортизация при движении. Передвижение по пересеченной местности предполагает частые спуски и подъемы, повороты в неожиданных местах, а также значительное количество ям, камней и иных препятствий на пути. Как правило, на вездеходах комфорт водителя и пассажиров отодвигается на задний план в угоду внедорожным качествам, а использование шин низкого давления позволяет свести к минимуму неудобства передвижения. Широкие и высокие колеса сглаживают неровности дороги и придают технике хорошую плавность хода.
  • Положительная плавучесть техники позволяет преодолевать небольшие водные преграды.
Шины всех размеров
Шины всех размеров

Минусы шин низкого давления

Как известно, в мире нет ничего идеального, и шины низкого давления не исключение.

В число недостатков таких покрышек входят:

  • Высокий центр тяжести. Поднятие кузова над дорогой снижает устойчивость вездехода в поворотах, а также при движении по склонам. Для заводских экземпляров разработчики снижают вероятность этой проблемы, а самодельные агрегаты вполне могут попасть в неприятную ситуацию. Риск перевернуться особо заметен у автомобилей, которые конструктивно не были приспособлены к высоким покрышкам.
  • Малая скорость передвижения (для некоторых моделей). Вездеходы предназначены для передвижения по бездорожью и доставки грузов в конечную точку, и быстрота перемещения не стоит в числе первых задач.
  • Быстрый износ резины. Особенно быстро мягкие колеса стираются при езде по асфальту, но и естественные поверхности оставляют свой след на их прочности. На самодельных вездеходах также часто требуется ремонт трансмиссии.
  • Дороговизна установки ШНД. Для придания внедорожных свойств обычному автомобилю недостаточно просто купить большие и широкие колеса, потребуется переделка части конструкции и дополнительные усовершенствования.
Вездеход Байкал на ШНД
Вездеход Байкал на ШНД

Сферы использования вездеходов на шинах низкого давления

Отличная проходимость вездеходов на ШНД нашла свое применение в большом количестве отраслей промышленности и других сферах деятельности.

1.     Нефтяная и газовая промышленность. Перевозка тяжелых грузов по сложной местности, доставка людей к месторождениям, строительство скважин и трубопроводов — во всех стадиях производства необходимы мощные машины.

2.     Горная промышленность. Вездеходы на шинах низкого давления не боятся каменистых дорог и скальных склонов.

3.     Строительство. Шины низкого давления устанавливают на грузовики, самосвалы и другую строительную технику.

4.     Работа в арктических условиях. Вездеходы на шинах низкого давления успешно преодолевают снежные поля, ледяные просторы и рельефы тундры.

5.     Сельское хозяйство. Техника на ШНД успешно работает в любое время года на мокрых, рыхлых и глинистых почвах, а также бережно передвигается по пашням и лугам.

6.     Спасательные и поисковые службы. Вездеходы доставят спасателей в самые непроходимые места.

7.     Военная вездеходная техника может преодолевать абсолютно любые местности при широком диапазоне температур.

8.     Туризм, охота и рыбалка. Для личного пользования любители активного отдыха приобретают квадроциклы, снегоходы и комфортные мини вездеходы.