В документах и материалах по бразильскому рынку розницы и потребления я пропустила очень любопытное исследование октября 2023 года, подготовленное SBVC (Sociedade Brasieliro de Varejo e Consumo) - Бразильским Обществом Торговли и Потребления, некоммерческой организации, которая занимается синдикативными исследованиями и вопросами развития отрасли.
Исследование посвящено изучению покупательского поведения потребителей старшей возрастной группы (60+) и проводилось оно в партнерстве с исследовательской компанией AGP Pesquisas уже седьмой год подряд.
Сам файл отчета в PDF доступен для ознакомления по ссылке. Ниже даю ссылку на мой перевод некоторых его частей.
Итак, перейдем к содержательной части.
По оценкам IBGE (Бразильский институт Географии и Экономики), в 2025 году население в возрасте 65 лет и старше в Бразилии составит 10,5 % от общей численности населения, согласно данным Непрерывного национального выборочного обследования домашних хозяйств (Pnad Contínua). Мониторинг наглядно показывает, что за десять лет доля пожилых людей в общей численности населения увеличилась, поскольку в 2012 году этот показатель составлял 7,7%. Другими словами, Бразилия также переживает демографический переход, «зима близко», но старение населения открывает новые возможности во многих нишах и в самое ближайшее время потому что население стареет быстрыми темпами, а это окажет значительное давление и влияние на системы здравоохранения и обеспечения, увеличивая не только государственные расходы, но и востребованность коммерческих услуг.
Цель опроса заключалась в количественной оценке аспектов, связанных с покупательскими привычками людей старше 60 лет, причем как в онлайне, так и в физических магазинах. Ключевые вопросы, которые были затронуты в ходе исследования:
Структура расходов на различные категории товаров и услуг;
Какие типы торговых заведений они посещают и как часто;
Как выглядит их посведневный опыт покупок в физических магазинах;
Привычки, основные барьеры и наиболее ценные аспекты опыта покупок в онлайн-канале.
Исследование проводится с 2017 года, выборка была сначала 400 результативных анкет, теперь увеличена до 500 и опрос происходит с помощью онлайн платформы Painel - поэтому такие высокие доли в результатах приходятся на онлайн-канал. Анкетирование идет месяц с середины декабря по январь.
Ну и поэтому вывод о том, что 81% потребителей старшей возрастной группы 60+ делает покупки в интернете вызывает некоторый скепсис потому что критерии изначальной выборки предполагают определенный социально-демографический профиль таких потребителей (там точно нет пожилых из классов D, E) и хорошие навыки владения интернетом (они заполняют онлайн-опросник).
Факторы, которые в наибольшей степени влияют на решение о покупке в физическом магазине для потребителей 60+ это:
Качество и внимательность обслуживания(84%)
Цены на товары» (82%)
Легкость доступа к магазину (73%).
43% потребителей 60+ покупали товары онлайн и забирали их в пункте самовывоза. 56% респондентов предпочли делать покупки в Интернете, потому что там «легче найти товары» Значительно увеличилось использование смартфонов для покупок в Интернете (с 24% в 2017 году до 79% в 2023 году). Потребители 80+ также используют смартфоны для покупок (68%).
Среди товаров и услуг, покупаемых онлайн, увеличилась доля транспортных услуг (81%), одежды, обуви и аксессуаров (68%), лекарств (63%), товаров для красоты/здоровья (55%) и отдыха (50%). 67% потребителей в возрасте 60+ говорят, что главный мотив для покупок в Интернете - это «возможность покупать, когда захочу».
Цена (71%) является основным фактором, влияющим на онлайн-покупки для потребителей 60+, за ней следует ясность визуальной структуры (чистота) сайта (53%) и безопасность электронной коммерции (50%). Те потребители группы 60+, которые не покупают онлайн, главным препятствием является отсутствие «тактильного контакта с товарами».
Отчет по-русски ниже по ссылке на Я.Диск