Чем больше срок службы товара при прочих равных, - тем меньше мусора и больше "работающий" культурный слой на каждого человека, т.е. по сути, выше материальный уровень жизни
Для общего понимания - определим Амортизацию как стоимость товара в человеко-часах / срок службы, чем меньше значение, тем больше "элементов" в условные 100% рабочего времени на человека у нас в мире, т.е. больше всякого разного в моменте на каждого человека т.е. выше его материальный уровень жизни
//заодно меньше создаётся работы по работе с "мусором" и меньше ресурсов "утилизируется"
На удивление, простая истина, но, отчего-то, мы не видим её тотального применения, а видим совсем иное
Да, есть такая история как мода, есть желание потреблять Роскошь, ничего плохого в этом не вижу, это просто нужно учесть, поэтому вижу две "ветки":
*что за ТПН и Роскошь, в отдельной статье
Роскошь*
"Амортизацию" нужно приводить к средне максимальному времени использования, например, если мы знаем, что по моде туфли перестанут использоваться и пойдут на принудительную утилизацию через условно пол года, - значит максимизация срока службы в чистом виде тут будет неразумной
// Даже если удлинение будет "на бумаге" выгодно, люди не будут использовать избыточный "ресурс" и в итоге он будет утилизирован
В таком случае - нужно больше заниматься оптимизацией амортизации, за счёт "тела", т.е. удешевлением, важно понимать, что мы не делаем товар "одноразовым" т.е. мы ориентируемся на минимальную стоимость, но при сроке службы не меньше чем пол года
// Пол года серьезно, по максимуму, при ежедневной носке
Очевидно, что в среднем - это будет с небольшим запасом, но бывают разные истории и ориентироваться лучше на это, иначе будут лишние издержки
// мы итак идём на компромисс с "потребительством", понимая, что 10 лет туфлям незачем служить, хотя ,чисто по математике, можно "упереться рогом", врубить "тоталитаризм" и всех "заставить", что собственно я считаем тупиковой веткой (государство для людей, а не люди для государства)
В итоге:
При решении задачи "что лучше: уменьшить затраты или увеличить срок службы" для Амортизации мы тяготеем к уменьшению затрат, при удержании близких к минимальным значениям амортизации, а не как сейчас осознанно уменьшают срок службы, чтобы продать побольше, почаще, без учета общих интересов (уменьшение амортизации)
//За такое нужно расстреливать по статье предательство против всего человечества (шучу, конечно, но отношение такое - точно должно быть, ну а вопрос размеров наказаний и справедливости / необходимости наказания с альтернативой "перевоспитания" и прочего - тема отдельной статьи)
ТПН*
Для ТПН нужно, как раз исходить из обратного, т.е. оптимизировать амортизацию максимизируя срок службы
//опять же без фанатизма, вещи теряются, ломаются, бывают одноразовыми, в конце концов, и т д, надо это учитывать
Почему так? просто помимо предельно маленькой амортизации - мы ещё получаем уменьшение логистики, уменьшение ресурсозатрат и генерации мусора и т д, т.е. эффект получится синергетический
Примеры:
Автомобиль из обычной ржавеющей стали (по цене лома считаем) условно в машине металла 1.5 тонны, т.е. на 40 тысяч обычной стали, а из нержавейки, пусть даже самой классной и дорогой 120 тысяч, при стоимости далеко за миллион, понятно что есть всякие истории про удобность отливки, обработки, покраски и т п, возможно не все элементы нужно делать из нержавейки, но срок службы деталей /частей корпуса, при разумном использовании материалов вполне может с 3-5 лет дойти до 10-20, а то и больше(я про приличный вид и состояние, а не ржавое корыто на ходу), т.е. в разы. Экономия в десятки процентов - не стоит увеличения срока службы в разы, а если ещё и добавить пластмасс и других "хитрых" материалов, (что уже начали), так там и того больше срок можно сделать, и при этом дешевле, легче кузов и детали, меньше нагрузка, опять "+" к долговечности "-" к амортизации...
Аналогично с принтерами / тонерами, телефонами, которые глючат через какое то время, с постоянно меняющейся не по делу разъёмами, с не сменными батареями везде где только можно, с мягкими не по месту металлами для инструментов, обновлениями после которых телефоны тормозят специально или из за халатности в оптимизации, или и вовсе с ограничениями по моделям, и тому подобные "веселья", в общем, Вы и сами знаете :)
И вроде как бы ничего особенного, но если посмотреть/прикинуть, можно, по ощущениям, насчитать, пусть не в разы, но на десятки процентов улучшенный глобальный материальный уровень жизни
//хотя, мне кажется, всё-таки, - в разы :) но почувствуем, конечно не так ярко т.к. условно 2-й телефон уже не так радует
Модульность
Если ещё параллельно заняться модульностью, чтобы при смене моды менять только внешнюю оболочку, а при смене "внутрянки" просто менять ту её часть, что "устарела", то вещи могут нам служить очень долго, а тратиться будем в основном на расходники, собственно как сейчас обстоит дело с подержанными автомобилями (даже с основой на "плохих" расходниках)
//Есть риск излишних связей и взаимодействий (не просто купил и забыл), поэтому есть необходимость чтобы "сервис" локально централизовать.
//На примере прачечной, сдаёшь вещи в корзину, корзину по номеру забирают, ночью сортирует, раскидывает, стирает, гладит, складывает, возвращает назад, в идеале раскладывает по полочкам ( если инфраструктура с проникновением в жилище, или общая гардеробная). Никуда идти не нужно, читать отзывы, смотреть цены, искать сервис не нужно, в общем нет лишней работы и убийства творческого потенциала (альтернативы должны быть , поэтому полностью избавиться не получится, но точно не каждый день или даже раз в неделю)
Дополнительный профит как обычно из за "децентрализованности" - затраты на логистику сильно меньше (меньше общее необходимое товароперемещение), риск монополий, в том числе государственных, со всеми вытекающими - ниже
//собственно, полагаю, именно поэтому "Всё так, как сейчас", т.к. занимаясь этим вопросом - мы, по сути, уменьшаем потенциал бизнеса, создавая альтернативные решения, т.е. "забираем" у кого то деньги, ну, а они, конечно, не отдают :)
В общем, Минимизация амортизации - на мой взгляд крайне важная составляющая в вопросе улучшения общего материального уровня жизни
Яго'вкин Алексей, Томск 09.2024