А ещё "самая знаменитая, яркая, уникальная, незабываемая", под завязку набитая достопримечательностями. Ну, такими… городского уровня, но при этом обязательно вписанная в каждый путеводитель и рассказ об иорданской столице. Не верите мне?
Королева Иордании Рания:
В Аммане так много скрытых драгоценностей, что вам нужно всего лишь пройтись по улице Рэйнбоу-стрит, чтобы открыть для себя замечательные впечатления, старые и новые!
Так что с этой улицей столичного иорданского Аммана не так, если путеводители приравнивают её чуть ли не к Баумана в Казани, а забежавшие на неё за достопримечательностями туристы недоумённо оглядываются: а что тут особенного-то?
Точно так же первый раз оглядывалась я сама: ну, аж целый ТИЦ, в котором про саму улицу ничего нет. Ну, магазины и кафешки, которых полно и на других улицах. Ну, мечеть и церковь неподалёку друг от друга, так где в Иордании не так? И где в Иордании нет котиков? В общем, пожала плечами и пожалела убитое зря время.
Во второй раз шла к ней пешком и в информационном всеоружии. Сначала даже успела себя похвалить: ай, молодца, правильно пошла в этот раз.
Оказалось, просто получилось выйти по правильной боковой улочке, на которой и атмосферные граффити, и оригинальное кафе, и вечерняя подсветка для фоток на тему "красивый Амман".
И опять — и это всё? Ну, хорошо, дошла до загороженного крепким забором здания Британского Совета.
И что? Чем надо восхититься? Да, молодцы британцы, вдувают в уши "третьего мира" свои бесценные ценности, вливают в умы и обволакивают своей мягкой силой. От того, как поняла, и в путеводителях могут Виллу Манго (о ней ниже) не назвать, а вот это невидимое за забором и зеленью — обязательно вставят.
Прошло пару лет. Загадка Рэйнбоу-стрит сидела занозой в пятке и требовала разрешения. И я пошла на неё в третий раз, но уже с амманцами. Вот тут-то всё и стало понятно.
Когда-то эта улица была очень тихой, очень местной, но и тогда уже очень живой. Машины заезжали на неё редко, а одно время и вовсе не заезжали. Дома были не офисные, а жилые, и на каждом первом этаже был то магазинчик, то кафе на два столика, то мастерская ювелира, то кофейня… Да и никакой радугой, кроме природной, здесь и не пахло, просто улица Абу Бакр Аль-Сиддик на Джабаль (холме) Амман. И хотя виды с неё всегда были отличными, Дворец Омейядов в Цитадели Аммана тогда наверняка выглядел лишь скромной грудой развалин. Не то что сейчас!
Но в 1957 году улице повезло: на ней построили кинотеатр "Радуга". И хотя место это тогда было ещё только пригородом, амманцы в него потянулись. Со временем Абу Бакр Аль-Сиддик иначе как Рэйнбоу и не называли. Пришлось городу переименовывать её официально.
Так что же в наше время я сделала не так в первые два (а на самом деле даже два с половиной) раза, что ничего об этой улице не поняла и никакого очарования в ней не увидела? Не поняла даже, что обычная фаляфельная совсем не обычная. Точней, меня тогда только орёл да король возле неё тормознули.
Это уже сейчас вижу, что и короля регулярно "освежают", и знаю, что фаляфельная "Аль-Кудс" ("Иерусалим", то есть) одна из старейших: в 1966 году как открылась, так одной и той же семье и принадлежит. И рецепт её фаляфеля с тех пор практически неизменен.
Простите, опять в сторону ушла...
Как правильно гулять по Рэйнбоу-стрит в Аммане?
Во-первых, не забегая на неё по-быстрому, а гуляя не торопясь, причём от самого начала у Первого кольца до того, пока не увидите это граффити.
Во-вторых, в отличие от прогулок по другим амманским туристическим улицам, не проскакивая мимо открытых дверей магазинчиков и кафе с выражением лица и убеждением "мне ничего не надо!!!" Не надо так не надо, вот только Рэйнбоу-стрит очень мало про внешнюю атмосферу, но очень много про внутреннюю.
Никто здесь не предлагает вам немедленно купить… Да ничего. Нет здесь духа торгашества. Молодые ребята среди вещей, которых больше нигде и нет. Как в магазине футболок, который в самом деле вовсе не магазин футболок, а магазин, часть всей выручки которого идёт на помощь людям той несчастной земли, что почти на каждом предмете с его витрин. И на каждой футболке.
Никакого надрыва, никакой агитации, просто масса мелочей и не очень мелочей, отмеченных арбузным ломтем. А ещё котики и совсем русские матрёшки, про которых почему-то написано "семья Хашимитов")) И очень интересный разговор, если у вас есть английский.
Проходить мимо маленьких переулков — тоже терять атмосферу Рэйнбоу-стрит. Там всюду старые особняки и виллы, в которых сплошь художество и ремесло. Пойдемте по ним походим?
Выставочный зал общества "Бирюзовая гора" с миссией возрождения исторических районов с традиционными ремёслами в Леванте и — неожиданно — Афганистане и Мьянме.
Да, цены космические, но и здесь — львиная доля идёт на благотворительность, а за "только посмотреть и пофоткать" вам лишь скажут спасибо.
О, а здесь прямо дохнуло Стамбулом! Такие же угловые ступеньки, такой же запах, только изразцы и "картины" из них ближе к персидским и совсем иорданские.
Внимание, милые дамы! То, что увидите, исключительно для нашей нежной души, хотя и написано, что для тела. Здесь чудесно всё! От мандаринового дворика с видом на Амман, от совершенно каких-то не арабских, но при этом восточных ароматов до вполне западных интерьеров в очень даже восточном особняке. И ведь гармония!
Я встречала эту косметику в сувенирных, но продавцы пели про неё как-то особенно сладко и доверия не вызывали. А зря! Даже название вам напишу на латинице, вдруг Дзен тоже женщина и в этот раз простит))
Trinitae — семейный бизнес, насчитывающий несколько поколений. Вся уходовая косметика, все средства для ванн — всё не просто натуральное, а сделано из "иорданской натуры". Как вам мертвоморская соль для ванн, например, с сушеными розами? А "апельсиновая" люфа? А… В общем, вы поняли)) Плюс тактичное обслуживание, изысканная упаковка и обязательный подарок. Я влюбилась! Красавицей-то уже не стать, но баловать же себя можно хоть до ста лет, разве не так?
Ну, выходим-выходим, и так уже ароматное облако вокруг нас)) Напротив через улицу —
Вилла Манго
Нет, любимый фрукт тут ни при чем. Манго — фамилия. Вилле не исполнилось и ста лет, но Иордания может похвастаться или многовековыми достопримечательностями, которые стали иорданскими волей случая и политики, или вот такими, молодыми, зато иорданскими по-настоящему.
Конец 1940-х годов, дом для Камаля и Али Манго, влиятельных предпринимателей. Были, конечно, ремонты и перестройки, но семья Манго живёт здесь и сегодня. Говорят, при большом везении можно попасть на экскурсию внутрь дома.
Сразу за Виллой Манго, в самом низу Рэйнбоу-стрит, еще один старый дом, целиком отданный художникам.
"Румман" (гранат по-арабски) — Содружество художников. Здесь просто гулять, отдыхать от долгой прогулки, жалеть, что ни на одну из огромного количества кафешек не хватило времени, слушать звон керамических колокольчиков и думать: "Ещё вернусь, ведь увидела не всё. Ощутила тихую прелесть улицы очень шумного города, наулыбалась на неделю вперёд. Порадовала себя неизбитыми подарками. Не улица, а красота — правы путеводители!"
Будете в Аммане и будете богаты временем, рекомендую. А если молоды, рекомендую сюда с наступлением темноты. Не найти кафе по вкусу, в том числе на одной из крыш с видом на ночной Амман, здесь просто невозможно. Музыка, кофе, кальян, хорошая компания… Лайк автору статьи, да?)))