К 1150-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В одной из книг я в юности прочитал: пращур поднял посох, указал на восток, и бесчисленные славянские племена потянулись с Балканского полуострова на Российскую равнину. Не знаю, придумал ли это автор (сцену с поднятием посоха явно придумал, а вот как насчёт Балкан и Русской равнины?), или есть какие-то исторические свидетельства. Когда 50 лет назад, в 1962 году, отмечали 1100-летие российской государственности, об исторических свидетельствах молчали -- мне было тогда 20 лет, анализировать и запоминать нужное из прочитанного я уже мог, и текст об исторических свидетельствах запомнил бы.
Но некоторые выводы мы можем делать, опираясь на византийские исторические документы и глядя на сегодняшнюю карту Европы. Могущество Византии имело несколько источников, одним из них была служба славян в византийской армии. Поселившись на территории империи,славянские племена стали поставлять метрополии отличных воинов. Откуда переселились? Или с Балкан, или с Руси. Теперь взглянем на карту Европы. Сербы, хорваты, словенцы, черногорцы -всё это славяне, с Балканского полуострова. Вполне возможно, что Балканы - прародина русских. Но «Повесть временных лет» - наиценнейший источник по истории русского народа - даёт иную картину. Летопись констатирует, что прарусские племена жили в верховьях рек Ловать, Западная Двина, Днепр (племенное объединение кривичей), в районе озера Ильмень (племенное объединение ильменских словен со столицей в Новгороде), в районе Чудского озера (племенное объединение чудь со столицей в Изборске, рядом с нынешним Псковом), южнее озёр Нево и Онего (племенное объединение весь со столицей в Белоозере), вдоль по всему Днепру, за исключением устья реки, откуда прарусичей постоянно теснили то печенеги, то половцы, то
венгры.
Не трудно заметить, что через все эти земли проходил «путь из варяг в греки». С одной стороны, это был торговый путь. С севера везли клыки морских животных, шкуры и меха, мед и другие товары - дары морей и дремучих лесов; с юга везли драгоценности, изделия тонкой работы. С другой стороны, «путь» использовался варягами с целью грабительских набегов на поселения прарусичей, хазар, византийцев. Эти набеги иногда приносили богатую добычу, иногда
заканчивались гибелью варяжских дружин -- Хазарский каганат и Византия были могущественными державами и без труда пресекали грабительские набеги.
Похоже, отношения варягов и прарусичей были сложными, партнёрско-соперническими. Они то вместе участвовали в торговле и буйных набегах, то грабили друг друга. Одним из периодов обострения этих отношений были 50-е годы 9 века. В 850 году жители Ладоги изгнали из своего поселения варягов, с которыми до того жили в дружбе. Известно также, что в 852 году какие-то «русы» разграбили Киев.
Что по поводу этих событий говорится в «Повести Временных лет»? «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги прозывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, -- вот так и эти».
Из приведённого выше абзаца «Повести Временных лет» выясняется, что грабили в 852 году Киев варяги-русы. Но Киев, столица племенного объединения полян, не был основной целью пришельцев. В то время Византия была занята борьбой с арабами, Константинополь с севера оказался открытым. Этим и воспользовались варяги, организовали в 860 году поход на Византию и
ранним утром 18 июня оказались у стен Константинополя. Взять город, хотя и врасплох, они не могли, да он и не был им нужен, нужен патриотическ зантийцы, со своей стороны, не имели сил, чтобы снять осаду. Начались переговоры. Византия испытала небывалое унижение: мир был куплен выкупом (константинопольский патриарх Фотий назвал выкуп «несметным богатством»).
Патриарх константинопольский знал, как заставить варягов служить Византии: через их обращение в христиан. Вместе с возвращающимися победителями на север поехали христианскием иссионеры. Их задача состояла в том, чтобы внедрить христианство в среду скандинавов. Задачу миссионеры выполнили: многие русы пришли в лоно православной церкви, в 861 году у них уже был свой епископ, кафедра которого находилась в Тмутаракани, на Таманском полуострове.
В 862 году наши предки, прарусские, направили из Новгорода к варягам-русам делегацию. В наказе делегатам значилось: пригласить на княжение, чтобы положить конец беспорядкам, варяга Рюрика. С ним переговоры велись с 856 года. На картине Ф.А. Бруни «Призвание варягов», написанной в 1839 году, мы видим трёх сидящих варягов-рыцарей и стоящую перед ними группу посланцев из Новгорода.
О Рюрике, рюриковичах много писали и пишут, но фактически о князе мы мало что знаем. Некоторые исследователи считают, что это известный в Европе пират Рорик Ютландский, который был вассалом императора Священной Римской империи и правителем Южной Ютландии и Фрисланда (земли современных Дании и Голландии). Возможно, это был другой человек, контролировавший «путь из варяг в греки» в районе Новгорода.
Об этом историческом событии (призвании Рюрика княжить) в «Повести Временных лет» говорится: «Сказали руси (Рюрику и его сородичам -- А.Т.) чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всех русов, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, -- на Белоозере, а третий, Трувор, -- в Изборске. И от тех варягов произвелась русская земля». Следует заметить, что большинство учёных полагают: летописец принял за имена варяжские слова «синеус» (члены того же рода) и «труворы» (верные дружинники); тогда летопись следует читать: «со своим родом и верной дружиной».
Далее из «Повести Временных лет»: «Новгородцы же -- те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать своим мужам города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро.
Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новогороде -- словене, в Полоцке -кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере -- весь, в Муроме -- мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
В летописях говорится, что Рюрик срубил город над Волховом, стал там жить и назвал город Новгородом. Но город с таким названием уже существовал, речь в летописях, видимо, идёт о строительстве варяжского посада в старом городе или около него. По существовавшему издревне
порядку, князь за дань должен был обеспечивать интересы местного населения, в нашем случае, интересы новгородских - скандинавских и словенских - купцов. Однако Рюрик увлекался делами, связанными с Западной Европой, и это не нравилось торговому люду Новгорода. Они подняли против князя восстание, но Рюрик сумел его подавить, и много новгородских мужей бежало по Днепру в Киев.
История Киева началась задолго (по крайней мере, за век) до 862 года. Это история отношений племенного союза полян (столица -- Киев) с соседними племенными объединениями древлян, северян, радимичей, дреговичей, уличей и пришельцами из Скандинавии. Варяги нанимались к тому или иному племенному союзу и в качестве наёмников участвовали в стычках и войнах.
Иногда они начинали военные действия по собственной инициативе. Киевские летописи полны перечислениями «обид», которые терпели поляне от соседей, варягов и степняков. «Обиды» пришлось переносить в период, когда поляне платили дань хазарам, то есть с 6 века (когда правил Кий, основатель города) по 9 век.
«Повесть Временных лет» не обошла стороной события вокруг Киева. «И были у него (у Рюрика
- А.Т.) два мужа (Аскольд и Дир -- А.Т.), не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград (Константинополь -- А.Т.) со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили:
«Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде».
В 879 году Рюрик скончался. Княжить стал родственник Рюрика - Олег, поскольку сын Рюрика Игорь был ещё малышом. В 882 году Олег завоевал Смоленск и Киев, Аскольд и Дир при этом погибли. Начиналась история Киевской Руси.
… Традиционно 862 год считается датой зарождения российской государственности, точкой отсчёта отечественной истории. События 862 года в российской историографии 18-19 веков получили название «призвание варягов», это название сохраняется и в 21 веке. Юбилейные торжества нынче проходят в Старой Ладоге, Вологде, Белозёрске, Пскове, Великом Новгороде, Ростове Великом, Костроме, Владимире, Москве. Празднование этой даты имеет большое общественное значение, способствует консолидации российского общества, способствует воспитанию патриотических и гражданских чувств у молодого поколения.