«И пришли мать и братья Его, и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: "Вот мать Твоя, и братья Твои, и сестры Твои вне дома, спрашивают Тебя". И отвечал им: "Кто мать Моя и братья Мои?" И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: "Вот мать Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и мать"» (Мк. 3:31-35).
В главе 3 Евангелия от Марка мы видим Иисуса, который учит, находясь в доме (см. 3:20, 21). К Нему сходились жители окрестных селений, и дом был полон людей: «Около Него сидел народ» (Мк. 3:32). Вероятно, они сидели на полу, окружив Его плотными кольцами, так что пробраться к Иисусу можно было, лишь карабкаясь поверх этих людей. Остальные стояли вдоль стен и у входа в дом, заграждая путь.
Когда Иисус учил этих людей, пришла Мария и остальные члены Его семьи и попытались войти в дом, чтобы поговорить с Ним. Мы не знаем, какие новости или слухи заставили их прийти из Назарета в Капернаум. Если связать этот отрывок и стихи 21, 22, можно предположить, что им сообщили, что Иисус слишком уж усердствует, проповедуя Царство: не ест, подвергает Себя опасности со стороны религиозных вождей, и вообще чрезмерно увлекся своим делом. И хотя мы не можем знать наверняка, что они думали о Нем, очевидно, что они пришли встревоженные и считали необходимым поговорить с Иисусом. Не сумев пробраться к Иисусу, Его родные сделали следующее: попытались передать Ему через людей, что они пришли. Вероятно, сначала они попросили кого-то вне дома; те, в свою очередь, передали это находящимся в дверях; далее эта весть дошла через сидящих на полу до самого близкого окружения Иисуса (возможно, это были апостолы), и кто-то из них шепнул Ему на ухо, что возле дома стоят Его родные и хотят поговорить с Ним.
Понимая, что Его родные хотят прервать Его учение, Иисус ответил громким голосом, чтобы Его могли услышать все присутствующие: «Кто мать Моя и братья Мои?» (3:33). Затем, после короткой паузы, которая придала особый вес Его следующим словам, посмотрел на сидящих рядом, возможно, апостолов. Махнув в их сторону рукой, Он сказал: «Вот мать Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и мать» (3:34, 35).
Используя эту ситуацию, Иисус сказал о Своей истинной семье, новой семье, которую Он создавал. Не принижая ценности своих физических родственников, Он попытался поднять сознание присутствующих до понимания нового уровня жизни, небесной семьи, членами которой мы становимся, принимая учение Христа.
1. Иисус желал, чтобы мы понимали, что Его истинная семья является духовной по своей природе. Его родственники по плоти: Мария, Его мать, и Его братья (в ст. 35 сказано и о сестрах) стояли вне дома, в котором Он находился, и усиливали этот контраст. Каждый из присутствующих понимал, что Иисус подчеркивал, что Его новая семья является духовной; и что эта семья имеет ценность, превосходящую кровные узы. И эту ценность определяла духовная природа новой семьи.
Для тех, кто находился рядом с Ним (и для нас тоже), было важно понимать, что грядущее царство подобно крепкой любящей семье. Не уменьшая важности Своей земной семьи, Иисус указал на ее место в системе ценностей. Иисус пришел не для того, чтобы разрушить семейные узы, Он пришел, чтобы преобразовать их в то основание, на котором будет построена духовная семья.
2. Иисус также дал понять, что Его семья имеет непреходящую, вечную ценность. Матфей пишет, что Иисус протянул руку в сторону апостолов, говоря: «Вот мать Моя и братья Мои» (Мф. 12:49). Возможно, апостолы сидели рядом или перед Ним. Он называл их камнями основания, на которых будет построено вечное царство, проповедуемое Им. Когда Иисус, обращаясь к апостолам, говорил о царстве как церкви, Он сказал, что врата ада не одолеют его (Мф. 16:18). Другими словами, что ад не сможет помешать ни установлению этого царства, ни его победоносному правлению.
Подлинные, верные и долговременные отношения основаны не на физической природе человека; они возможны лишь во Христе, в вечности. Духовные отношения между Давидом и Ионафаном были намного крепче и ближе, чем отношения между Саулом и Ионафаном, отцом и сыном. Давид и Ионафан были объединены в Боге, и в этом союзе они разделили данную им Богом духовность и вечность. Саула и Ионафана связывали лишь кровные узы. Давид и Ионафан стали братьями в вечности; связь Саула и Ионафана была ограничена их земной жизнью отца и сына.
3. Говоря о Своей новой семье в 3:33-35, Иисус сделал особый акцент на том, что ее отличительной чертой является повиновение. Он сказал: «Вот мать Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и мать». Это Его утверждение вызывает в памяти слова Иоанна: «И мир проходит, и похоть его, а исполнивший волю Божию, пребывает вовек» (1 Ин. 2:17).
Единственный способ войти в семью Иисуса — повиноваться вечному Слову (см. 1 Пет. 1:23); и единственный способ оставаться ее верным членом — жить в соответствии с этим Словом. Иоанн писал: «И кто сохраняет заповеди, тот пребывает в Нём, и Он в том» (1 Ин. 3:24).
Мы не можем принадлежать Иисусу, если не повинуемся Его заповедям (см. Ин. 14:15). Это один из духовных законов Его семьи/царства. И этот закон тверд и неизменен, даже для физической семьи. Мать, братья и сестры Иисуса не были исключениями из этого правила. Они усвоили этот урок, и позднее мы встречаем Его мать, Иакова, Иосию, Иуду, Симона, а также Его сестер, среди верующих в Деян. 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы часто говорим, что семья является одной из самых прекрасных вещей на земле. Это утверждение истинно и по отношению к христианской семье. Что же делает христианскую семью такой прекрасной и значимой? Это должно быть нечто большее, чем просто какие-то физические причины. Когда семья становится христианской, она также становится семьей Христа; а когда она становится семьей Христа, она становится духовной, вечной и послушной Богу семьей. Именно тогда она становится самым прекрасным приобретением на земле.
Мы говорим о том, что существует хорошее, лучшее и наилучшее. Правильное устройство семьи — это хорошо. Когда члены этой семьи живут в любви друг к другу, строят счастливые воспоминания, вместе переносят жизненные невзгоды, это уже лучше. Однако когда такая семья делает Христа своим Господом, позволяя Божьей славе питать и наполнять ее, приобщаясь к вечному наследию христианской жизни, это в глазах Бога самое лучшее. Давайте же выйдем за пределы хорошего и устремимся к наилучшему!
👉🏻 Аудиоэкскурсии 24/7 (Реклама. WeGoTrip. ИНН EE102418053)