На данный многосерийный фильм наткнулся случайно. Мне его рекомендовал онлайн-кинотеатр, после того как я посмотрел одноимённый зарубежный сериал из вселенной "Дневников вампира". В этой киноработе нет ни дневников, ни вампиров, но есть российский пост-апокалипсис. И притом снятый на весьма неплохом уровне. Итак, о чём же это всё? Аннотация к сериалу гласит следующее.
Когда генетическое разнообразие стало минимальным, а человечество оказалось на грани вымирания, стартовала программа «Наследие», призванная восполнить популяцию. Ее возглавили биоинженеры Александр и Елизавета Гордеевы и генетик Петр Сергеевич. Группа ученых провела в криогенном сне сто лет, чтобы в будущем разморозить здоровые эмбрионы. Однако ученые и представить не могли, каким окажется первое поколение новых людей и последняя надежда человечества.
Такая аннотация почему-то сразу вызвала ассоциации с "Бегущим в лабиринте". Однако же, здесь можно найти отголоски и других работ жанра "приключения подростков в жёстких условиях". Что-то от "Сотни", что-то от "Дивергентов". Получилось ли у наших создать что-то своё? Давайте разбираться вместе.
Что же такое пост-апокалипсис в современной культуре и литературе? Пост-апокалипсис - это термин, описывающий период времени после глобальной катастрофы. Обычно ядерной войны, катастрофического изменения климата или пандемии, которая разрушает цивилизацию и большую часть современной технологии и инфраструктуры. В контексте популярной культуры и некоторых научных теорий это вызывает появление “постапокалиптических” обществ, выживших групп людей, пытающихся восстановить и/или переосмыслить общество с нуля. Люди вынуждены начинать всё заново - строить новые города, восстанавливать промышленность, сельское хозяйство, создавать новые социальные и политические структуры. Примеров подобных литературных и кинематографических воплощений данного явления существует уже великое множество. Как это отражено в нашем кинопроизведении?
Сюжет построен таким образом, что нас с первой серии без лишних предисловий погружают в события. Повествование одновременно идёт и в прошлом (которое по сути наше альтернативное настоящее), и в будущем. Многие вещи сразу становятся понятны, и такой подход мне нравится.
Картина начинается с выступления учёного, который с трибуны рассказывает о том, что человечество вырождается (и с ним трудно не согласиться). Количественные показатели детской смертности неотвратимо увеличиваются, что в итоге может привести к гибели всего человечества. Для спасения людей на планете в России запускается проект "Наследие". Он представляет собой своего рода "Ноев ковчег" для человечества. Ряд выдающихся умов планеты помещают в криосон на 100 лет для того, чтобы в случае поражения учёных в борьбе с вымиранием, они смогли "запустить всё с нуля", вырастив детей в пробирках.
Затем нам показывают одну из главных героинь - девочку по имени Аня и её семью. Нашему взгляду демонстрируется светлое событие в её жизни, которое тем не менее заканчивается не очень хорошо. Во время празднования очередного дня рождения девочке становится плохо и её увозят на машине скорой помощи. Просыпается она уже в изолированном бункере, где и проводит некоторое время. В её комнате есть все удобства. Её кормят, она проходит обучение. Учителями выступают ИИ модели её родителей, но она первое время об этом не знает, думая, что родители настоящие.
Дни идут один за другим, пока не происходит событие, выводящее Аню из зоны комфорта. В результате землетрясения её бункер повреждается и она выходит наружу. Её взору открываются безжизненные леса. В попытке найти кого-либо, она встречает юношу, который представляется ей Максимом. Поиски родителей заводят её в поселение новых людей, и нам начинают рассказывать их историю. Оказалось, что после пробуждения учёных не всё пошло так, как было задумано изначально. Вырастить детей из пробирки получилось, но первое поколение детей из-за ошибки учёных оказалось бесплодным. Анализируя собственные ошибки, учёные приходят к выводу, что второе и третье поколение будет уже фертильным. Некоторые учёные рекомендуют ликвидировать первое поколение, но профессор Титов выступает против этого. Об этом узнаёт Максим, которого мучают странные сны и галюцинации. Он начинает собственное расследование и находит то, что ему видеть не положено. В результате того, что он доносит эту информацию до остальных ребят в бункере поднимается бунт. Часть учёных погибает, часть уводят в плен а двоим удаётся спастись... Ребята выходят на поверхность и создают своё первое поселение.
Проходит некоторое время, и на поверхность начинают выходит дети второго поколения. В поисках других выживших они находят лагерь людей первого поколения, которые фактически берут их в рабство, заставляя работать за еду. Старшие ребята фактически создают рабовладельческое общество, выбирая себе лидером девушку Лидию, которая постепенно сходит с ума в своей паранойе и галлюцинациях, вызванных психической травмой. В сообществе царят жестокие правила с разделением на касты первых и вторых, лишением людей имён и присвоением им порядковых номеров и казнями провинившихся. Я, пожалуй не буду рассказывать вам весь сюжет, иначе Вам неинтересно будет смотреть. Остановлюсь лишь на описании главных героев.
Петр Сергеевич Титов.
Профессор, один из выдающихся умов нашего времени. Автор многих гениальных открытий в области генетики и клонирования. Был помещён в криосон вместе с остальными учёными и после пробуждения приступил к реализации программы. Гуманист, считает детей получившихся в результате эксперимента прежде всего людьми, несмотря на их ущербность в плане фертильности. Склонен к героизму и самопожертвованию. До событий фильма потерял сына, поэтому воспринимает детей, получившихся в результате эксперимента как своих. Философ. Некоторые его монологи заслуживают отдельного внимания.
Роль учёного исплонил актёр Алексей Серебряков. И исполнил её блестяще. Он известный российский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист и продюсер. Родился 3 июля 1964 года в Москве. Наиболее известен по фильмам “Фанат”, “Левиафан”, “Метод” и “Обитаемый остров”.
Анна Гордеева.
Дочь семейной пары выдающихся учёных - генетиков. Главная героиня сериала. В отличии от детей, выращеных в пробирке, помнит мир, каким он был до вымирания человечества. Хорошо образована для своего возраста. Свободолюбива и дерзка. Способна вести за собой людей. Весь сериал движима одной идеей - найти своих родителей. Ей ещё предстоит узнать жутковатую правду, но это будет в конце.
Максим.
Один из "первых". Как нам показывают в начале. Впоследствии нам покажут, что это не совсем так. Но не буду забегать вперёд. С самого рождения Максима мучают фантомные воспоминания о событиях, в которых он не участсвовал. В попытке найти ответы на свои вопросы мальчик натыкается на информацию, которая приводит к бунту в бункере и бегству детей первого поколения. Пользуется среди них авторитетом, потому что фактически он их спас. Однако после бунта выбирает свой собственный путь, отдельный от пути поселения первого поколения. К чему это приведёт и в чём его тайна - увидите сами.
Лидия.
Лидер первых людей. Она не стремилась к этой роли. Лидером всегда был её парень Иван, который пропал без вести при мятеже в бункере. Однако, как сказал Нос, лидер нужен всегда. Поэтому она вынуждена занимает эту роль. Психическое потрясение, суть которого мы увидим в конце, приводит к постоянным галюцинациям и разрушению психики. Вообще, проблемами с головой страдает всё первое поколение. Что послужило причиной этого не совсем понятно. То ли генетический сбой, то ли окружающая действительность. Девушка имеет отличные способности в плане механики и физики. Например, она вполне самостоятельно собирает самогонный аппарат, который снабжает спиртным весь лагерь. Тем не менее, аналитический склад ума не предотвращает развития паранойи и сумасшествия.
Я не буду расписывать Вам остальных ребят. Есть ещё Нос, серый кардинал лагеря. Есть Палач, выполняющий то, что ему скажут и не задающий вопросов... есть и другие. Давайте перейдём к выводам и заключению.
Заключение.
Итак, давайте ответим на главный вопрос. Получилось или нет? Годен ли сериал к просмотру? Я думаю да. Посмотреть его стоит. Наш кинематограф в коем-то веке начал выдавать что-то интересное, стоит дать ему шанс. Да, здесь нет спецэффектов. Актёры, на мой взгляд, как-то недоигрывают и как будто учатся играть по ходу сериала. Я заметил тот факт, что к концу они начинают вживаться в свои роли и отыгрывать их гораздо лучше. Если вначале это всё как-то натянуто, то к концу актёрам начинаешь верить. Да, сериал где-то вытягивает харизма Серебрякова. Его герою начинаешь верить сразу. Но потом и другие подтягиваются. Ещё, как ни странно, хорошо играет девушка, играющая Аню - одну из главных героинь. Странно, потому что актриса младше остальных ребят. Ну а чего точно было лишним - так это обнажёнка и постельные сцены. Нет, их там немного. А если быть точным, две постельных и одна частично - обнажёнка. Но если бы их не было, сериал бы ничего не потерял. А они там как-то не к месту, что ли. Зато отдельного упоминания стоят мысли и монологи главных героев о человечестве. Вот это действительно заставляло задуматься. Я даже останавливал и перематывал чтобы прослушать заново. И вот эти самые монологи и размышления - действительно хорошая фишка сериала. Я даже думаю, что эти монологи будут нарезаны на фрагменты и разойдуться по сети. Кроме того, почему то именно в процессе изречения этих монологов ребята играют хорошо и говорят убедительно.
Возможно ли продолжение сериала? Не знаю. Всё зависит от режиссёров и желания. Концовка оставлена открытой и она предполагает возможность продолжения. Я не понял её до конца, потому что был сильно удивлён такой развязкой. Будут ли создатели сериала продолжать эту историю покажет время. Поживём - увидим.
На этом у меня всё. Спасибо, что дочитали до конца. Всем побольше позитива в наше непростое время, смотрите хорошее кино, читайте интересные книги и играйте в правильные игры. Ну и заглядывайте на мой канал иногда!