Печальный опыт диверсии на Керченском мосту, где загорелись несколько цистерн с топливом, добавил неприятностей после его поражения в результате взрыва начинённого взрывчаткой грузовика, что призвало к повышенной осторожности. Железнодорожные цистерны передали на паромную переправу, перевозить паромами.
паром Авангард
Тогда в результате сложной диверсионной комбинации с задействованием территорий Грузии, Болгарии и Армении, на мосту была взорвана фура, начиненная взрывчаткой общей мощностью в 21 тонну в тротиловом эквиваленте.
Погибли четыре человека. В момент взрыва рухнули в воду несколько пролетов автомобильного моста. На проложенном параллельно железнодорожном мосту загорелись семь цистерн с топливом в проходившем там же грузовом поезде.
Пожар в составе и вокруг него был такой силы, что, как оказалось, под цистернами расплавились даже сверхпрочные рельсы. Еще большей беды удалось избежать лишь благодаря мужеству и самоотверженности машиниста поезда и его помощника. Недавно, прошло сообщение, что части сообщников той диверсии удалось скрыться за границей.
Но мост стал подвергаться меньшей активности противника, чем переправа, да и охраняет его система С500«Прометей». Но, если предположить, что основное количества топлива теперь проходит через переправу и это понятно. Есть ещё и танкеры, но коль паромы подвергаются ударам раз за разом, то кто может гарантировать, что это не произойдёт и с танкерами в моменты загрузки-выгрузки, однозначно, может быть.
После последней диверсии с оставшимся крупным паромом «Конро Трейдер» 22 августа результат и последствия стали ощутимыми, но не критическими, хотя перед этим уже случились аналогичные диверсии. Железнодорожный паром "Авангард", построенный в Херсоне в 2009 году, вмещал 45 цистерн. 30 мая он был поражён ракетой ATACMS, а может и беспилотником, в результате лёг на грунт.
На место происшествия были направлены нефтяной и мусора сборщик «Сборщик-348» и буксир «Дерзкий» с оборудованием для ликвидации разлива нефтепродуктов, водолазное судно «Водолаз Малеев» с водолазной станцией, оборудованием и снаряжением для проведения водолазных и подводно-технических работ, противопожарный буксир установщик бонов «Николай Семенченко» с аварийной партией, водоотливными средствами и оборудованием ЛРН на борту.
Водолазный осмотр позволил выявить характер повреждений. Спасатели выставили вокруг парома более 300 м плавучего бонового заграждения и выполнили герметизацию поврежденного машинного отделения, совместно с экипажем парома была восстановлена его плавучесть. После этого его отбуксировали на Керченский судоремонтный завод. Ремонт машины - дело небыстрое, похоже, он в заводе стоит до сих пор.
С 500 охраняет Керченский мост
Еще больший по вместимости паром "Славянин", постройки 2010 года, однотипный "Авангарду", перевозил 50 вагонов или цистерн, мог перевозить и другие грузы. Был сильно повреждён 23 июля, теперь ожидает или уже находится тоже в ремонте.
И вот озвученный, злополучный «Конро Трейдер», гружённый на тот момент 30-ю цистернами с нефтепродуктами. Построен в Германии в 1978 году, почтенный старичок, где только и под какими флагами не ходил. В 2011 году переделан в Херсоне для перевозки железнодорожного и автомобильного транспорта.
В момент погрузки 22 августа попал под удар, который по нему был нанесён в отличие от предыдущих случаев модернизированной украинской противокорабельной крылатой ракетой "Нептун". Модернизация состояла в придании ей способности наносить удары по сухопутным целям.
Была разработана система наведения с помощью GPS, которая направляет ракету в заранее определенное место. Потом инфракрасная головка самонаведения ракеты ищет и захватывает цель на основе предварительно загруженного изображения, а затем выполняет свою конечную атаку на эту цель.
Эти ракеты затруднительно заглушить с помощью средств радиоэлектронной борьбы, и их очень трудно обнаружить на этапе конечной атаки из-за пассивности их головок самонаведения.
Данный паром затонул вместе с 30 цистернами с нефтью. Вражеские СМИ радостно «завопили», что Крым теперь будет задушен топливной блокадой. Потери эти крайне неприятны, но крайностей никаких не случится, Крым выдержит.
Скоростными катерами Росгвардии, охранявшими Крымский мост, что находится в 12 километрах от места ЧП, спасен почти весь экипаж. В больницу отправлены двое наиболее пострадавших членов команды.
В результате удара ВСУ в порту повылетали стекла, тушение возгорания продолжалось около трех с половиной часов, площадь возгорания составила 500 кв.м. До ликвидации последствий в терминале „Крым“ порта „Кавказ“ работа Керченской переправы временно была приостановлена, акватория закрыта до устранения последствий.
Если при детальном осмотре повреждения инфраструктуры порта окажутся серьезными и потребуют длительного ремонта, придется налаживать другую паромную переправу в Керчь. Из Ейска, Темрюка «и других терминалов в акватории Азово-Черноморского бассейна на Кубани». А это намного дольше, дороже и рискованней.
Что и говорить, случившееся, огромная потеря для России. Не только потому, что, скорее всего, навсегда потеряно огромное и достаточно современное грузовое судно, длиною в 109 метров, работа которого как воздух необходима была Крыму.
Хуже всего, что теперь не очень понятно, как будет организовано снабжение полуострова горюче-смазочными материалами. Потому что паром Conro Trader оставался последним на этой логистической линии. Другие паромы ВСУ хорошо спланированными и тщательно продуманными ракетными ударами вывели из строя еще раньше.
Еще три месяца назад на этой линии работали у нас три железнодорожных парома: уже упомянутый Conro Trader, «Авангард» и «Славянин». На сегодня в строю — ни одного.
Всего в Керчи в 2023 году по словам главы Крыма Аксёнова работали 7 паромов. Не будем всё же забывать о большом количестве наших танкеров в Азово-Черноморском бассейне, ну, и мост со счетов сбрасывать не стоит, иначе на кой его вообще строили, но всё-таки с ПВО надо что-то делать.
В последние 10 лет сообщений о закладках на российских верфях паромов под перевозку железнодорожных вагонов и цистерн не сообщалось, а с выбытием «Конро Трейдер» возможности трафика сократились почти наполовину.
В среднесрочной перспективе панируется строительство двух железнодорожных паромов за счет средств федерального бюджета. Об этом сказал заместитель руководителя Росморречфлота Борис Ташимов на заседании ведомственной коллегии в Москве.
Есть возможность доставки дополнительного топлива посуху, военными топливозаправщиками из Ростова-на-Дону или Таганрога по строящейся трассе вдоль северного берега Азовского моря, через Мариуполь и Мелитополь в Джанкой.
Естественно, это будет небезопасно, если учесть, что до линии фронта от той дороги местами менее сотни километров. Но, тем не менее, машины-то по ней уже идут до 7 тысяч самых разных автомобилей в сутки.
Можно надеяться и на еще один сухопутный коридор в Крым, который власти обещают ввести в строй до конца года. Имеется в виду новая железная дорога вдоль северного берега Азовского моря, которая пройдет из Ростова-на-Дону в Крым через Таганрог, Бердянск, Мариуполь и Мелитополь. В общей сложности это 63 километра новых и около 140 километров восстановленных путей.
Москва с самого начала считает «азовский» железнодорожный маршрут настоящей «дорогой жизни» для Тавриды и возводят его, не жалея ни сил, ни денег. На начальном этапе новая железная дорога будет одноколейной и не электрифицированной, с сильно ограниченной пропускной способностью.
Искандер
Однако для снабжения Крыма это все равно намного лучше, чем один только все более и более рискованный маршрут над водами Керченского пролива, как сегодня. Тогда всего через несколько месяцев у Киева останется куда меньше смысла постоянно бить чем попало по российской переправе «Тамань-Керчь», так что нефтепродукты и керосин будет, как и прежде исправно доставляться.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.