Ольга Петровна Зубова - моя давняя подруга, еще с университета. С ней мы познакомились в первый же день учебы и сохранили свою дружбу до сих пор. Мы с Олей идеально сходимся во всех жизненных вопросах, кроме одного: у нас абсолютные взгляды на воспитание детей.
Так было всегда. Ольга вышла замуж еще во время учебы в университете. Родила двойняшек Анну и Марию, но уже через две недели после родов была на парах в университете. С девочками дома сидела мама Ольги – Марина Николаевна.
Несмотря на то, что девочки были совсем крошечные, Ольга не волновалась «как там дети» и спокойно могла после занятий пригласить меня в кафе – поболтать.
– Олечка, а разве ты не спешишь домой - к детям? – каждый раз спрашивала я с удивлением.
– Мама справится, – отмахивалась Олечка.
Но для меня такое положение вещей было удивительным. Мама то справится, но неужели она сама не соскучилась, не волнуется и не переживает: «как там без мамы малышки»?
Все изменилось, когда через 10 лет Ольга родила сына - Дмитрия. Конечно, моей подруге было уже тридцать. Она стала взрослой, серьезной и нельзя сравнивать ее материнство в двадцать лет и в тридцать, но все равно.
Зубова стала просто «сумасшедшей матерью», а Димочка - центр Вселенной. Я тоже мама сына. Игорь – мой единственный ребенок, я сына очень люблю, но Ольга поражала меня каждый раз.
Девочки и раньше обижались на маму, что она все свое внимание и любовь отдает Диме, но Ольга говорила, что просто сынок – младший, он маленький, требует больше внимания, поэтому мама трясется над ним.
Может быть и так, ей как матери виднее. Но только когда младший сын вырос, ничего не изменилось. Ольга по-прежнему бегала вокруг сыночка, как курица наседка. Анна и Мария к тому времени, как брат поступал в университет, уже вышли замуж.
Девочки высшего образования не получили. Анна работала визажистом, а Мария стала стилистом и работала в престижном салоне красоты. Все у девушек было нормально, только вот обида на маму, как мне кажется, по-прежнему сидела в голове дочерей.
Дмитрий получил диплом университета, устроился работать в компанию по производству мебели системным администратором. Молодой человек, благодаря своей маме, привык жить на широкую ногу.
– Куда ему копить? – каждый раз при встрече говорила мне Оля, – жениться он пока не собирается, молодой еще. Пусть погуляет. Да и если что-то нужно, то мы с отцом на подхвате. Поможет.
– Оля, у вас есть еще двое детей и даже уже внуки. Они тоже не отказались бы от вашей помощи.
– Ну уж нет. Женщин должны мужья обеспечивать. У Маши и Анечки есть мужья? Есть. Вот пусть и обеспечивают.
– Да, дело же не в том, чтобы обеспечивать, – возмутилась я, – дело во внимании, заботе. Ты же бабушка, Оленька, но с внуками времени мало проводишь, Все – Дима, Дима. Думаешь, Аня и Маша этого не видят? Да они с детства на тебя обижаются, что времени им не уделяешь.
Но подруга только отмахивалась, пока наконец-то не случилась одна история. Ольга получила в наследство квартиру от бабушки и сразу же переписала ее на сына. Дочери прекратили всяческое общение с матерью: не приезжают, не звонят да и трубку не поднимают. Аня запаниковала и как всегда прибежала ко мне в слезах.
Хотелось сказать подруге: я тебя предупреждала? Но я не стала добивать и так упавшую духом мать.
Ольга рассказала, что она была уверена, что дочери ее поддержат, хотя супруг моей подруги и не был согласен с женой. На день рождения сына, Зубова накрыла стол, собрала всю семью и торжественно вручила изменнику ключи от бабушкиной квартиры. Еще и речь сказала.
Мама Оля смахнула слезу и рассказала о том, как ждала рождения сына и как была счастлива, когда Димочка появился на свет. Вечер прошел прекрасно: все были довольны, веселились, пока наконец-то мать не достала ключи.
– Дорогой сынок, Димочка. Ты стал совсем взрослым и скоро у тебя появится семья. Мы с папой решили, что наш подарок станет тебе, как нельзя кстати. Позволь тебе вручить ключи от квартиры. Мы дарим ее тебе, чтобы тебе было, куда привести жену и деток.
За столом образовалась тишина, а потом Маша сказала:
– Мама, ты хочешь сказать, что квартиру бабушки отдаешь Диме, а нам с Аней опять ничего?
– Мы думали, ты продашь квартиру и разделишь деньги между своими детьми, — продолжила Мария, — у меня с мужем ипотека, Аня с Ромой ждут второго ребенка, а ты все наследство отдаешь Диме?
– Да, – гордо произнесла Ольга, – я считаю, что женщин должны содержать мужья, а вот Дмитрию еще семью строить и тоже ее содержать. Так что, девочки, извините.
– Не извиняем, – громко сказала Маша и обратилась к мужу, – идем Саша, чего сидишь? Следом за сестрой последовала и Анна с дочкой и мужем. Через пять минут за столом остались только Ольга, супруг моей подруги и сын.
И вот теперь Оля прибежала ко мне в слезах, чтобы я помогла помириться ей с дочками. Помириться она очень хочет, но вот поменять что-либо в своем решении - нет.
Я объяснила подруге, что когда ты - мама троих детей, то не следует выделять кого-нибудь из них, иначе все может закончиться так, как в семье Ольги. Только родители единственного ребенка могут отдавать ему все безраздельно. Если же в семье есть и другие дети, то сохранить добрые отношения можно лишь тогда, когда дети не чувствуют себя брошенными или обделенными.