Собеседник «Грапарак» - Карен Бекарян, политолог, член Комиссии по вопросам Арцаха
- Расскажите, пожалуйста, о деятельности Комиссии по вопросам Арцаха, в повестке которой находится проблема возвращения арцахцев, хотя власти РА продолжают ее не замечать.
- Наверное, было бы неправильно касаться всех элементов деятельности комиссии, часть из которых заметна, другая – не очень. И это вполне естественно. В зависимости от ситуации, Комиссия в своей коллективной, индивидуальной или групповой работе выполняет одну важную задачу - всевозможными способами добиться консенсуса с различными партнерами относительно того, что закрытие Арцахского вопроса в нынешней ситуации - невозможно, нереально и субъективно. Задача безопасного возвращения наших соотечественников в свои дома, в Арцах, должна оставаться в повестке как важнейший вопрос, который напрямую связан с возможным достижением долгосрочного и прочного мира в регионе. Если проблема, связанная с судьбой лишенных своей Родины людей, не получит своего решения, любая декларация или концепция долгосрочного мира просто не может иметь под собой объективной основы. И что очень важно и интересно, что в ходе различных внешних контактов Комиссия не сталкивается с проблемой непонимания или отсутствия представления о проблеме, как о существующей в реальности. То есть, в соответствии с представлениями государств и структур, сиюминутная проблема - это одно, но совершенно другое - понимание того, что проблема не может быть закрыта таким образом. Такое понимание есть, но самая важная проблема, из-за которой существенно замедляется продвижение вопроса, заключается в том, что ее нет в повестке Республика Армения на государственном уровне. Попробуем представить реакцию тех же международных партнеров. Страна, имеющая все объективные основания заниматься этим вопросом, не делает этого. Это самое существенное препятствие. С другой стороны, если мы перестанем продвигать этот вопрос на всевозможных платформах, страница будет закрыта, А что это означает? В тот момент, когда закрывается страница Арцаха, в реальности открывается новая страница, название которой может быть Сюник, Вайоц Дзор, Гегаркуник․․․
Это должно быть очевидно для всех, потому что этот сценарий подтверждается ежедневно поведением Азербайджана, Турции и этого тандема. Нужно понимать, что вопрос возвращения в Арцах имеет очень важный гуманитарный компонент в контексте реализации индивидуальных и коллективных прав человека, но это также вопрос безопасности, это политический вопрос и вопрос долгосрочного мира и стабильности в регионе. Если у нас нет такого понимания, ты мы не сможем отстаивать не только свои национальные и государственные интересы, но способствовать установлению реального, а не вымышленного, имитационного мира. В этом весь вопрос.
- Какие внешние сигналы есть в плане возможности решения вопроса? Недавно Тойво Клаар говорил о необходимости прямых переговоров между Баку и арцахцами, время от времени российская сторона затрагивает этот вопрос. Есть ли видимые механизмы?
- Не думаю, что есть проблемы, связанные с механизмами, их выбором или возможными вариантами. Проблема в том, какое место занимает этот вопрос в повестке и насколько он насущный. Понятно, что если вопрос оказался в повестке государства, значит он насущный. Но если вопрос поднимается не Республикой Армения, государством-субъектом международного права, а каким-либо другим образом, возникает довольно серьезная и естественная разница в весе. Возникает и другая проблема. Твой потенциальный партнер по переговорам по этому вопросу, который выражает обеспокоенность, делает заявления или совершает возможные действия, может вдруг задать вопрос: минуточку, Республика Армения, ее власти, не ставят передо мной такую задачу. Но если говорить о том, как они делают, то лучше бы ничего не делали. То есть проблем с механизмами в действительности нет. В мире было и есть много конфликтов с различными методами их решения и трансформации. Нет необходимости в изобретении чего-то нового. Проблема не в этом.
- Азербайджан требует от Армении совместными усилиями распустить МГ ОБСЕ. Почему он это делает, понятно, но власти РА не говорят "нет". Этот шаг приведет к закрытию страницы, о которой вы говорили ранее?
- Это стремление Азербайджана, с точки зрения его интересов, более чем понятно, потому что его большим желанием является окончательное закрытие этой страницы. То есть не только закрытие в разрезе сегодняшнего дня, но и окончательное, в контексте возможной причастности Армении. Отсюда и требование об изменении Конституции. С другой стороны, они хотят закрытия международных субъектов и легитимных институтов, имеющих прямое отношение к этой проблеме. А первый и наиболее важный подобный институт - сопредседательство Минской группы ОБСЕ. Следовательно, выделяя серьезные ресурсы, Азербайджан проводит наступательную работу по обоим направлениям, делая это предварительным условием и пытаясь скормить международное сообщество. Давайте попробуем понять это с точки зрения национальных государственных интересов РА или с точки зрения интересов Арцаха и арцахских армян. Все совершенно иначе. Но повторюсь, что проблема в том, что Армения, как субъект международного права, этому не препятствует. Наоборот, создается впечатление, что по этому вопросу есть глобальный консенсус, и проблема только в том, когда это будет реализовано, со всеми вытекающими проблемами. Эти власти поддерживают стремление Азербайджана закрыть, окончательно похоронить Арцахский вопрос не только в отрезке сегодняшнего дня, но и на будущее. Много раз говорили о том, что эти власти пытаются разрушить наше прошлое, разрушить наше настоящее, и сейчас уже начинается процесс разрушения будущего.
- В послании от 23 августа, в день принятия Декларации о независимости, Пашинян вновь поставил под сомнение значение этого основополагающего документа и по-своему прокомментировал значение ссылки на него в Конституции. Он в очередной раз принял предусловие Азербайджана.
- В действительно, нам нужно учесть, что когда Азербайджан выдвигает требование о внесении изменений в Конституцию, то в понимании политиков, экспертов и СМИ это связывается только с общедоступной информацией о том, что требование Азербайджана связано со ссылкой на Декларацию о независимости. Но я хочу задать простой вопрос: мы уверены, что требование Азербайджана связано только с этим? Опыт последних лет показал, какие довольно серьезные проблемы скрывались от общественности, и о которых мы узнавали потом: либо как свершившийся факт, либо на этапе выполнения данного обещания или взятого обязательства. Кстати, неважно, письменного или устного. Даже здесь есть проблема. Следовательно, если претензии Азербайджана к Конституции рассматривать в контексте других его предусловий, неоднозначно, что проблема связана только с закрытием Арцахской страницы путем отказа от Декларации независимости. Я хочу, чтобы мы учитывали и это. Во-вторых, есть еще одно обстоятельство. Если действующая власть видит проблему в Конституции, то, в первую очередь, она должна видеть проблему в своей легитимности, потому что, если есть проблемы в Конституции, то на каком основании они пришли к власти? А это уже совершенно другая сторона вопроса. То есть, создалась парадоксальная ситуация, когда власти страны вместо того, чтобы отстаивать и продвигать наши национально-государственные интересы, к которым не имеют никакого отношения, но по диктовку извне совершают противоположные действия.
- Исходя из сообщений, озвучиваемых разными геополитическими полюсами, развитие событий вокруг коридора через Сюник не заставит себя долго ждать. Такое впечатление, что проблема заключается не в открытии коридора, а в контроле над ним.
- Эта борьба идет давно, и у нас был повод поговорить об этом. При проецировании ситуации по тому или иному вопросу, возникает важный вопрос: есть ли у представителей Армении в этом процессе союзники? То есть являются ли они объектом или субъектом? Субъектность страны доведена до такого низкого уровня, если не сказать, сведена к нулю, что центры силы ведут борьбу за союзничество не с нами, а над нами. Здесь есть очень серьезная проблема, связанная с так называемым коридором. Не нужно забывать одну вещь: чтобы ни пытались предпринять власти, турецко-азербайджанский тандем поднял эту проблему на правовой уровень для каждой из стран. И это факт. Напомню, что для Азербайджана и Турции Шушинская декларация является юридическим документом, ратифицированным в их парламентах. Следовательно, сколько бы вы ни кричали, что этого вопроса нет, что вы смогли его трансформировать, сделать то, сделать другое, все равно тот, кто обязывает тебя внести поправки в Конституцию, поднял этот вопрос на правовой уровень.
- Пока не удается осуществить смену власти, но процессы не ждут. Какие в этих условиях есть возможность если не остановить, то хотя бы замедлить процессы?
- С сожалением должен отметить, что в течение многих лет мы предупреждаем, что каждый день нахождения их у власти, только ухудшает ситуацию. То есть, когда вы спрашиваете, какие есть возможности, скажу, что окно любой возможности при этой власти закрывается. Вместо этого, по мере реализации желаний Азербайджана и Турции, открывается окно для разжигания их аппетита и новых условий. И окна открываются очень широко. Таковы сегодняшние процессы. Как бы наше общество или какая ее часть не пыталась осознанно или неосознанно избавиться от этой головной боли, притвориться, что не имеют к ней никакого отношения, реальность от этого не меняется. Часть общества, не зафиксировав это для себя, просто заняла позу страуса. Им кажется, что если она спряталась, то и проблем нет. Но они есть, они усугубляются, ежедневно ломая и разрушая нас.
Марианна Каграманян
Источник: https://hraparak.am/post/0452b364ec5369083035d693ef6cd1cc