Из книги С.В.Стахорского «Метатекст в тексте: живопись и графика»
С античных времен вода привлекала живописцев в двух состояниях — отражающем и прозрачном. По литературным источникам известна утраченная картина прославленного древнегреческого живописца IV века до н.э. Апеллеса «Афродита Анадиомена» («Выходящая из моря»), поразившая современников изображением тела богини сквозь прозрачную воду. Эффект прозрачной воды применяли Микеланджело, Веласкес, Рембрандт, Джон Милле, Уотерхаус, Куинджи. Одна из картин последнего так и называется «Прозрачная вода».
Главный персонаж произведений с отражением на воде — Нарцисс, любующийся своим лицом, сидя у ручья: античные фрески, полотна Караваджо, Карла Брюллова, Уотерхауса, Сальвадора Дали и др.
У Караваджо отражение затемнено и едва различимо; Брюллов дает в отражении только руки; Дали — колени и голени. В картине Уотерхауса Нарцисс низко опустил голову над ручьем, его лицо видно лишь в отражении. В двух помпейских фресках, несмотря на повреждения красочного слоя, отражения лица довольно четкие. Здесь юноша сидит на высоком камне и вообще не смотрит на свое отражение: взгляд его направлен куда-то в сторону.
Большинство полотен с отражением на воде относится к жанру пейзажа. Как правило, это городские или сельские ландшафты с водоемами, через которые перекинуты мосты, по которым скользят лодки. В некоторых картинах водная поверхность отражает фигуры на пейзажном фоне.
Отражающим свойством обладает не только текущая или стоячая, но и заледеневшая вода. На льду реки отражаются фигуры пешеходов и конькобежцев в зимних пейзажах Аверкампа.
Почти во всех произведениях отражение дублирует отражаемое и показывает его в перевернутом виде. В картине Клода Моне «Регата в Аржантее» треугольные паруса благодаря отражениям выглядят как ромбы. Вертикальное движение характеризует полотно Левитана «Большая вода»: в нем тонкие стволы деревьев, затопленных весенним половодьем, тянутся вверх, к небу, а в отражении уходят вниз, за край холста. В пейзаже Вламника желтоватыми вертикалями растекаются в отражении стоящие на берегу домики, подсвеченные солнечными лучами и обрамленные синевой воды и неба.
У художников барокко и классицизма отражения, как правило, довольно четкие: «чертой Апеллеса» выполнены полотна Рёйсдала и Каналетто. Отражения в картинах романтиков и импрессионистов — размытые. У Коро они почти монохромные и окутаны туманом, сквозь который проступают кроны деревьев. В полотнах Тёрнера отражаемое тонет в потоках света, окрашенного в яркие цвета.
Сильный туман поглощает отражаемые предметы в картине Клода Моне, давшей импрессионистам название их художественного стиля.
Картины Клода Моне и Ренуара «La Grenouillère» («Лягушатник») имеют не только одинаковое название, но и схожую композицию. В них отражение дробится игрой света, покрывающего воду озорными бликами, что вполне соответствует веселому месту действия. La Grenouillère — популярный курорт на Сене к северо-западу от Парижа, названный так благодаря постоянным посетительницам, эмансипированным девицам, которых прозвали лягушками.
Живопись ХХ века демонстрирует как четкие отражения, так и размытые. Графическая зеркальная четкость характеризует отражение на воде в акварели Александра Бенуа «Прогулка короля».
В картинах «Просушка парусов» Андре Дерена, «Серебряные вётлы» Александра Головина отражаемое плавно перетекает в отражение, и граница между ними едва заметна.
Отражение и отражаемое почти не различимы, когда поверхность воды зеркальная, и ничто не нарушает симметрию между ними. Над этой иллюзией подшутил Анри Матисс в рисунке «Лодка». В нем трудно понять, где верх и низ, на что, видимо, рассчитывал художник. Известен курьезный случай, когда рисунок длительное время провисел в музее верх ногами.
В рисунке Матисса виден синий парус и его отражение того же цвета и почти той же формы; розовые линии обозначают волну, рассекаемую лодкой, крылья трех чаек над парусом и их отражения. Только по тому, что в отражении линии крыльев растянуты и разорваны, можно понять, где все-таки низ рисунка.
Отражение на воде расширяет художественное пространство картины. Представим на минуту, что в пейзажах Левитана «Вечерний звон» и «Озеро» вместо воды изображено поле, поросшее травой, и тогда бескрайнее пространство с облаками, плывущими двумя мощными потоками — на небе и в отражении по воде, сожмется и потеряет масштаб, которого добивался художник (картину «Озеро» он хотел назвать «Русь»).
Лучшие полотна Каналетто — виды Венеции с каналами, в которых отражаются гондолы и гондольеры, мосты и палаццо. Если фабула картины не предусматривала канал или реку, художник компенсировал их отсутствие косыми лучами заходящего солнца, благодаря которым фигуры гуляющих на площади Сан Марко или перед Дворцом дожей отбрасывают длинные тени, напоминающие водяную рябь.
Вода — подвижная материя, а то, что движется — живое, и этим оно отличается от мертвого. Живое и мертвое соседствуют в картине Поленова «Старая мельница». Мертвое символизирует полуразрушенная мельница с дырявой крышей и прогнившими жерновами; живое — пацанчик, закинувший удочку, и вода, отражающая утреннее небо.
Вода в культуре — амбивалентный образ, соединяющий противоположности. Вода утоляет жажду и тем питает жизнь, но и жизни лишает: по воде души умерших попадают в загробный мир. Этот печальный путь изображает картина Бёклина «Остров мертвых». К скалистому острову, поросшему кипарисами, плывет лодка Харона: на ней стоит человек в белом саване, отбрасывая на воду призрачную тень.
Плывущие по воде предметы в отражении дробятся и множатся. В картинах «Гребцы» Кайботта, «Заморские гости» Рериха лопасти весел и корпус ладьи отражаются цветными полосами, рассекающими волны.
В пейзажах отражения обозначают время года и состояние природы.Символ наступающей весны — заполненные водой проталины, отражающие голубое небо, в картине Саврасова «Грачи прилетели». Весну символизирует половодье в картине Николая Клодта «Весенние воды».
«После дождя» — название двух пейзажей Федора Васильева: в первом изображена питерская улица, лужи которой переступают прохожие; во втором — проселочная дорога с разъезженной колеей, в которой стоит вода.
На сильный дождь указывают лужи с отражениями пешеходов и пролеток в пейзажах Писсарро.
Преувеличенная патетическая живописность характеризует написанные Архипом Куинджи пейзажи с лунной дорожкой, бегущей по поверхности реки: «Исаакиевский собор при луне», «Лунная ночь на Днепре», «Дарьяльское ущелье». В них, как в стихотворении Лермонтова, всё «торжественно и чудно». Полная луна через дыру в облаках освещает гладь реки: Неву — золотистым светом, Днепр и Терек — мерцающим серебристо-зеленым.
Как и в картинах с зеркалом, отражение без отражаемого встречается довольно редко. Его использует Клод Моне в полотнах цикла «Кувшинки». На глади воды, поросшей кувшинками, отражаются находящиеся за верхним краем холста плакучие ивы и небо: то ясное и чистое, то затянутое кучевыми облаками, то окрашенное в лиловые тона лучами заходящего солнца.
Отражение без отражаемого демонстрируют произведения Эшера. В гравюре «Лужа» два предмета изображения: разъезженная колея и лужа, которая отражает деревья с редкой листвой, безоблачное небо и круглый диск полной луны или солнца. Гравюра символизирует встречу земли и неба посредством отражающей его воды.
Тема встречи природных стихий нашла продолжение в гравюре Эшера «Три мира». Зеркальная поверхность пруда или озера засыпана листьями — кленовыми, дубовыми, ясеневыми: из глубины выплывает большая рыба с выпученными удивленными глазами; вода отражает голые деревья, сбросившие листву. Деревья тянутся растопыренными ветками к небу, но поскольку мы их видим только в отражении, получается, что они скребут дно.
Итак, отражения на воде чаще всего встречаются в картинах пейзажного жанра; они обозначают время года и состояние природы; в некоторых случаях иллюстрируют мифологический сюжет. Отражения на воде расширяют художественное пространство и показывают объекты, расположенные за обрезом холста.
© Стахорский С.В.