Найти тему
ПИНАКОТЕКА

ЖИВОПИСЬ: КАРТИНА С ОТРАЖЕНИЕМ НА ВОДЕ

Из книги С.В.Стахорского «Метатекст в тексте: живопись и графика»

С античных времен вода привлекала живописцев в двух состояниях — отражающем и прозрачном. По литературным источникам известна утраченная картина прославленного древнегреческого живописца IV века до н.э. Апеллеса «Афродита Анадиомена» («Выходящая из моря»), поразившая современников изображением тела богини сквозь прозрачную воду. Эффект прозрачной воды применяли Микеланджело, Веласкес, Рембрандт, Джон Милле, Уотерхаус, Куинджи. Одна из картин последнего так и называется «Прозрачная вода».

Главный персонаж произведений с отражением на воде — Нарцисс, любующийся своим лицом, сидя у ручья: античные фрески, полотна Караваджо, Карла Брюллова, Уотерхауса, Сальвадора Дали и др.

«Нарцисс», фрески из Дома Децима Октавия Квартия и из Дома моряка, середина I века н.э. Археологический парк, Помпеи
«Нарцисс», фрески из Дома Децима Октавия Квартия и из Дома моряка, середина I века н.э. Археологический парк, Помпеи
Караваджо. «Нарцисс», 1597 год. Галерея Барберини, Рим
Караваджо. «Нарцисс», 1597 год. Галерея Барберини, Рим
Карл Брюллов. «Нарцисс, смотрящийся в воду», 1819 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. «Нарцисс, смотрящийся в воду», 1819 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Джон Уильям Уотерхаус. «Нарцисс и Эхо», 1903 год. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль
Джон Уильям Уотерхаус. «Нарцисс и Эхо», 1903 год. Художественная галерея Уокера, Ливерпуль
Джон Уильям Уотерхаус. «Нарцисс и Эхо» (фрагмент)
Джон Уильям Уотерхаус. «Нарцисс и Эхо» (фрагмент)
Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса», 1937 год. Тейт-галерея, Лондон
Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса», 1937 год. Тейт-галерея, Лондон

У Караваджо отражение затемнено и едва различимо; Брюллов дает в отражении только руки; Дали — колени и голени. В картине Уотерхауса Нарцисс низко опустил голову над ручьем, его лицо видно лишь в отражении. В двух помпейских фресках, несмотря на повреждения красочного слоя, отражения лица довольно четкие. Здесь юноша сидит на высоком камне и вообще не смотрит на свое отражение: взгляд его направлен куда-то в сторону.

Большинство полотен с отражением на воде относится к жанру пейзажа. Как правило, это городские или сельские ландшафты с водоемами, через которые перекинуты мосты, по которым скользят лодки. В некоторых картинах водная поверхность отражает фигуры на пейзажном фоне.

Якоб ван Рёйсдал. «Вид на реку с церковью и паромом», 1649 год. Маурицхейс, Гаага
Якоб ван Рёйсдал. «Вид на реку с церковью и паромом», 1649 год. Маурицхейс, Гаага
Каналетто. «Мост Риальто», 1740 год. Лувр, Париж
Каналетто. «Мост Риальто», 1740 год. Лувр, Париж
Джон Констебл. «Мельница и шлюз в Дедхеме», 1820 год. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Джон Констебл. «Мельница и шлюз в Дедхеме», 1820 год. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Клод Моне. «Мост через Сену», 1874 год. Новая Пинакотека, Мюнхен
Клод Моне. «Мост через Сену», 1874 год. Новая Пинакотека, Мюнхен
Поль Сезанн. «Плавучие дома на реке», 1877 год. Белый дом, Вашингтон
Поль Сезанн. «Плавучие дома на реке», 1877 год. Белый дом, Вашингтон

Василий Поленов. «Заросший пруд», 1879 год. Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. «Заросший пруд», 1879 год. Третьяковская галерея, Москва
Николай Богданов-Бельский. «Дети на изгороди», начало ХХ века. Картинная галерея, Смоленск
Николай Богданов-Бельский. «Дети на изгороди», начало ХХ века. Картинная галерея, Смоленск

Отражающим свойством обладает не только текущая или стоячая, но и заледеневшая вода. На льду реки отражаются фигуры пешеходов и конькобежцев в зимних пейзажах Аверкампа.

Хендрик Аверкамп. «Зимний пейзаж с конькобежцами», 1608 год. Рейксмузеум, Амстердам
Хендрик Аверкамп. «Зимний пейзаж с конькобежцами», 1608 год. Рейксмузеум, Амстердам

Почти во всех произведениях отражение дублирует отражаемое и показывает его в перевернутом виде. В картине Клода Моне «Регата в Аржантее» треугольные паруса благодаря отражениям выглядят как ромбы. Вертикальное движение характеризует полотно Левитана «Большая вода»: в нем тонкие стволы деревьев, затопленных весенним половодьем, тянутся вверх, к небу, а в отражении уходят вниз, за край холста. В пейзаже Вламника желтоватыми вертикалями растекаются в отражении стоящие на берегу домики, подсвеченные солнечными лучами и обрамленные синевой воды и неба.

Клода Моне. «Регата в Аржантее», 1872 год. Музей Орсе, Париж
Клода Моне. «Регата в Аржантее», 1872 год. Музей Орсе, Париж
Исаак Левитан. «Большая вода», 1897 год. Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. «Большая вода», 1897 год. Третьяковская галерея, Москва
Морис де Вламник. «Городок на берегу озера», 1907 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Морис де Вламник. «Городок на берегу озера», 1907 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург

У художников барокко и классицизма отражения, как правило, довольно четкие: «чертой Апеллеса» выполнены полотна Рёйсдала и Каналетто. Отражения в картинах романтиков и импрессионистов — размытые. У Коро они почти монохромные и окутаны туманом, сквозь который проступают кроны деревьев. В полотнах Тёрнера отражаемое тонет в потоках света, окрашенного в яркие цвета.

Камиль Коро. «Воспоминания о Мортефонтене», 1864 год. Лувр, Париж
Камиль Коро. «Воспоминания о Мортефонтене», 1864 год. Лувр, Париж
Уильям Тёрнер. «Последний рейс корабля “Отважный“», 1839 год. Национальная галерея, Лондон
Уильям Тёрнер. «Последний рейс корабля “Отважный“», 1839 год. Национальная галерея, Лондон

Сильный туман поглощает отражаемые предметы в картине Клода Моне, давшей импрессионистам название их художественного стиля.

Клод Моне. «Впечатление, восходящее солнце» («Impression, soleil levant»), 1872 год. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Клод Моне. «Впечатление, восходящее солнце» («Impression, soleil levant»), 1872 год. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Картины Клода Моне и Ренуара «La Grenouillère» («Лягушатник») имеют не только одинаковое название, но и схожую композицию. В них отражение дробится игрой света, покрывающего воду озорными бликами, что вполне соответствует веселому месту действия. La Grenouillère — популярный курорт на Сене к северо-западу от Парижа, названный так благодаря постоянным посетительницам, эмансипированным девицам, которых прозвали лягушками.

Клод Моне. «Лягушатник», 1869 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Клод Моне. «Лягушатник», 1869 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник», 1869 год. Национальный музей, Стокгольм
Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник», 1869 год. Национальный музей, Стокгольм

Живопись ХХ века демонстрирует как четкие отражения, так и размытые. Графическая зеркальная четкость характеризует отражение на воде в акварели Александра Бенуа «Прогулка короля».

Александра Бенуа. «Прогулка короля», 1906 год. Третьяковская галерея, Москва
Александра Бенуа. «Прогулка короля», 1906 год. Третьяковская галерея, Москва

В картинах «Просушка парусов» Андре Дерена, «Серебряные вётлы» Александра Головина отражаемое плавно перетекает в отражение, и граница между ними едва заметна.

Андре Дерен. «Просушка парусов», 1905 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина
Андре Дерен. «Просушка парусов», 1905 год. Музей изобразительных искусств им. Пушкина
Александр Головин. «Серебряные вётлы», 1909 год. Художественный музей, Ярославль
Александр Головин. «Серебряные вётлы», 1909 год. Художественный музей, Ярославль

Отражение и отражаемое почти не различимы, когда поверхность воды зеркальная, и ничто не нарушает симметрию между ними. Над этой иллюзией подшутил Анри Матисс в рисунке «Лодка». В нем трудно понять, где верх и низ, на что, видимо, рассчитывал художник. Известен курьезный случай, когда рисунок длительное время провисел в музее верх ногами.

Анри Матисс. «Лодка», 1937 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Анри Матисс. «Лодка», 1937 год. Музей современного искусства, Нью-Йорк

В рисунке Матисса виден синий парус и его отражение того же цвета и почти той же формы; розовые линии обозначают волну, рассекаемую лодкой, крылья трех чаек над парусом и их отражения. Только по тому, что в отражении линии крыльев растянуты и разорваны, можно понять, где все-таки низ рисунка.

Отражение на воде расширяет художественное пространство картины. Представим на минуту, что в пейзажах Левитана «Вечерний звон» и «Озеро» вместо воды изображено поле, поросшее травой, и тогда бескрайнее пространство с облаками, плывущими двумя мощными потоками — на небе и в отражении по воде, сожмется и потеряет масштаб, которого добивался художник (картину «Озеро» он хотел назвать «Русь»).

Исаак Левитан. «Вечерний звон», 1892 год. Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. «Вечерний звон», 1892 год. Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. «Озеро», 1900 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Исаак Левитан. «Озеро», 1900 год. Русский музей, Санкт-Петербург

Лучшие полотна Каналетто — виды Венеции с каналами, в которых отражаются гондолы и гондольеры, мосты и палаццо. Если фабула картины не предусматривала канал или реку, художник компенсировал их отсутствие косыми лучами заходящего солнца, благодаря которым фигуры гуляющих на площади Сан Марко или перед Дворцом дожей отбрасывают длинные тени, напоминающие водяную рябь.

Каналетто. «Площадь Сан Марко в Венеции», ок. 1735 года. Музей Джона Соуна, Лондон
Каналетто. «Площадь Сан Марко в Венеции», ок. 1735 года. Музей Джона Соуна, Лондон

Вода — подвижная материя, а то, что движется — живое, и этим оно отличается от мертвого. Живое и мертвое соседствуют в картине Поленова «Старая мельница». Мертвое символизирует полуразрушенная мельница с дырявой крышей и прогнившими жерновами; живое — пацанчик, закинувший удочку, и вода, отражающая утреннее небо.

Василий Поленов. «Старая мельница», 1880 год. Художественный музей, Серпухов
Василий Поленов. «Старая мельница», 1880 год. Художественный музей, Серпухов

Вода в культуре — амбивалентный образ, соединяющий противоположности. Вода утоляет жажду и тем питает жизнь, но и жизни лишает: по воде души умерших попадают в загробный мир. Этот печальный путь изображает картина Бёклина «Остров мертвых». К скалистому острову, поросшему кипарисами, плывет лодка Харона: на ней стоит человек в белом саване, отбрасывая на воду призрачную тень.

Арнольд Бёклин. «Остров мертвых», 1883 год. Alte Nationalgalerie, Берлин
Арнольд Бёклин. «Остров мертвых», 1883 год. Alte Nationalgalerie, Берлин

Плывущие по воде предметы в отражении дробятся и множатся. В картинах «Гребцы» Кайботта, «Заморские гости» Рериха лопасти весел и корпус ладьи отражаются цветными полосами, рассекающими волны.

Гюстав Кайботт. «Гребцы», 1877 год. Национальная галерея, Вашингтон
Гюстав Кайботт. «Гребцы», 1877 год. Национальная галерея, Вашингтон
Николай Рерих. «Заморские гости», 1901 год. Третьяковская галерея, Москва
Николай Рерих. «Заморские гости», 1901 год. Третьяковская галерея, Москва

В пейзажах отражения обозначают время года и состояние природы.Символ наступающей весны — заполненные водой проталины, отражающие голубое небо, в картине Саврасова «Грачи прилетели». Весну символизирует половодье в картине Николая Клодта «Весенние воды».

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 год. Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 год. Третьяковская галерея, Москва
Николай Клодт. «Весенние воды», 1916 год. Художественный музей им. А.В.Григорьева, Козьмодемьянск
Николай Клодт. «Весенние воды», 1916 год. Художественный музей им. А.В.Григорьева, Козьмодемьянск

«После дождя» — название двух пейзажей Федора Васильева: в первом изображена питерская улица, лужи которой переступают прохожие; во втором — проселочная дорога с разъезженной колеей, в которой стоит вода.

Федор Васильев. «После дождя», 1867 год. Третьяковская галерея, Москва
Федор Васильев. «После дождя», 1867 год. Третьяковская галерея, Москва
Федор Васильев. «После дождя», 1869 год. Третьяковская галерея, Москва
Федор Васильев. «После дождя», 1869 год. Третьяковская галерея, Москва

На сильный дождь указывают лужи с отражениями пешеходов и пролеток в пейзажах Писсарро.

Камиль Писсарро. «Оперный проезд, Париж под дождем», 1898 год. Институт искусств, Миннеаполис
Камиль Писсарро. «Оперный проезд, Париж под дождем», 1898 год. Институт искусств, Миннеаполис

Преувеличенная патетическая живописность характеризует написанные Архипом Куинджи пейзажи с лунной дорожкой, бегущей по поверхности реки: «Исаакиевский собор при луне», «Лунная ночь на Днепре», «Дарьяльское ущелье». В них, как в стихотворении Лермонтова, всё «торжественно и чудно». Полная луна через дыру в облаках освещает гладь реки: Неву — золотистым светом, Днепр и Терек — мерцающим серебристо-зеленым.

Архип Куинджи. «Исаакиевский собор при луне», 1869 год. Картинная галерея, Смоленск
Архип Куинджи. «Исаакиевский собор при луне», 1869 год. Картинная галерея, Смоленск
Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре», 1880 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Куинджи. «Лунная ночь на Днепре», 1880 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Архип Куинджи. «Дарьяльское ущелье», ок. 1895 год. Третьяковская галерея, Москва
Архип Куинджи. «Дарьяльское ущелье», ок. 1895 год. Третьяковская галерея, Москва

Как и в картинах с зеркалом, отражение без отражаемого встречается довольно редко. Его использует Клод Моне в полотнах цикла «Кувшинки». На глади воды, поросшей кувшинками, отражаются находящиеся за верхним краем холста плакучие ивы и небо: то ясное и чистое, то затянутое кучевыми облаками, то окрашенное в лиловые тона лучами заходящего солнца.

Клод Моне. «Кувшинки», 1903 год. Музей Мармоттана Моне, Париж
Клод Моне. «Кувшинки», 1903 год. Музей Мармоттана Моне, Париж

Отражение без отражаемого демонстрируют произведения Эшера. В гравюре «Лужа» два предмета изображения: разъезженная колея и лужа, которая отражает деревья с редкой листвой, безоблачное небо и круглый диск полной луны или солнца. Гравюра символизирует встречу земли и неба посредством отражающей его воды.

Мауриц Эшер. «Лужа», 1952 год. Музей Эшера, Гаага
Мауриц Эшер. «Лужа», 1952 год. Музей Эшера, Гаага

Тема встречи природных стихий нашла продолжение в гравюре Эшера «Три мира». Зеркальная поверхность пруда или озера засыпана листьями — кленовыми, дубовыми, ясеневыми: из глубины выплывает большая рыба с выпученными удивленными глазами; вода отражает голые деревья, сбросившие листву. Деревья тянутся растопыренными ветками к небу, но поскольку мы их видим только в отражении, получается, что они скребут дно.

Мауриц Эшер. «Три мира», 1955 год. Частная коллекция
Мауриц Эшер. «Три мира», 1955 год. Частная коллекция

Итак, отражения на воде чаще всего встречаются в картинах пейзажного жанра; они обозначают время года и состояние природы; в некоторых случаях иллюстрируют мифологический сюжет. Отражения на воде расширяют художественное пространство и показывают объекты, расположенные за обрезом холста.

© Стахорский С.В.

-46
-47
-48
-49