- Приезжай снимать ролик про Ford Mark II 1978 года выпуска, - так меня зазывал к себе в гости один из друзей нашего проекта.
- Конечно, приеду, - обещал я, предвкушая встречу с классической Granada, может даже с двигателем V6.
Путь был не близкий. Примерно 400 километров в одну сторону. Прикинул: пораньше выеду, после приезда часок на общение с другом, в обед съёмка, и до заката уже вернусь домой. И чтобы не затягивать съёмочный процесс накидал сценарий, почитал историю Granada. А когда приехал, то понял, что готовился ко встрече совсем не с тем автомобилем.
Mark II и Mark I
Когда я только начинал интересоваться миром авто, долгое время считал, что Mark II – это название прекрасного японского автомобиля. Очень уж мне нравилась Toyota Mark II, которая колесила по нашему городу и явно выделялась в общем потоке машин.
Потом уже я узнал, что это одно из перевоплощений платформы Toyota Corona. Но, как видите, слово Mark до сих пор способно вызвать путаницу в сознании. Сегодня у меня главная ассоциация с этим словом – это первый танк. В его названии больше нет никаких слов, уточнений и дополнений – просто Mark I. В своё время это был настолько засекреченный проект, что ему даже название не дали, чтобы случайно не намекнуть врагу, над чем работают инженеры. По-русски говоря британцы разрабатывали какую-то «модель 1». А чтобы совсем запутать врага, ещё и назвали его «баком», то есть tank. Да вы наверняка знаете эту историю, и что Mark I делились на «самцов» и «самок» в зависимости от вооружения, и про битву на Сомме…
Речь не об этом. Обозначение Mark, судя по всему, ввели в обиход именно британские оружейники. Этим словом они обозначали модель военного устройства или оружия. Например, морское корабельной орудие, а потом вот и танк. Постепенно это обозначение перекочевало и на гражданскую технику. То есть слово Mark, это примерно то же самое в названии, что и Model, Typ…
Ford GT40 Mark II и стая «Ягуаров».
Вообще в последнее время очень много Марков стало. Одно время модно было этим именем в России мальчиков называть. Надоели, видать, Серёжи и Саши… Но и мировая автомобильная промышленность не отставала. Так Mark II во второй половине 60-х должен был повторить рекорды Ford GT40. А Jaguar стал штамповать представительские седаны Марк 5,6,7,8,9. У многих марок время от времени проскакивало это самое Mark. А что добавляет красивого звучание в изначальное название и немного путаницы. То ли дело у нас в России ни одного ВАЗа Mark II. Или ГАЗа… У нас просто добавляли литеру А или М, а потом ещё пару сантиметров и надпись Cross. Кстати тоже звучное слово. Вот такой небольшой исторический экскурс.