Святые отцы в состоянии прелести разделяют два вида этого духовного поражения, этой духовной болезни, от которой умирают христиане, монахи.
Первый вид прелести – это когда человек начинает принимать какие-то сверхъестественные вещи, может быть, даже и благодатные, еще не подготовленные к этому покаянию, и повреждаются, все это ложится на его внешнее душевное сердце, эмоциональное, и эти духовные восторги сводят его с ума.
Он не то, что начинает доверять этим сверхъестественным состояниям, он начинает их желать страстно. И эта страсть доходит до того, что он потом все готов отдать, вплоть до своего спасения, только бы пережить опять эти мнимо духовные состояния.
Я не знаю, какой вид опаснее, этот или другой, о котором я сейчас скажу. Наверное, оба это безумие.
Второй, более тонкий вид прелести, у святых отцов называется мнением.
Когда человек начинает в духовной жизни доверять своему мнению, он сначала начинает ему доверять слегка, потом его мнение вырастает до таких размеров, что он сначала слегка спорит, потом противоречит, а потом его мнение начинает воевать не только с оппонентами, которые не близки ему, но и с близкими по духу людьми, даже с духовником. И человек сходит с ума.
Это мнение после духовника начинает воевать со святыми отцами. Они же были люди грешные, и они же могли ошибаться. Эта болезнь мнения может доходить до умопомрачительных состояний.
Бойтесь своего мнения. Лучше вообще не иметь своего мнения, когда ты живешь в духовной общине и под руководством духовника. Лучше жить уставом общины и словом духовника, нежели иметь своё мнение, которое от вашей пораженной природы будет.
Это пораженное мнение может навстречу духовнику сказать:
«И ты грешный человек».
Но в духовном заходе происходит мистическое таинство. Ради послушания несовершенного духовнику Господь все исправляет.
Конечно, я не говорю о крайностях, если духовник тоже с ума сошел и пошел в ересь, в раскол, в блуд. Это крайние вещи.
Как избавиться от своего мнения? Практикуйте отказ от своего мнения.
«Как скажете, пусть лучше будет так. А через вас я покорюсь Богу».
Великое благо, когда в общине есть старший, в общине есть духовник. Тогда вообще думать не надо.
Кто-то, не понимая духовной жизни, сейчас сразу мне возразит:
«Вы что хотите, чтобы они немыслящими роботами стали?».
Этот человек совсем не знает духовной жизни, он не жил ее, он не проходил эту духовную жизнь.
Он может с иронией, с сарказмом улыбнуться в мою сторону, если я сейчас опять начну в очередной раз приводить пример общины Иосифа Исихаста, где вся община жила мнением старца Иосифа. Никто не повредился, никто не пропал, никто не погиб. Наоборот, эта маленькая община родила горстку святых.
Три года как помер Ефрем Рязанский, а уже церковь говорит о его канонизации. Иосиф Ватопедский пораньше умер, лет десять назад, а уже церковь к нему относится как к святому.
Харлампий Дионисиатский, тоже один из учеников Иосифа – святой человек, который имел такой дар молитвы. При совершенной простоте, при необразованности, не имея дара слова, культуры, он имел такую молитву, слыша о которой профессора, не имеющие духовного опыта, а имеющие только теорию, его не понимают.
«Харлампий, что ты говоришь об Иисусовой молитве? Ты сумасшедший, ты прельщенный».
Но поставь этого профессора рядом с Харлампием, и от его духовной величины профессора видно не будет, он рассыпется в прах. Потому что это практика. Сначала практика послушания, практика отвержения своей воли ради воли Господа, которая действовала через Иосифа. Святой человек без академии, без семинарий. Его академией были пустыня, послушания и труды.
Как отречься от своего мнения, когда ты живешь в монашеской общине?
Очень просто. Сказали «зеленое» – зеленое. Сказали «огурцы» – едим огурцы. Убери свое мнение, вообще выкинь его. «А я считаю, а я думаю, а я хочу» - все, что я перечислил, начинается с буквы «я». И вообще мнение начинается с буквы «я». Уберите букву «я» и будете счастливыми.
Как только есть буква «я», есть конфликты, недоразумения, столкновение характеров, мнений, ссоры и постоянная грусть, печаль. Самый счастливый человек – тот, которому посчастливилось жить не в святой общине, а просто в общине, которая искренне ищет Христа.
Просто, без фанфар каких-то, чрезвычайных состояний. Очень просто и искренне ищут Христа, все вместе идут за Моисеем проводником и свое мнение выкидывают.
Вопрос «Хочешь иметь свое мнение?» можно переформулировать в «Хочешь иметь печаль и тяготу?». Своему мнению постоянно сопутствуют скорби, печали, ссоры, тягота. Убери свое мнение как раздражитель и будешь счастлив.
Лестницу сверху вниз удобнее мыть или снизу вверх? Нас в армии заставляли, когда хотели над нами поиздеваться, снизу вверх трап мыть. А если тебе все равно, то и все равно. Ты и снизу вверх хорошо промоешь, когда тебе мнение твое не долбит в затылок.
Люди, которые выкинули свое мнение в мусорную корзину ради Царства Небесного, - самые счастливые люди. Они даже не с Иосифом Исихастом и не со святым станут святыми, потому что Господь их благословит.
Святыми становятся не за труды, не за усердия, не за аскезу, а за смирение. Как говорится, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. У смиренных нет своего мнения. Они все готовы уступить. Поэтому они счастливы.
Даже когда Батюшка Серафим уже был старцем, он жил мнением Бога, говоря:
«Как ты благословишь, так и будет».
Никогда бы он не стал преподобным великим Серафимом, если бы не сокрушил свое мнение. Просто был бы мудрым человеком, но не более того.
Текст основан на видео с канала "Студия Лети высоко протоиерея Сергия Баранова". Читайте еще: