До большого нефтяного взрыва Югра жила тихо. Коренные народы ханты и манси разводили оленей, ловили рыбу, охотились. Но в прошлом веке открытие знаменитого Самотлорского месторождения всколыхнуло весь СССР. В регион зашли Грознефть, Татнефть, Бакунефть, Башнефть. Так появились и первые мусульмане.
Есть те, которые приехал в семидесятых годах по комсомольской путевке на всесоюзные стройки. У них советские традиции и советское воспитание. Есть поколение 90-х годов, которое бежало от военных конфликтов и экономических неурядиц с Северного Кавказа и из Средней Азии, и поколение 2000-х – оно пришлось на новый нефтяной бум и неожиданное благополучие. Эти молодые мигранты ехали уже из бывших советских республик.
Старожилам новички совсем не понравились: русского языка почти не знают, молчаливые и замкнутые, но одновременно упорные. Плюс живущие в своем религиозном мире: постоянно молятся, водку не пьют, ходят в мечеть, ведут странные разговоры, которые охотно слушают местные русские парни, вдруг принимающие ислам.
Несмотря на микс поколений, приходилось как-то уживаться. Но вскоре начались серьезные проблемы, связанные с деятельностью радикальных суннитских структур. Люди уезжали в Афганистан и в Сирию. И только в 2015 году местные власти системно занялись "зачисткой": выявили ячейки, арестовали лидеров, развернули мощную просветительскую деятельность на тему "ИГИЛ* – чума нашего времени", выгнали проповедников. Через пару-тройку лет выдохнули и решили, что все.
Но теперь новый вызов. Интернет. Есть конспиративные собрания, на которых обмениваются флешками: ты прочитай и потом обсудим. Проблем с коммуникациями у исламистов нет никаких. В 2018 году в Югре было возбуждено 36 уголовных дел террористической направленности и семь дел экстремистского характера. Годом ранее – 15 и 12 соответственно.
В феврале 2019 года случилось громкое задержание членов террористической ячейки в Сургуте. По словам главы УМВД, четыре человека планировали взрывы в местах массового скопления людей и подрыв административных зданий.
– У задержанных были изъяты гранаты РГД-5, три самодельных взрывных устройства, компоненты для сборки, пистолеты, боеприпасы к оружию, а также экстремистская литература. Возбуждено 11 уголовных дел, в том числе по факту приготовления к совершению террористического акта.
Летом того же года полиция Югры разыскивала некую Ханзаду Гусейнову. Ориентировку распространил центр по противодействию экстремизму УМВД ХМАО. В ней было сказано, что у женщины при себе могло быть самодельное взрывное устройство.
В том же 2019 глава УМВД рассказывал, что число лиц, привлеченных к административной ответственности за распространение запрещенных материалов, выросло на 42%.
В конце 2020 года СМИ запестрили еще одной неприятной новостью. Со ссылкой на СК сообщалось, что 25-летний югорчанин создал публичный канал в Telegram. Там он размещал текстовые материалы и изображения, призванные побудить других к осуществлению террористической деятельности, вступлению в террористические организации и уничтожению не исповедующих ислам лиц.
Летом 2022 года уголовное дело об оправдании терроризма возбудили против 32-летнего жителя Нягани. По версии силовиков, он распространял ролики, содержащие сцены террористических действий, демонстрацию атрибутов и символику организаций, признанных в России запрещенными. Все это делалось для того, чтобы найти новых единомышленников.
В последние дни 2022 года оперативники ФСБ задержали 11 человек, которые работали на запрещенный в России "ИГИЛ". Группировка действовала на территории Уральского и Северо-Кавказского федеральных округов, в том числе в Югре. Члены банды вербовали боевиков для участия в боях на территории Сирии и Украины. Помимо этого, обвиняемые собирали деньги, которые отправляли террористам. Их ловили с 2021 года.
Летом прошлого года сотрудники правоохранительных органов задержали в Югре активного участника международной террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Ранее он уже привлекался к уголовной ответственности за вербовку и вовлечение в ряды организации новых членов под предлогом совместного изучения ислама.
Одним из самых многонациональных городов Югры является Когалым. Здесь представлена вся вертикаль нефтепереработки — от скважин до бензоколонки, здесь черное золото добывается, перерабатывается и реализуется. Именно здесь размещены основные производственные мощности ПАО "Лукойл".
Когалым занимает первое место в округе среди муниципалитетов с самым высоким миграционным потоком. Только с сначала года на регистрационный учет встали не менее 1500 иностранцев. И хотя город считают образцово-показательным в плане межнациональных отношений, в семье, как говорится, не без урода.
Например, летом 2019 года ФСБ вовремя "свинтила" террориста. При нем было обнаружено закрепленное на поясе самодельное взрывное устройство в виде ремня со свертком, обмотанным черной изолентой. Кустарный "пояс смертника" на основе гексогена массой 2,5 килограмма содержал болты в качестве поражающих элементов. Он планировал совершить самоподрыв, было возбуждено уголовное дело.
Летом 2024-го Когалым прославил владелец "ИП Маммедли Амин Аллахверди Оглы". Этот мигрант загнал жителя Кургана в трудовое рабство. Как писала "Русская община" в своем Telegram, бизнесмен насильно удерживает вахтовых работников, затягивает с выплатами зарплаты, а также открыто им угрожает. Когда курганец решил уйти, работодатель приехал к нему в сопровождении охраны и избил.
По словам сотрудников, у предпринимателя "все схвачено и всюду есть связи", поэтому они боятся обращаться в полицию. Из плена работника вызволили как раз дружинники. Однако в его адрес продолжили поступать угрозы от мигранта-предпринимателя.
В полиции ХМАО проводится проверка по сообщениям, опубликованным в канале "Русской общины". Также дело на контроль взял председатель СК России Александр Бастрыкин.
Буквально две недели назад стало известно, что в Когалым заехали мигранты из Казахстана, причем с криминальным прошлым. И вместо того, чтобы просто работать, как и все остальные, они решили, что они здесь главные и будут устанавливать свои порядки.
Порядки, очевидно, тюремные, какие же еще. Сразу же нашлись иностранцы, которые захотели стать главарями, а места не столь уважаемые решили присвоить русским. После замечаний вахтовиков о том, что они не на зоне и что они должны подчиняться нашим законам начались прямые угрозы.
О беспределе рассказал ставрополец Андрей. Ему лично обещали, что раз он не хочет подчиняться правилам пришлых, приедут авторитетные люди и поставят его на колени. Говорили: "ходи и бойся, ходи и оглядывайся".
Андрей обратился за помощью в "Русские общины" Сургута и Когалыма. Активисты побеседовали с иностранцами и умерили их пыл. Те принесли свои извинения, и конфликт был исчерпан.
И пока во всем Ханты-Мансийском автономном округе силовики борются с радикалами, в Когалыме чиновники прямо поддерживают исламизацию. Так, весной 2023 года в городе заложили символический камень на месте будущего памятника в ознаменование 100-летнего юбилея Президента Азербайджанской республики Гейдара Алиева.
Одна из причин установки памятника азербайджанскому вельможе напрашивается сама собой: долгое время "Лукойл" возглавлял уроженец Баку Вагит Алекперов. Сейчас кстати он управляет компанией "Когалымнефтегаз". Но все это не отменяет очевидных вопросов:
Зачем ставить памятник Гейдару Алиеву в Когалыме, если для его жителей этот человек ничем не примечателен? Неужели мало других достойных чиновников или простых работяг той эпохи, заслуживающих монументы?
Если говорить о Когалыме, как крупном центре нефтегазовой отрасли, то здесь просто напрашивается памятник выдающимся русским героям, внесшим вклад в историю нашей нефтедобычи. Их список длинный: от Леонтия Кислянского, впервые обнаружившего в XVII веке в Сибири нефть, и Федора Прядунова, основавшего первый нефтеперерабатывающий завод, до организатора советской нефтяной геологии Ивана Губкина и продолжателя его дела Виктора Муравленко.
Если даже для администрации Когалыма актуально акцентировать внимание на крепости межнациональных связей, то причём тут экс-президент другой страны? Неужели нет наших родных татар, башкир, якутов, бурятов и представителей других национальностей России, кто внёс свой вклад в российскую нефтедобычу?
И напоследок вопрос более обширный и важный: что делать с этой питательной средой для экстремистов? Тем более, в нефтегазовом районе, где если рванет, то ударит по всей России.
Местные власти говорят, что взяли под жесткий контроль мечети и молельные комнаты, но вербовщики давно их избегают и работают сейчас гораздо тоньше. Точнее точечно – через интернет и личные контакты.