Найти в Дзене

Георгий Гюрджиев и музыка

Не все знают, что Георгий Иванович Гюрджиев (российский мистик греческо-армянского происхождения) писал музыку. Точнее создавал ее вместе со своим партнером и, по сути, соавтором Фомой Александровичем Гартманом (в эмиграции Тома де Гартман), между прочим, в Московской консерватории он учился под руководством Антона Аренского и Сергея Танеева.
Вот как описывает процесс их работы известный пианист Алексей Любимов: «Мистер Гюрджиев обычно насвистывал или играл на фортепиано одним пальцем очень сложный тип мелодии, каковыми, несмотря на кажущуюся монотонность, являются все восточные мелодии. Чтобы ухватить эту мелодию, записать ее в европейской нотации, требовалось нечто наподобие „tour de force“ … Музыка мистера Гюрджиева была необычайно разноплановой. Наибольшим воздействием отличалась та, что он запомнил из путешествий в отдаленные азиатские монастыри. Слушая такую музыку, погружаешься в глубины своего существа…».
Музыка достаточна медитативна, иногда в ней можно найти что-то похожее
Георгий Гюрджиев и Фома Гартман
Георгий Гюрджиев и Фома Гартман

Не все знают, что Георгий Иванович Гюрджиев (российский мистик греческо-армянского происхождения) писал музыку. Точнее создавал ее вместе со своим партнером и, по сути, соавтором Фомой Александровичем Гартманом (в эмиграции Тома де Гартман), между прочим, в Московской консерватории он учился под руководством Антона Аренского и Сергея Танеева.

Вот как описывает процесс их работы известный пианист Алексей Любимов:
«Мистер Гюрджиев обычно насвистывал или играл на фортепиано одним пальцем очень сложный тип мелодии, каковыми, несмотря на кажущуюся монотонность, являются все восточные мелодии. Чтобы ухватить эту мелодию, записать ее в европейской нотации, требовалось нечто наподобие „tour de force“ … Музыка мистера Гюрджиева была необычайно разноплановой. Наибольшим воздействием отличалась та, что он запомнил из путешествий в отдаленные азиатские монастыри. Слушая такую музыку, погружаешься в глубины своего существа…».

Музыка достаточна медитативна, иногда в ней можно найти что-то похожее на суффийские, курдские и армянские темы, православные песнопения, с ощутимым влиянием русской музыки на границе 19 и 20 веков, например, определенно что-то от Сергея Рахманинова.

Однозначно обработки Гартмана уводили немного в сторону от тех тем, которые первоначально наигрывал или настукивал Гюрджиев, но разделить это теперь невозможно, хотя такие попытки известны, например, это версии Левона Искеняна.
Кроме записей самого Гартмана на фортепиано и американского пианиста Cecil Lytle, наиболее известны версии в исполнении джазового гиганта Кита Джарретта (Keith Jarrett) это его альбом 1980 года «G.I. Gurdjieff: Sacred Hymns» на #ECM

-2

Итак, что можно послушать:

• Исполнение самого Хартмана, например, с вышедших двух компакт дисков «The music of Gurdjieff - De Hartmann»
https://youtu.be/dwvGGZxaOEo
• Георгий Гурджиев - Томас де Хартман. Фортепианный цикл "Искатели Истины. Путешествия в недоступные места", музыка для духовных упражнений. Исполняет Алексей Любимов (фортепиано). Малый зал Санкт-Петербургской филармонии. 20.02.2016
https://youtu.be/sphM9I0dR6Q
• Исполнение Cecil Lytle «The Complete Piano Music of Georges I. Gurdjieff & Thomas de Hartmann, Vol. 1: Seekers of the Truth»
https://youtu.be/81lBLH1FZaQ
• Keith Jarrett «G.I. Gurdjieff: Sacred Hymns» на
https://youtu.be/ylQCKikKDfI
• Оркестровое исполнение Gurdjieff / De Hartmann - The Big Seven, Canon of Seven, The Paris Demonstrations: Metropole Orchestra
https://youtu.be/9-503KXJZ0A и https://www.youtube.com/watch?v=Obhn-mgAE8k (как я понял эта оркестровка была сделана к демонстрации в Париже в 1923 году «Священной гимнастики и движений»
• Я не нашел версии балета «Борьба Магов», которое считается наиболее крупным произведением Гурджиева и Гартмана

Можно по-разному относиться к наследию Гюрджиева (даже подискутировать, как правильно - Гюрджиев или Гурджиев), поспорить каким магом он был - «белым» или «черным», но совершенно неожиданным образом музыка, созданная при его участии, никуда не исчезла.