Найти тему

Спектакль «Евгений Онегин». Красноярский театр юного зрителя.🔥

Спектакль стал лучшим на фестивале «Арлекин - 2024».

Из программки: «Сентиментальная трагедия по роману в стихах Александра Пушкина».

Это моя первая встреча с режиссером Муратом Абулкатиновым. Многие пишут о спектакле, что затянуто и скучно.

 Мне спектакль показался очень интересным благодаря нетрадиционному языку, интересной трактовке романа и главной теме, которую исследует режиссер: что происходит с человеком, который впервые оказался во власти любви в юном возрасте? Почему любовь не состоялась? 

     Художник - постановщик Софья Шнырева создала пространство очень минималистичное, с преобладанием серого цвета. На сцене двухэтажный фасад дома, покрашенный в серый цвет, на втором этаже ряд окон. Нижний этаж представляет собой глухую стену, на фоне которой будет происходить действие. Справа, а не в центре, за фасадом дома, - огромная дворцовая люстра почти до пола.

Сценография. Хор.
Сценография. Хор.

Справа же - высокие парадные белые двери, ведущие в другое здание. Они являются частью интерьера дворянского дома, но также несут смысловую нагрузку. Выход героев на сцену станет частью их портретной характеристики.  Мечтательная Татьяна появится в окне. Онегин выйдет в первый раз на сцену уверенной походкой через двери. Герои разные, и их несходство будет проходить красной линией в спектакле. Принцип дисгармонии, выраженный в сценографии, отражает дисгармонию человеческих отношений и закон судьбы, который не совпадает с нашими желаниями.

«Ее сестра звалась Татьяной».
«Ее сестра звалась Татьяной».

      Несмотря на некоторое  нарушение гармонии  в сценографии, все персонажи одеты в серое, почти сливаясь с интерьером. Исторических костюмов нет. Онегин тоже в сером костюме, но в белой рубашке, которая буквально сияет в лучах света. Он- денди, он не такой, как все. He is a knight in shining  armor: рыцарь в сияющих доспехах, мечта любой девушки, как говорят англичане. 

    Но начинается  действие с конца. Кто-то бежит. Мы сначала героев не видим, а только слышим. Они громко прерывисто дышат. Татьяна ( Татьяна Скрябина) убегает, а Онегин ( Александр Дьяконов) ее догоняет. Пробежав по залу, они выходят на едва полутемную сцену. Звучит требование Татьяны ее оставить. Она уходит, а Онегин ложится на световую дорожку, идущую из белых дверей и умирает. Смерть Онегина - ход очень неожиданный, но смысл последней сцены раскроется только в конце. 

Смерть Онегина.
Смерть Онегина.

Пушкинский текст первой главы в исполнении лирического героя звучит как посмертная эпитафия Онегину. И действительно, Онегин вел жизнь светскую, ничем не выделяясь из толпы ему подобных. Актер, играющий лирического героя, Салман Джумагазиев, дан крупным планом, обозначая себя как важного участника событий. Он молод и черняв. 

Автор о герое.
Автор о герое.

Текст романа сокращен, перестроен и сосредоточен только на четырех персонажах: Татьяне, Онегине, Ольге и Ленском. 

После представления Онегин встает, и его жизнь начинается сначала. Яркой чертой существования Онегина на сцене является его статичность. В этом герой совпадает с хором. Хор - это молодые девушки и парни, которые постоянно присутствует на сцене, они сидят на скамейках, они статичны и неэмоциональны. Таким образом они обозначают присутствие общества, на которое, несмотря на свою фронду,  все-таки оглядывается Онегин. Хор выступает также как немой свидетель событий. Своей монолитной серой массой он в спектакле воплощает неизбежность судьбы. 

Хор. Фото автора.
Хор. Фото автора.

    Автор, продолжая с экрана представление героя, называет то качество Онегина, которое определило его выбор героя: «резкий, охлажденный ум». Именно способность критически мыслить отвратила Онегина от светского общества и сблизила его на время с лирическим героем. 

      И вот Онегин в деревне. Никаких пейзажей на сцене нет. Декорации меняться не будут, но начнется расхождение автора и героя.

Встреча Онегина с Ленским ( его тоже играет Салман Джумангалиев) ничего коренным образом не изменит в существовании Онегина на сцене. Герои будут и  рядом, и в разных плоскостях. Яркий пример их разности и отстраненности - разговор Онегина и Ленского в гостях у Лариных об Ольге. Актеры сидят на скамье в отдалении друг от друга, и Онегин шепчет так, что его слышно на весь зал. Ольга ему не нравится, но он выбрал бы другую. Режиссерский ход помогает подчеркнуть эгоизм, трезвый ум и  отстраненность героя от людей.

Татьяна в спектакле показана абсолютно одинокой. Почти все время она существует отдельно от хора. На скамейке во время знакомства с Онегиным она тоже сидит отдельно от всех, голова приподнята, смотрит в зал. Волосы по старинке уложены косами на голове, что выделяет ее из всех. Лицо молодой девушки выражает смятение чувств. Она сначала растеряна.  Признание : « Я знаешь, няня, влюблена», актриса не произносит, а пропевает, но мелодия выходит дисгармоничная и минорная. 

Знакомство с Онегиным.
Знакомство с Онегиным.

Дыхание судьбы, а это сквозной образ спектакля, ощущается во всем. Оно акцентировано и в первой встрече Онегина и Татьяны. Режиссер покажет героев крупным планом на проекции: они кружат спиной друг к другу под музыку, и вдруг - треск, похожий на перегоревшую лампу, огромная люстра  начинает мигать, как будто в дом ударила молния. Хористы выполняют вращательные движение как во время замедленной съемки, создавая ощущение взрывной волны. Так спектакль подчеркивает, что в высшем совете судьба  Татьяны и Онегина уж решена! 

То в высшем суждено совете !
То в высшем суждено совете !

   В отличие от пары Татьяна - Онегин, Ленский ( Салман Джумагазиев) и Ольга ( Кристина Баженова) - пара сентиментальная. И это подчеркнуто рисунком роли Ольги и Ленского. Они молоды, сидят в саду, сплетая руки над кроной, целуются. Между ними есть связь. Причем в Ольге режиссер выделил страстность натуры. Стройная Кристина Баженова, играющая роль Ольги, и ноги задирает на стену, и юбку поднимает выше колен, когда лирический герой знакомит нас в стихах с ее прелестями. Ленский же, в отличие, от пушкинского, все время грустен, предчувствуя свой конец. Вот 

Ольга и Ленский резвятся на сцене. Девушка дует на Ленского - и он падает. Задолго до развязки режиссер в игры молодых людей вплетает минорный аккорд, воплощая свою главную оркестровую тему - тему жизни как трагедии. Молодой поэт Ленский, как и все поэты, живет коротко. У него нет брони, как у Онегина. 

Объяснение Ленского и Ольги.
Объяснение Ленского и Ольги.

     Письмо Татьяна пишет порывистыми движениями на полу, и мы опять слышим ее сбивчивое дыхание. Это лейтмотив ее роли.  Сама она письмо не читает, а оно звучит в исполнении хора девушек, которые надрывно кричат о своем первом чувстве. 

« Я к вам пишу…»
« Я к вам пишу…»

     Объяснение с Онегиным происходит на скамейке по середине сцены. Это первый ключевой эпизод, в котором герой раскрывает себя. И сразу видна противоположность Татьяны и ее избранника. Таня вся отдается чувству: дрожит, сворачивается поодоль от избранника клубочком. 

Онегин же сначала забирается на скамью,  собираясь проповедовать, а потом нисходит до Тани, спустившись вниз. Убийственность отповеди для героини показана через оглушающий пульсирущий звук на низкой частоте. Он продолжается минут пять. Героиня  словно глохнет и не слышит ничего, а Онегин в тишине шевелит губами.

«Учитесь властвовать собой..».
«Учитесь властвовать собой..».

Хористы на скамейках вторят ему. Онегин  предстает холодным, отстраненным от мира, но незримо связанным с обществом.  Душа Онегина как будто спит,  или заморожена, или умерла. Он статичен, а состояние героини ужасно: Таня, выслушав ответ, идет на негнущихся ногах,  обессиленная и потерянная. 

Разность натур
Разность натур

Все последующие сцены до сцены дуэли Таня лежит на полу, свернувшись калачиком. На ее лице читается мука. Глаза смотрят в зал, они полны слез. 

   Кульминационной сценой спектакля является сцена именин, переходящая в сцену дуэли. 

До этого героиня охвачена видениями, связанными с гаданиями. Все происходящее показано через пластичекий танец: парни хватают и уносят девушек, кто-то бродит в окнах сверху в доме.  Любовь в Татьяне обостряет ее восприятие настолько, что ей снится вещий сон. 

Вещий сон с жертвенной головой
Вещий сон с жертвенной головой

 На сцене появляется  длинный стол с огромной медвежьей головой и трупом. Татьяна обреченно ложится на стол, готовясь встретить новый удар судьбы. 

   Сцена прихода гостей дана в гротескном ключе. Образ ввалившейся толпы, которая тут же в проеме дверей распластывается у порога от количества съеденного и выпитого, дает исчерпывающий портрет сельской публики. 

     Сцену именин продолжит пластическа шутка : Ольга надевает на себя голову медведя тем самым также предвещая развязку вечера и свою роль в трагедии. Режиссер снова и снова подчеркивает заданность хода событий. Вопрос только в том, как каждый его принимает. 

Татьяна неожиданно стряхивает с себя вялость и букально носится с бокалами, уставляя ими стол. И опять режиссер призывает нас читать эту сцену не буквально. На самом деле, это выраженная в пластике прыгающая кардиограмма ее сердца!  

С приездом Онегина Татьяна уползает под стол, хочет стать невидимой и опять ложится калачиком прямо на пол,  поодаль от стола. Необычно - да! Но весь спектакль построен не на жизнеподобии, а пластических решениях, которые создают психологический подтекст. 

Танец Ольги и Онегина
Танец Ольги и Онегина

Эпизод дуэли метафорически представлен через мифологический образ тризны-свадьбы. Она начинается с того, что один из гостей разливает всем вино из графина. В середине стола сидят Ольга, Онегин и Ленский. Очень чувственный танец Ольги и Онегина  предваряет дуэль. Они танцуют прямо на столе, в лучах яркого света. Чувственная Ольга после танца, который выглядит как соитие, лежит на столе, не в силах унять охватившую ее страсть, в то время как Онегин уже надевает сюртук.  

     Ленский выходит и встает слева. Его фигура освещена желтым светом несчастья. О его состоянии рассказывает в стихах Татьяна, все так же свернувшись  клубком нервов. Татьяна, не видя танец, с ужасом наблюдает эту сцену внутренним зрением. 

Тризна -свадьба
Тризна -свадьба

Потом следует вызов на дуэль, но декорации не меняются. Все происходит за столом. В тексте спектакля стол становится метафорой жизни, ее трагического закона. Ольга встает в центре стола. Онегин и Ленский по бокам, напротив друг друга. Все замирают. Распорядитель медленно разливает вино, а лирический герой с горечью в голосе читает строки, которыми заканчивается роман «Евгений Онегин»: «Блажен, кто праздник жизни рано оставил, не допив до дна бокала полного вина». Экспрессия сцены создается только  чтением стихов Пушкина. В наступившей тишине Онегин чокается, и звон стекла , как звук отпевания, оглашает сцену. Все передают по столу этот звук, чокаясь друг с другом, и последний гость толкает Ленского -  тот проливает вино на свою белую рубашку. Жизнь Ленского разлилась, кончилась. Поэт вначале отмахивается жестом от случившегося, потом пытается стереть пятно, но он обречен. Именно в этот момент Татьяна резко поворачивается к нему. 

Смерть Ленского
Смерть Ленского

    Уход Ленского  с праздника жизни режиссер максимально растягивает, следуя тексту Пушкина. Для поэта жизнь человека - ценность. Не понимая еще, что случилось, поэт встает и идет к Ольге по столу, читая строки «Куда, куда, куда вы удалились ..» и весь монолог о жесткости судьбы. Он ложится на стол прямо перед ней, даже проверяет,  слышит ли она его еще: « Раз-раз». В  это же время Ольгу уже наряжают в подвенечный наряд. И жених тут же отыскивается за столом.      

    Один из гостей поет арию Ленского из оперы П.И.Чайковского «Приди, приди, я -  твой супруг», и это придает сцене особый трагизм. Супруг уже другой. Таков страшный закон судьбы!  По сторонам стола опять застывший Онегин и Татьяна, пристально смотрящая на него.

     Потом будет приход Татьяны в дом Онегина, где она закричит от боли, поняв наконец демоническую сущность своего избранника - убивать все живое. Не потому ли вокруг него царит безмолвие и все окрашено в серый цвет?  А звучащая иногда меланхолическая мелодия рождает чувство тоски и утраты самого ценного, чего герой не замечает. 

Онегин - посторонний
Онегин - посторонний

 Тема Москвы решена режиссером в инфернальном ключе и продолжает демоническую тему Онегина: он родом оттуда. Мы попадаем в самую гущу светского праздника жизни, где танцующая молодежь больше походит на заводных кукол на фоне красного света, бьющего из окон. И Таня войдет в эту дергающуюся толпу, но останется отстраненной. 

Онегин, одинокий и угрюмый, постранствовав, снова выходит на сцену и видит призрак Ленского в окне. В спектакле много инфернального, связанного с темой смерти, ведь речь идет о мертвой или замерзшей душе героя. И вот наконец муж Татьяны, сверху из окна,  объявит Онегину приговор судьбы: он «женат на Лариной Татьяне». 

И снова спектакль возвращается в самое начало. Татьяна и Онегин бегут, их громкое дыхание разносится по залу. Он за ней, она от него. Грустная ирония! «А счастье было так возможно, так близко…», - расслышит Онегин, когда и он оглохнет от слов Татьяны в момент ее отповеди ему. Таня, признавшись опять Онегину в любви, горько заплачет и уйдет, а Онегин ляжет на сцену и, впервые потеряв свою уверенносить и лоск, будет пытаться, захлебываясь в словах, судорожно, до корчи пальцев, договорить признание в любви. Сознание героя выключится, и на сцене воцарится полный мрак. 

«Я вас прошу меня оставить..».
«Я вас прошу меня оставить..».

О чем же этот спектакль? О несостоявшейся любви между героями в силу их слепоты и несходства. Таков трагический закон жизни. И все-таки в спектакле любовь Татьяны показана как феномен. Это любовь до самоотречения. Она спасает замороженную душу Онегина, который на короткое время смог вынырнуть из серого небытия и задышать. Вернее, они  вместе задышали. Режиссер использует дыхание как метафору жизни, как возвращение героя из небытия. И понятно, почему герой умирает. У него  нет внутренней опоры. Без нее он жить не может: такова сила страсти. И они снова разойдутся. Она скроется за дверьми, а он ляжет в полосу света, которая ведет к ней.