Найти тему

Технологии и управление - ключ к успешным строительным проектам

Ленар Масгутов, признанный эксперт в области строительства и проектирования, за его плечами успешная реализация более 200 крупных проектов. Благодаря его лидерству и внедрению передовых технологий, тысячи людей получили работу, а города - современные и безопасные объекты инфраструктуры. В интервью он поделился своим опытом, рассказал о будущем строительной отрасли, а также раскрыл секреты управления проектами в условиях ограниченных сроков и высоких требований.

Повлияли ли ваши увлечения в детстве на выбор профессии?

Мое увлечение строительством зародилось благодаря моему отцу, Масгутову Юлдашу Талгатовичу. Он родился в селе Кутлушкино, Республика Татарстан, и посвятил свою жизнь строительству. Будучи главным человеком на стройке, он часто брал меня с собой на работу, и именно благодаря ему, я полюбил это дело. Видя его труд, я с ранних лет решил связать свою жизнь со строительством.

С чего начался ваш путь в строительстве?

Моя карьера в строительстве началась 1 октября 2010 года, когда я занял должность директора строительной компании ООО «АЛЬФАСТРОЙТ». Несмотря на то, что ранее я не имел опыта в руководящих должностях, совет директоров увидел во мне потенциал и доверил управление компанией. На тот момент в моем подчинении находилось более 60 человек, из которых 10 работали в штате, а более 50 сотрудничали по трудовому договору.

Моя работа включала в себя ведение переговоров, расширение клиентской базы, заключение выгодных контрактов и управление коллективом. До моего прихода компания занималась исключительно ремонтом офисных помещений. За 6,5 лет мне удалось вывести компанию на новый уровень, став крупным игроком на российском рынке. Мы активно участвовали в тендерах, и нашими основными заказчиками стали такие организации, как ОАО «РЖД» и государственные структуры, включая Министерство строительства Республики Татарстан и МУП «Водоканал» города Казани.

За время моего руководства прибыль компании выросла на 150%.

Повышенный путь тяжеловесной площадки погрузочно-разгрузочного пункта Вахитова г. Казань РФ.
Повышенный путь тяжеловесной площадки погрузочно-разгрузочного пункта Вахитова г. Казань РФ.

Можете рассказать о наиболее значимых проектах, которые вы реализовали для ОАО «РЖД»?

Во время работы с ОАО «РЖД» нам приходилось сталкиваться с нестандартными задачами и форс-мажорными ситуациями. Один из ярких примеров - восстановление кровли Дома отдыха локомотивных бригад ТЦЭ-14 в Казани после пожара в сентябре 2017 года. Это здание имеет большое значение, так как здесь отдыхают сотрудники локомотивных бригад, и мы восстановили его всего за одну неделю, работая в две смены.

Также в августе 2018 года мы провели реконструкцию подкранового и повышенного путей большегрузного погрузочно-разгрузочного пункта «Вахитово» в Казани. Модернизация этой площадки значительно увеличила её производительность и грузопоток, что способствовало ускорению модернизации всей железнодорожной линии.

Строительство автодорожного путепровода на пересечении с автодорогой Усады-Столбище.
Строительство автодорожного путепровода на пересечении с автодорогой Усады-Столбище.

Одним из наиболее значимых проектов стало строительство автодорожного путепровода на пересечении с автодорогой Усады – Столбище в 2019 году. Этот мост заменил ликвидированный железнодорожный переезд и обеспечил безопасное движение между селами после запуска скоростных поездов «Аэроэкспресс». Данный проект имел стратегическое значение для всего региона Казани.

Какие особенности и вызовы присущи проектам в области железнодорожной инфраструктуры?

Проекты в области железнодорожной инфраструктуры отличаются своей масштабностью и комплексностью. Они требуют высокой точности, соблюдения строгих стандартов безопасности, интеграции с существующей инфраструктурой и минимизации перебоев в работе. Технические и инженерные сложности, такие как строительство в сложных геологических условиях или в условиях активного движения поездов, делают такие проекты особенно требовательными.

Эффективное управление проектами требует тщательного планирования, использования современных технологий, таких как BIM, и разработки стратегий управления рисками. Однако результатом становится надёжная и безопасная инфраструктура, которая служит основой для экономического роста и развития региона.

Подкрановая площадка погрузочно-разгрузочного пункта Вахитова города Казань РФ.
Подкрановая площадка погрузочно-разгрузочного пункта Вахитова города Казань РФ.

Какие современные технологии вы внедрили в свои проекты, и как они показали себя на практике?

В нашей работе мы активно используем технологию Building Information Modeling (BIM), которая значительно улучшила точность проектирования и планирования. BIM позволил нам повысить координацию и сотрудничество между всеми участниками проектов, оптимизировать затраты и время, а также повысить качество строительства. Однако внедрение этой технологии потребовало значительных инвестиций и обучения персонала.

Какие инновационные решения применяются для повышения энергоэффективности и экологичности ваших строительных объектов?

Мы активно используем возобновляемые источники энергии, высокоэффективные теплоизоляционные материалы, системы рекуперации тепла и экологически чистые материалы. Также в проектах применяем светодиодное освещение и системы управления дневным светом, что значительно снижает энергопотребление. Использование BIM для экологического анализа позволяет нам проводить точные прогнозы и оптимизировать проекты с учётом энергоэффективности.

Какие трудности возникают при реконструкции мостов по сравнению с объектами РЖД?

Особых трудностей не наблюдал, все шло согласно проектной документации и плана организации работ.

Объекты железнодорожной инфраструктуры требуют координации множества аспектов: логистики, безопасности, интеграции с существующей железнодорожной сетью. Часто включают модернизацию путевой структуры, улучшение станционных комплексов, обновление сигнализации и автоматизации. Также они требуют минимизации перерывов в движении поездов, что накладывает особые требования к организации строительных работ.

Объекты реконструкции мостов и развязок могут варьироваться от небольших пешеходных мостов до крупных транспортных развязок. Они включают в себя инженерные расчеты, обеспечение безопасности движения, минимизацию воздействия на существующую дорожную сеть, усиление конструкций, расширение мостов, добавление новых полос движения, модернизацию инженерных систем. Могут требовать временного ограничения или перенаправления движения, что также требует тщательной организации работ.

Ремонт автомобильной дороги Пеуставка-Майский-Крюково в Самарской области РФ.
Ремонт автомобильной дороги Пеуставка-Майский-Крюково в Самарской области РФ.

Таким образом, несмотря на некоторые общие аспекты (необходимость в обеспечении безопасности, соблюдение строительных норм и т.д.), объекты РЖД и реконструкция мостов и развязок имеют принципиальные различия в назначении, конструкции, масштабах и технологических особенностях.

Сколько крупных проектов вы успели реализовать? Скольких людей вы обеспечили работой благодаря этим проектам?

С 2010 года под моим руководством было успешно завершено более 200 крупных проектов, что обеспечило работой свыше 4 000 человек.

Применяли ли вы инновационные технологии в решении проблем городской инфраструктуры и ЖКХ?

Да, мы активно внедряем инновационные технологии в наших проектах городской инфраструктуры и ЖКХ. Например, используем солнечные панели, умные системы учёта, системы обнаружения утечек, а также современные и экологически чистые материалы.

Какие тенденции в области строительства вы видите в ближайшие 5-10 лет?

В ближайшие 5-10 лет строительная отрасль претерпит значительные изменения, обусловленные технологическими инновациями, экологическими требованиями и новыми подходами к проектированию и управлению. Основные тенденции включают: BIM-технологии, их интеграция с IoT и искусственным интеллектом для создания умных зданий и инфраструктуры, использование дронов, зеленые материалы и технологии, повышенное внимание к снижению выбросов CO2 и созданию зданий с нулевым углеродным следом. Также использование роботов для рутинных задач и 3D-печати для ускорения строительства и снижения затрат, внедрение систем управления проектами на базе AI для оптимизации планирования и контроля качества, мониторинг и автоматизация систем безопасности на строительных площадках и в готовых зданиях.

Какие из ваших достижений вы считаете наиболее значимыми?

Среди всех проектов, над которыми мы работали, я особо горжусь строительством автодорожного путепровода на пересечении с автодорогой Усады – Столбище. Этот мост стал важным элементом в организации интермодальных перевозок между железнодорожным вокзалом Казани и международным аэропортом Казань. Строительство путепровода обеспечило безопасное движение транспорта и улучшило транспортную инфраструктуру региона, что особенно важно с учётом интенсивности движения скоростных поездов.

Также хочу отметить использование современных технологий в строительстве, что также можно считать достижениями. Это активное использование Building Information Modeling для повышения точности проектных решений, уменьшения ошибок и оптимизации затрат. Внедрение высокоэффективных теплоизоляционных материалов и технологий для достижения углеродной нейтральности. Применение Agile и Lean методологий, что позволило сократить время на реализацию проектов и повысить качество. Проведение комплексной реконструкции, что улучшило комфорт, безопасность и внешний вид объектов.

Что вас вдохновляет продолжать искать и внедрять новые технологии в строительстве?

Меня вдохновляет стремление к улучшению качества жизни людей через строительство более прочных, долговечных и безопасных зданий. Я испытываю любовь к технологиям и желание быть на переднем крае прогресса. Видимые результаты работы, которые приносят пользу обществу, дают мне огромное удовлетворение и мотивацию продолжать внедрять инновации.

Какие у вас планы на ближайшие 5 лет? Есть ли нереализованные проекты?

В ближайшие 5 лет я планирую расширить использование BIM на всех этапах проектов, а также организовать обучение и сертификацию сотрудников по этим технологиям, реализовать проекты по восстановлению и озеленению городской среды. Также я планирую внести вклад в подготовку новых кадров через лекции и семинары. Продолжить участие в проектах, направленных на улучшение условий жизни нуждающихся.

В настоящее время совместно со специалистом в области информационных технологий я разрабатываю приложение для связи клиентов и подрядчиков в строительной отрасли. Эта платформа станет полезным дополнением для моего бизнеса и отрасли в целом. Цель - упростить поиск подрядчиков и повысить эффективность строительных работ. Удобный интерфейс позволит клиентам размещать запросы на проекты, а подрядчики смогут напрямую предлагать свои услуги.

В приложении клиенты смогут создавать профили и публиковать проекты с описанием, бюджетом, местоположением и сроками. Смогут находить подрядчиков по местоположению, специализации, рейтингу и отзывам. У будущих клиентов будет выбор из нескольких предложений и возможность обсуждения деталей.

Также в приложении будет возможность получить советы от специалистов. Будет доступна функция отслеживания через календарь, трекер прогресса и контроль бюджета.

Также будет доступна визуализация проектов в 3D и возможность оценивать и оставлять отзывы о подрядчиках.

Подрядчики же смогут создавать профили и загружать портфолио. Они смогут искать проекты и предлагать услуги напрямую клиенту, обсуждать детали проекта и предлагать конкурентоспособные цены. Приложение станет важным инструментом для успеха моего строительного бизнеса DIFRIF LLC.

Эти планы направлены на внедрение инноваций и устойчивое развитие в строительной отрасли, что позволит улучшить качество и эффективность строительства, а также внести значительный вклад в общество.

Спасибо за интересную беседу, Ленар! Желаем Вам успехов в достижении поставленных целей!

Автор: Андрей Власов

Больше материалов рубрики «Строительство»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.