На днях в ходе визита премьера Узбекистана Абдуллы Арипова в Кабул была достигнута договоренность, согласно которому новым послом Афганистана в Ташкенте будет Абдул Гафар Тирави. Кроме того, по итогам переговоров подписано 35 инвестиционных соглашений на 2,5 млрд долл. Не обошлось также на встрече без обсуждения сторонами судьбы угнанных из Афганистана в августе 2021-го самолетов и вертолетов, принадлежавших ВВС Исламской Республики.
"За последние три года Исламский Эмират [Афганистан] зарекомендовал себя как стабильный и сильный режим, и день ото дня регион и весь мир осознают эту истину. В ближайшее время Абдул Гафар Тирави приступит к своей работе в качестве посла Исламского Эмирата в Ташкенте", - сказал директор третьего политического департамента афганского МИДа Закир Джалали. Видимо, ему и придется продолжить начатые переговоры по вопросу находящейся в Узбекистане авиатехники ВВС Афганистана.
Примечательно, что прежний посол Мугфурулла Шахаб был снят с должности из-за родства с главой Минпрома Афганистана Маулави Шахабуддина Делавара. В стране с марта 2023 года действует запрет на назначение членов семей или родственников действующих чиновников на государственные должности. Похоже, что только сейчас это нарушение каким-то образом вышло наружу.
Что касается Тирави, он является этническим узбеком, а до назначения главой дипмиссии занимал должность директора отдела исследований в Верховном суде Афганистана.
ЯБЛОКО РАЗДОРА
История конфликта тянется с августа 2021 года, когда афганские летчики эвакуировали коллег и свои семьи в Узбекистан и Таджикистан на самолетах и вертолетах, принадлежавших ВВС Афганистана. Эта авиатехника была передана афганским правительственным ВВС американской армией. По информации Министерства обороны США, в Узбекистане оказалось 46 единиц переправленной авиатехники, в Таджикистане – 18. В их числе – самолеты Embraer EMB 314 Super Tucano, PC-12, C-208, AC-208 и A-29, вертолеты Ми-17, UH-60.
В сентябре того же года узбекский МИД заявил, что все бывшие военнослужащие и гражданские лица Афганистана, которые незаконно попали в Узбекистан, были вывезены в третьи страны. Судьба авиатехники оставалась неясной.
В апреле 2022 года специальный представитель президента Узбекистана по Афганистану Исматулла Иргашев сообщил, что авиатехнику вернут американским властям. "Правительство США оплатило ее. Оно финансировало предыдущее афганское правительство. Таким образом, мы считаем, что решение о том, как поступить с самолетами и вертолетами, целиком зависит от Вашингтона", – сказал тогда Иргашев.
США, являясь де-юре владельцами этой техники, в свою очередь, приняли решение передать ее Узбекистану. В частности, посол США в Узбекистане Джонатан Хеник заявил, что самолеты и вертолеты, переправленные из Афганистана в 2021 году, никогда не принадлежали афганской стороне. "Это была американская техника. Армия Афганистана лишь пользовалась ею, но мы всегда были ее владельцами", – сообщил американский дипломат журналистам. Американский дипломат добавил, что решение принято официально, США и Узбекистан уже начали реализацию соответствующей совместной программы.
Однако новая афганская власть с этим не согласна и требует от Ташкента вернуть авиатехнику. Кабул с самого начала настаивал на том, что угнанные самолеты и вертолеты должны быть переданы Афганистану, так как они "являются собственностью афганского народа".
Так что самолеты и вертолеты в скором времени могут испортить отношения между Кабулом и Ташкентом. И теперь мяч на стороне Узбекистана. Стремясь к наращиванию продуктивных отношений с правительством в Кабуле, узбекская сторона могла бы и передать самолеты-вертолеты афганским властям. Но поскольку США декларируют свое право собственности на авиатехнику, легко предположить, что передача ее из Узбекистана в Афганистан вызвала бы в Вашингтоне серьезное недовольство, которое может быть спроецировано и на узбекско-американские отношения в целом. Для Ташкента это крайне нежелательно, и, таким образом, он оказывается перед сложным выбором: принять авиатехнику в свою юрисдикцию, что вызовет недовольство уже в Кабуле, или передать ее правительству Афганистана.
СТАТУС-КВО МОЖНО ДОСТИГНУТЬ ОБХОДНЫМИ ПУТЯМИ
Понятно, что для Ташкента отношения с кабульским правительством принципиально важны. Узбекистан – один из лидеров среди стран, осуществляющих экономическое сотрудничество с Афганистаном, дистанцируясь от каких-либо политических вопросов, а реализуя вполне прагматичную политику, отвечающую своим национальным интересам.
Достаточно посмотреть на масштаб, пусть и по местным меркам, планируемого сотрудничества. К примеру, на инициированный узбекской стороной проект строительства Трансафганской железной дороги, поддержанный РЖД, а также ряд других проектов.
Можно предположить, что решение по авиатехнике не будет слишком прямолинейным: Ташкент может оставить ее себе, не раздражая Вашингтон, но договорившись с правительством Афганистана о какой-то компенсации по тому или иному направлению двустороннего сотрудничества, и сохранить, таким образом, статус-кво в афганско-узбекских отношениях в обоюдных интересах. Словом, при наличии политической воли и появлении крупных экономических проектов у нового посла есть шанс через многоходовку урегулировать вопрос афганской военной техники.
В материале использована информация из Независимой газеты
Больше статей на сайте «Республика Татарстан»