7 класс/урок №1
Архитектура и дизайн – конструктивные виды искусства
Архитектура – это искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.
Дизайн– это искусство создания облика вещей, их формы, цвета и фактуры.
Пространственные виды искусства: архитектура, дизайн, живопись, графика, скульптура.
Временные виды искусства: танец и музыка.
Задание:
Рисунок на тему «Улицы родного города».
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №2
Основы построения композиции
Композиция – это конструирование объектов. Соединение отдельных частей в единое целое, в пространстве или на плоскости.
Симметрия – равномерное размещение элементов по оси.
Асимметрия – неравномерное размещение элементов по оси.
Динамика – в композиции создается впечатление движения.
Статика – создается впечатление неподвижности.
Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Задание:
Альбомный лист располагаем горизонтально. Рисуем небольшие квадраты, примерно 6*6 см. Рисуем «от руки», без линейки. Три ряда по четыре квадрата. Создаем эскизы разных композиций, используя линии и простые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Передаем в композициях: статику, динамику, симметрию, асимметрию, ритм.
Материалы:простой карандаш, ластик, черная гелевая ручка, черный маркер (фломастер).
7 класс/урок №3
Прямые линии и организация пространства
Прямая линия – это самостоятельный изобразительный элемент, простой, но очень выразительный. Линии влияют на ритмичное построение композиции. Они придают выразительность всей композиции.
В работах, где линия «навылет», от края до края листа, она как бы выносит композицию за рамки и делает ее открытой, разомкнутой и более интересной. Важно, чтобы в композиции были линии разной толщины и длины, это создает движение и ритм.
Задание:
Создать композицию из прямых линий и геометрических фигур, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое.
Материалы:простой карандаш, ластик, черная гелевая ручка, черный маркер (фломастер).
7 класс/урок №4
Цвет – элемент композиционного творчества
Цвет - больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к чувствам человека.
Цветные пятна и линии могут создавать впечатление движения или покоя, легкости или плотности, веселья или грусти.
Основы цветоведения:
Основные (первичные) цвета – красный, синий, желтый.
Составные (цвета второго порядка) – оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Ахроматические цвета – черный, белый, серый.
Теплые цвета – желтый, оранжевый, красный.
Холодные цвета – голубой, синий, фиолетовый, зеленый.
Насыщенность – это интенсивность или чистота цвета.
Яркость – степень осветления или затемнения красок.
Задание:
Создать композицию из геометрических фигур и прямых линий, в теплой или холодной цветовой гамме. Постарайтесь с помощью ритмического расположения цветовых пятен выразить настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие и т.д.
Материалы:простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №5
Свободные формы: линии и тоновые пятна
Свободная линия более выразительна, богаче формами, изгибами, чем прямая.
Свободная линия, цветовой или тоновой мазок конкретно ничего не изображают. Но цветовыми мазками можно передать осенний листопад,, брызги морских волн или ощущение динамики.
Некоторые художники с помощью мазков и линий создают абстрактные картины, выражая своё понимание мира.
Задание:
Цветными мазками и линиями в абстрактной манере создайте композицию и придумайте название своей работе. (Например, «Шум дождя», «Суматоха», «Тишина сумерек», «Жаркая музыка карнавала» и т.д.)
Материалы:простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №6
Буква — изобразительный элемент композиции
Любая буква или иероглиф, прежде всего изображение. Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, товара или организации.
Шрифт – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. На человека воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.
Задание:
Создайте композицию из геометрических фигур, линий и буквы, которая является центром композиции.
Материалы: простой карандаш, ластик, черная гелевая ручка, черный маркер (фломастер), краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №7
Логотип как графический знак
Логотип– фирменный товарный знак в виде буквы, слова, иногда с добавлением рисунка.
- это графический символ фирмы, компании или учебного заведения.
-это оригинальное начертание полного или сокращенного наименования организации или товара.
Задание:
Создайте эскиз эмблемы или торговой марки, состоящий из одной или двух букв и символического изображения.
Необходимо использовать три-четыре цвета.
Материалы: простой карандаш, ластик, черная гелевая ручка, черный маркер (фломастер), краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №8
Основы дизайна и макетирования плаката, открытки
Плакат – это изобразительная композиция, включающая в себя краткий, активно воздейстующий текст. Это средство агитации, призыв, информация о текущих событиях. В плакате гармонично сочетаются изображение и текст. В плакате плоскостное изображение, нет глубины пространства. Объекты разных времен, разной величины, в разных ракурсах, вместе с текстом, составляют единую композицию в единой плоскости.
Среди множества плакатов есть как бы мини-плакаты – это открытки (пригласительные или поздравительные) Текст открытки 2-3 слова («С Новым Годом», «С Днем Победы!» и т.д.)
Задание:
Нарисовать плакат на тему «ЗОЖ».
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра,
маркеры (фломастеры), краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №9
Практическая работа «Проектирование книги /журнала»
Полиграфия началась в Европе XVв. с книгопечатания. В России Иван Федоров со своим учеником Петром Мстиславцем напечатали первую книгу «Апостол» в 1564г.
Книга сочетает в себе: литературу, графику, дизайн.
Форзац – бумажный лист, скрепляющий переплёт.
Шмуцтитул – лист, делящий книгу на части, разделы, главы.
Титульный лист – начальный разворот книги.
Задание:
1) Коллективное проектирование книги (журнала).
2) Нарисовать обложку для книги.
3) Создать макет книги (журнала).
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра,
маркеры (фломастеры).
7 класс/урок №10
От плоскостного изображения к объемному макету
Чертёж– особый вид графического изображения. Зная язык чертежа, можно понять форму и размеры объекта.
По чертежам создаются здания и их макеты.
Пропорциональность – характеризует тектонику здания, т.е. его строение, соразмерность его частей по отношению друг к другу и к целому
Задание:
Создание объемно-пространственного макета.
Открытка – город.
Материалы: цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, черная гелевая ручка, линейка.
7 класс/урок №11
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Макет – объёмно-пространственное изображение сооружения, архитектурного ансамбля, города.
Макеты создаются, чтобы:
Проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений.
Наглядно ознакомится с увязкой рельефа местности и основных объемов.
Задание:
Создание объемно-пространственного макета «Дом».
Материалы: цветной картон, ножницы, клей-карандаш, линейка.
7 класс/урок №12
Здание как сочетание различных объёмных форм.
Часто встречаются постройки, имеющие сложную композицию. Большинство сооружений отличает то, что по форме это не один объем, а соединение различных объемов.
Пластическая выразительность здания достигается за счет большого композиционного многообразия и гармонии форм.
Задание:
Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов (домов), стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях (ступенях). Постараться создать динамического равновесия всей композиции.
Материалы: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, линейка.
7 класс/урок №13
Важнейшие архитектурные элементы здания
Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания. Они различны по видам и материалам, из которых созданы. Но во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначения которых одинаково во все времена.
Основу конструкции дома составляют вертикальные части, несущие всю тяжесть сооружения – это опоры, столбы, колонны. Иногда роль опоры выполняют стены. На вертикалях – горизонтальные части конструкции здания – балки и перекрытия, а также первоэлемент дома – крыша.
Задание:
Создайте конструкцию фантазийного объекта из стен, проемов и крыш. Можно добавить арки и сложный рельеф стен.
Материалы: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, линейка.
7 класс/урок №14
Вещь как сочетание объемов и образа времени
Вещь родственна зданию своей конструктивной природой. Подобно зданию, она строится. В любой вещи, вне зависимости от ее значения, можно выявить ее конструкцию, или структуру, и обнаружить взаимное сочетание объемов.
Вещь значима для нас, как отпечаток времени, отражение нашей жизни. Вещь – материальный отпечаток эпохи.
Задание:
Сделайте схематическую зарисовку вещи ( с натуры или фотографии), в которой необходимо выделить ее геометрические формы.
Материалы: простой карандаш, ластик, черная гелевая ручка, черный маркер (фломастер).
7 класс/урок №15
Роль и значение материала в конструкции
(Форма и материал).
Каждая вещь имеет утилитарный, «деловой» смысл и предназначена для какой-то цели.
Функция вещи влияет не только на её форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создается.
Вещи – незаменимые спутники нашей жизни.
Искусство дизайна – это искусство формообразования, это художественное конструирование самых разных вещей, от больших, до маленьких.
Задание:
«Из вещи – вещь». Создайте вещь с новыми функциями, с новым смыслом. Можно добавить к вещи элементы или убрать лишние детали. Определите функцию созданного объекта и дайте название.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №16
Роль цвета в формотворчестве
Цвет в архитектуре и дизайне – наиболее сильное средство эмоционального воздействия человека. Цвет помогает организовать пространство, выявить конструкцию, подчеркнуть или скрыть форму объекта.
Здание – результат творчества художников разных профессий: архитекторов, дизайнеров, живописцев, ткачей, резчиков и др. Благодаря их усилиям, рождается единый синтетический образ здания.
Задание:
Распределиться на группы 3-4 человека
а) Придумать комплект упаковок в едином цветовом стиле (парфюмерный, канцелярский, кондитерский).
б) Создайте в макете пространство микрорайона, выбрав общую цветовую гамму.
Материалы: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, линейка.
7 класс/урок №17
Обзор развития образно-стилевого языка архитектуры
(Время. Эпоха. Стиль. Стиль в архитектуре.)
Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского пространства во взаимосвязи многих домов, улиц, коммуникаций, исходя из конкретных геоклиматических условий.
Античное искусство. ( древняя Греция и Рим. VIII – VI вв. до н.э.)
Романский стиль. (XI- XII вв.)
Готический стиль (XII– XVI вв.)
Эпоха Ренессанса (XIV в.)
Барокко (XVII– XVIII вв.)
Классицизм (XVII– XIX вв.)
Ампир (XIX в.)
Модерн (XIX – XXвв.)
Задание:
Рассмотреть образцы архитектуры разных стилей и сделать
а) Зарисовку храма или общественного здания.
б) Живописный этюд части города или улицы.
Материалы:простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №18
Образ материальной культуры прошлого
(Храмовая шатровая архитектура)
Шатровые храмы – особый тип архитектуры, появившийся в русском зодчестве. Вместо купола здание храма завершается шатром.
На Руси преобладало строительство из дерева, но форму и характер архитектуры переняли из Византии. В дереве трудно передать форму купола, поэтому конструкцию изменили.
Конструкция шатра очень проста. Несколько (Чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатер обшивался досками. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом.
Задание:
Сделать зарисовку здания. Простым карандашом передать свет-полутень-тень.
Материалы: простой карандаш, ластик.
7 класс/урок №19
Пути развития современной архитектуры и дизайна
Современная архитектура – это во многом отрицание канонов прошлого.
Назначение и функция здания стали определять его форму, планировку и тектонику. (Тектоника – искусство расположения частей здания в соответствии с правилами архитектуры). Бессмысленно строить планетарий или бассейн в форме дворянского особняка или акрополя.
В композицию здания внедряются принципы асимметрии и динамического равновесия.
Принцип компоновки здания изнутри – наружу. (т.е. исходя из функциональности внутренних помещений).
Доминирование функции над красотой, культ абстрактных и геометрических форм, определил такие стили, как: кубизм и конструктивизм.
Появилось новое революционное искусство – авангард.
Задание:
Рисунок на тему «Город будущего».
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №20
Практическая работа «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»
В создании городской среды дорого не менее важны, чем здания. Они как скелет, каркас городского пространства. Улицы и площади организуют пространства города, связывая его части в единое целое.
Если посмотреть на город сверху, он предстанет нам в виде пятен различных очертаний. Эти очертания можно разделить на три типа:
Регулярная (прямоугольная)
Радиально-кольцевая
Нерегулярная(свободная)
В любом городе можно выделить ЦЕНТР (деловой район) и ПЕРИФЕРИЙНЫЕ РАЙОНЫ. Ещё может существовать СЕРЕДИННАЯ ЗОНА.
Каждый район делится на КВАРТАЛЫ.
Задание:
1) Создай макетную или графическую схему (карту) организации городского пространства, используя один из видов планировки: прямоугольную, радиально-кольцевую или свободную
2) Сделай макет небольшой части города, композиционно подчинив его элементы (скамейки, фонари, деревья) какому-то главному объекту (кинотеатр, торговый павильон, фонтан, скульптурный монумент). При создании используйте простейшие формы и природные материалы.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №21
Проектирование дизайна объектов городской среды
Городская среда полна различных объектов дизайна. Именно городской дизайн, или малые архитектурные формы, создают мир улиц, удобных для людей. Фонари, фонтаны, киоски, скамейки, стенды, торговые автоматы и многое другое, облегчают жизнь человеку.
Празднично – декорационный дизайн, преображают ночной город.
Реклама и витрины – яркий зрелищный акцент в городской среде. Мир витрин условен, он может строится на необычном сочетании предметов, заостряющем интерес покупателя к товару.
Задание:
Создайте дизайн - проект витрины магазина (детского, спортивного или любого другого)
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №22
Дизайн пространственно-предметной среды интерьера
Настоящим миром вещей является не город, а здание. Убранство и оформление внутреннего пространства здания, т.е. интерьера, определяются его архитектурным решением.
Интерьер – синтез архитектуры и дизайна. В понятие дизайн интерьера входят оформление и декорирование(цветовое и фактурное) стен, потолка, пола, оконных и дверных проемов, а также организация комфортной среды для работы и отдыха.
Стилевое единство вещей называется ансамблем. (Понятие ансамбля может относится как к мебели или посуде, так и к интерьеру).
Задание:
Выполните упражнение на понимание стилевого единства интерьера. Подберите материал, отражающий стилевую общность архитектуры, мебели, вещей в соответствии с интерьером (например, избы, дворянского особняка, современной квартиры и т.д.)
Нарисуйте эскиз сервиза, придумайте форму и цветовое решение. Сделайте макет одного из элементов в натуральную величину (чашка, ложка, нож, солонка). Можно вылепить из теста, глины и т.п.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №23
Организация архитектурно-ландшафтного пространства
Создание садов, парков, бульваров, привело к рождению традиций садово – паркового искусства, появлению специальной отрасли архитектуры – ландшафтной архитектуры.
Камни, скалы, растительность, водоёмы, находящиеся в городе или прилегающие к нему, - вот материалы, с которыми работает ландшафтный архитектор. Композиционно пространственные творения из этого материала - парки, сады и скверы, прогулочные зоны, набережные, бульвары, аллеи, фонтаны и даже зимние сады внутри зданий.
В Европе два направления:
1) Английский парк – свободно вписывается в природную среду.
2) Французский парк – организован по плану архитектора.
Задание:
Рисунок на тему «Парк с фонтаном», с добавлением простых архитектурных объектов : беседка, мостик, декоративная скамейка и т.д.
Рисунок на тему «Русская усадьба»
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №24
Интерьеры общественных зданий. Роль вещи в образно-стилевом решении интервьюера
Проектирование архитектурного образа города: «Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего».
Разработка эскизов. Представление. Обсуждение. Выбор (группа 4-5 человек).
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №25
Дизайн-проект территории парка
Проектирование архитектурного образа города: «Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего».
Создание частей макета. Соединение в единое целое. Добавление различных элементов.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра, линейка, ножницы, клей-карандаш, картон.
7 класс/урок №26
Дизайн-проект территории парка
Проектирование архитектурного образа города: «Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего».
Завершение работы, обсуждение, выбор лучшего проекта.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра, линейка, ножницы, клей-карандаш, картон.
7 класс/урок №27
Функционально-архитектурная планировка своего жилища
Мой дом… У кого-то это уголок в общежитии, а у кого-то – трехэтажный особняк. Но дело не в размерах. Дом-это прибежище души. Дом – это когда есть куда вернуться, когда есть корни, связывающие с родными людьми.
Жилище – это отражение социальных возможностей человека, его культуры, мечтаний и веяний моды.
Жилище современного человека – это многофункциональное пространство.
Дом – это жизненное и рабочее пространство, определяемое образом жизни конкретного человека. Вещи, образ жизни и устройство жилища неразрывно связаны и взаимно определяют друг друга.
Задание:
Создать план – проект «Дом моей мечты»:
А) конспект – обосновать планировку, что, где и как должно быть в доме. Кратко определить следующие позиции
-тип и назначение дома и его отдельных частей (комнат, помещений), строений на территории.
- месторасположение дома (побережье моря возле Сочи, в Москве, на Кавказе и т.д.)
- состав и количество проживающих в доме людей.
Б) графический (поэтажный) план дома или квартиры (схема с комментариями)
В) Набросок внешнего вида дома и прилегающей территории.
Дом может быть выполнен в макете.
Материалы: простой карандаш, ластик, линейка, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №28
Проект организации пространства и среды жилой комнаты
Существуют основные принципы организации пространства квартиры:
- использование одной и той же комнаты в разных целях в течении дня;
- трансформируемость объектов интерьера;
- экономичное использование площади, компактность.
Удобство, комфорт и красота – цели, которые должны быть достигнуты в результате вашей планировки.
Цвет помещения также формирует пространство, определяет его восприятие.
Задание:
А) Спланируйте пространство квартиры или школьного класса, расставьте в них мебель с целью создания функциональных зон
Б) Живописный рисунок на тему «Моя комната».
В) Макет-развёртка комнаты, в которой объединены две или более функций (например, столовая и кухня; гостиная, кабинет и спальня).
Материалы: простой карандаш, ластик, линейка, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №29
Дизайн-проект интерьера частного дома.
(Дизайн и архитектура моего сада).
Создание сада, как любой вид дизайна, начинается с плана.
При создании сада и клумбы действуют все правила композиции (гармония, ритм, единство части и целого и др.)
Постройки могут контрастировать с природой, а могут вписываться в окружающую среду. Дизайн сада включает в себя планировку участка, использование дикорастущих растений и деревьев в сочетании с садовой скульптурой или искусственными водоемами.
Задание:
Дизайн-проект территории приусадебного участка.
А) Сделайте чертёжно-схематическую планировку (вид сверху, в масштабе, с пояснениями) садово-хозяйственной или садово-парковой территории (аллеи, газоны, садово-парковые постройки и др)
Б) Макет фрагмента сада.
В) Живописный набросок фрагмента сада.
Материалы: простой карандаш, ластик, линейка, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №30
Мода и культура. Стиль в одежде
Дизайн одежды – самостоятельная область дизайна.
В дизайне современной одежды различают два вида одежды:
- Массовая (изготовленная во множестве экземпляров по стандартным размерам)
- Эксклюзивная(исключительная, штучная, в едином экземпляре).
Современная одежда – это смесь изыскано-стильных утонченных платьев, деловых костюмов и джинсов.
Задание:
Сделайте 2-3 эскиза разных видов одежды для собственного гардероба. Определите цветовое решение, материал.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №31
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Существует два композиционных принципа конструкции костюма:
1) Гармония костюма с телом, когда все формы и детали одежды соразмерны пропорциям тела.
2) Контраст костюма с телом, когда формы костюма нелогичны и сознательно или случайно противоречат естественности пластики и строению человеческой фигуры.
Силуэт – это обобщенное изображение формы костюма.
Фасон – это характер формы и расположения деталей костюма по отношению ко всему силуэту.
Задание:
Подберите, придумайте и нарисуйте, костюмы для родителей или братьев, сестёр с учетом специфики их фигуры, пропорций и возраста.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №32
Дизайн современной одежды: творческие эскизы
Современная одежда стала демократичнее. Ушли в прошлое сословные и чисто национальные одежды. Современная мода стала интернациональна.
Современная молодежь самостоятельно формирует свою одежду, компонуя ее из готовых изделий.
Одежда – это диалог с телом, с его формой, пропорциями, плюсами и недостатками.
Одежда, которую мы носим, оказывает глубокое влияние на наше самочувствие и то, как нас воспринимают окружающие. Это отражение нашей личности, наших ценностей и нашего характера.
(Демократичным называют то, что учитывает интересы обычных людей, что не является элитарным, привилегированным.)
Задание:
Создать коллекцию моделей одежды, на выбранную тему. (Например: «Автогонщик», «Гости из космоса», «Волшебная весна», «Мы из будущего» и т.п.)
Весь класс делает эскизы на одну тему.
Выбрать три основных цвета, плюс ахроматические цвета (черный, серый, белый)
В костюме должны присутствовать: головной убор, одежда, обувь.
По созданным эскизам можно сделать костюм в натуральную величину из доступных материалов.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №33
Грим и причёска в практике дизайна
Грим и причёска – это продолжение костюма. Вместе они создают единый, целостный образ.
Создание запоминающегося внешнего облика заключается в том, чтобы найти и раскрыть неповторимость и оригинальность лица вне зависимости от его формы или цвета волос. Искусство в том, чтобы то, что казалось недостатком, стало эффектным и выразительным благодаря прическе, манере держаться, одеваться.
Задание: Альбомный лист расположить вертикально. Разделить на четыре части. Подобрать варианты прически и грима для создания различных образов одного и того же лица. Рисунок можно выполнить в цвете или в графике (показать свет/полутень/тень).
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.
7 класс/урок №34
Имидж-дизайн
Имидж – это образ, который человек себе создает, чтобы вызвать определенное впечатление у другого человека или группы людей. (Политик, телеведущий, актер).
Очень часто, имидж не совпадает с реальными чертами человека, потому что он, скорее его «грим», «маска», чем настоящее лицо.
Поиск своего стиля, своего имиджа в прическе, макияже, в аксессуарах, требует художественного вкуса, а не бездумного подражания моде.
Задание: Создайте образ сценического или карнавального персонажа. Продумайте грим, прическу, одежду.
Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, палитра.