Сценарий Александра Володина «Горестная жизнь плута» долгое время оставался на Мосфильме незамеченным. Тогда автор сам предложил его Георгию Данелии. Режиссёр историей заинтересовался, но, подумав, решил, что это не его материал и на правах худрука объединения комедийных и музыкальных фильмов подключил к работе начинающих кинематографистов Юрия Кушнерёва и Валерия Харченко. Затем сценарий перекочевал к Павлу Арсенову, а затем у Данелии зазвонил телефон.
В трубке звучал недовольный голос Володина, который не понимал, почему Георгий Николаевич не берётся за съёмки лично. Писатель грозился переделать сценарий в пьесу и отдать в театр. Под таким напором режиссёр сдался.
И Володин, и Данелия хорошо представляли историю метавшегося между двумя женщинами Бузыкина — жизненный опыт позволял. Но подобрать подходящего актёра на главную роль не могли довольно долго. Сценарист представлял в роли неуверенного интеллигента, стремящегося угодить всем, Александра Калягина, а режиссёр рассматривал Станислава Любшина, Леонида Куравлёва и Николая Губенко. Елена Судакова, ассистент Георгия Николаевича, предложила попробовать Олега Басилашвили, но Данелия сомневался. Есть версия, что Олег Валерианович по совету Судаковой пошёл на хитрость и «играл Бузыкина» всегда, когда рядом находился режиссёр. По словам самого актёра, до такого не доходило:
«Кто-то приукрасил эту историю. У Данелии тогда была ассистентка Леночка Судакова, я с ней даже не был знаком. Она считала, что только артист из Ленинграда Басилашвили должен играть роль Бузыкина. А я ничего об этом не знал. Данелия перепробовал массу замечательных артистов. А от меня отказывался. В его представлении я был элегантным красавцем и пройдохой из “Служебного романа”. Тогда ассистентка пошла на риск и вызвала меня, сказав, что меня ждут на пробы. Знала, что у Данелии мягкий и добрый характер, и он не откажется. Георгий Николаевич безумно растерялся при встрече со мной, потому что никуда меня не вызывал. Но, не желая смутить меня, пригласил в кабинет. Приготовили камеру. И меня сняли, на всё про всё ушло 20-30 минут. А потом меня утвердили. И этому я обязан Леночке Судаковой».
Законную жену Бузыкина, которой уже за 40, и молодую любовницу сыграли почти ровесницы Наталья Гундарева и Марина Неёлова: первой был 31 год, второй — 32. С обеими Данелии пришлось непросто. Гундарева, побывавшая на месте своей героини и в жизни, готовилась к съёмкам скрупулёзно: проработала каждую свою сцену, внесла в сценарий более ста правок и постоянно спорила с постановщиком о «правильности» того или иного эпизода. В какой-то момент Георгию Николаевичу пришлось осадить актрису: «Если хотите попробовать режиссёрский хлеб, я вам дам такую возможность в нашем объединении».
Неёлова с Данелией и вовсе не ладила — они не разговаривали почти месяц.
«Мы так с ней ссорились, что на съёмках часто общались только через Володина. Забавно это выглядело. Я: “Передайте актрисе Неёловой, что здесь нужно так-то и так-то”. А она: “Передайте товарищу режиссеру, что он деспот!” Потом мы помирились и даже подружились с Мариной», — вспоминал режиссёр.
Переводчицей Варварой стала Галина Волчек. С Георгием Николаевичем она не конфликтовала, зато с собой — изрядно: комплексовала из-за собственной внешности и боялась сниматься в крупных планах. Придя на озвучивание и увидев кадры с собой, Галина Борисовна, по её собственному признанию, рыдала и долго не могла настроиться на работу.
«У меня ведь раньше на носу большая родинка была. До этого в фильмах ее как-то замазывала, крупным планом меня не снимали, а тут... Я заплакала. Побежала в больницу и удалила эту родинку».
Своему любимчику — Евгению Леонову — Данелия определил роль слесаря Харитонова. Съёмочная группа считала Евгения Павловича чуть ли не гением, которого невозможно затмить в кадре.
«В сцене с Евгением Павловичем Леоновым, царство ему небесное, я пытался сыграть так же комично, как и он. Данелия отвел меня в сторонку: “Ты что, с ума сошёл, хочешь Леонова переиграть? Не получится. Ты играй своё — у тебя ведь роль длинная. А у него короткая. Когда у тебя будет эпизод, тогда всё и выдавай”. Это правило я запомнил на всю жизнь...», — признаётся Басилашвили.
Многие фразы Леонова-Харитонова улетели в народ. Например, принимавшего активное участие в знаменитой сцене на кухне датского профессора Билла Хансена, слесарь называет «хиппи лохматым». Прозвище чуть не закрепилось за корреспондентом журнала «Штерн» Норбертом Кухинке, который как мог открещивался от съёмок: мол, ни харизмы нет, ни артистизма, ни времени. Но Данелия был настойчив.
Считается, претендовавший на «Оскар» «Осенний марафон» не получил номинацию на «Лучший фильм на иностранном языке» только из-за нарастающего напряжения между СССР и США и разгоревшегося конфликта в Афганистане.
Фото: кадры из фильма, соцсети