Друзья и коллеги!
Кредитование и инфляция продолжают расти, несмотря на повышение ключевой ставки, отметил президент России Владимир Путин в ходе совещания по экономическим вопросам. По итогам июня объем кредитов бизнесу вырос в годовом выражении более чем на 20%, задолженность по потребительским кредитам, не обеспеченным ипотекой, увеличилась на 3,5 трлн руб., сообщил он. «По оценкам специалистов, экспертов, такая ситуация в значительной степени и стимулирует потребительский спрос, и способствует росту инфляции. Очень важно, чтобы бурное развитие финансового сектора не вело к негативным последствиям, – тонкая вещь», – подчеркнул президент.
По его словам, системно с инфляцией можно бороться за счет роста выпуска товаров и услуг, «чтобы их объем [предложения] отвечал внутреннему спросу: как потребительскому, со стороны граждан, так и инвестиционному, со стороны предприятий, компаний, которые реализуют проекты развития, вкладываются в модернизацию и расширение своих мощностей, в стройку, в покупку оборудования». Путин призвал правительство и ЦБ усилить координацию действий по снижению инфляции.
В газете Ведомости опубликована интересная статья, где затрагивается тема инфляции и монетарной политики ЦБР.
Скоро очередное заседание ЦБР по ключевой ставке, которое пройдет в пятницу, 13 сентября 2024 года. Чем ближе эта дата, тем активнее идут разговоры о будущей монетарной политике ЦБР, и тем активнее звучат голоса критиков текущей политики нашего мегарегулятора.
Я отношу себя к активным критикам ДКП ЦБР, так как считаю ее ошибочной и весьма вредной для экономики. Подобной точки зрения начинает придерживаться все больше экономистов, аналитиков и блогеров, а вчера и Президент России подверг критики эту монетарную политику.
Не буду говорить за всех противников ЦБР, а выскажу исключительно свою точку зрения. Итак, меня не устраивают следующие моменты:
1. ЦБР реагирует с опозданием на изменения в экономике, финансах и международных отношениях России, а не действует превентивно.
Из-за этой "тормознутости", основанной на чрезмерной бюрократии в ЦБР, была успешно потеряна половина ЗВР ЦБР, которая не была своевременно изъята из западной финансовой системы.
В начале лета 2023 года был упущен момент в купировании девальвации рубля, который обвалился с июня по сентябрь почти на 25%. Только благодаря оперативным действиям Правительства России и Президента удалось оставить обвал национальной валюты, когда была введена обязательная продажа экспортной выручки экспортерами.
Летом этого года, снова правительство резко снизило норматив обязательной продажи валютной выручки, чтобы остановить укрепление рубля, а ЦБР продолжал ровно дышать и наблюдать на происходящем, попутно продавая юани за рубли.
С середины лета 2023 года ЦБР планомерно поднимает ключевую ставку и за год с небольшим поднял ее с 7.5% до 18%. Это сделано для борьбы с инфляцией, которая стала навязчивой идеей для руководства ЦБР. Результаты этой борьбы всем хорошо известны - усилия руководства ЦБ оказались тщетными в этой неравной борьбе.
В конце 2023 года США объявили о введении вторичных санкций против компаний по всему миру, которые будут сотрудничать с Россией. Это серьезно усложнило проведение трансграничных платежей за экспорт/импорт, сильно осложнило получило грузов и увеличило себестоимость импортных товаров, что в итоге сказалось на росте инфляции. Только спустя 9 месяцев после введения вторичных санкций ЦБР попытался предложить альтернативный способ оплаты импортных и экспортных товаров с помощью криптовалют. Скажу сразу, ожидать что это сильно облегчит жизнь участникам внешнеэкономической деятельности - не стоит. В том же Китае, который является нашим основным внешнеторговым партнером, хождение криптовалют запрещено законом.
Можно и дальше приводить примеры, но суть остается прежней - наш ЦБР не успевает адекватно реагировать на те вызовы, которые появляются в экономической жизни.
2. Ограниченный инструментарий монетарной политики, который использует ЦБР.
По факту, кроме ключевой ставки, других рычагов управления монетарной политикой просто нет или они не используются. Я не знаю с чем это связано, но весь акцент и все внимание уделяется исключительно изменению ключевой ставки или размеру валютных интервенций, хотя у ЦБР есть возможность менять различные банковские нормативы, увеличивать ФОР (Фонд обязательного резервирования), ужесточать регуляторный контроль и т.д.
Зацикленность руководства ЦБР исключительно на ключевой ставке и борьбе с инфляцией, а попутно с ростом ВВП и доходов населения, уже серьезно настораживает. Руководство ЦБР видимо сильно удивило, что как только финансовая и банковская система России была отрезана от мировой, основанной на долларе США, и нашему государству пришлось резко увеличить бюджетные расходы, то экономика и доходы населения начали стремительно расти. "Лишние" бюджетные доходы перестали конвертировать в доллары и евро, а прибыль российских компаний стала оставаться в России, что увеличило объем инвестиций именно в России, а не в иностранных юрисдикциях.
Судя по действиям руководства ЦБР, эту ситуацию, когда деньги и прибыль остаются в России, а доходы населения растут, как раз и хотят исправить, под лозунгом борьбы с инфляцией.
Большинство стран в мире стремятся к росту экономики, увеличению доходов населения, росту кредитования, а наш ЦБР уже год ожесточенно с этим борется, попутно снижая привлекательность инвестиций на фондовом и долговом рынке и увеличивая затраты государства на обслуживания долга.
Вредительство - вот чем занимается руководство ЦБР!!!
3. Борьба монетарными методами с инфляцией, которая имеет не монетарные корни.
Путин уже "мягко намекнул" Набиуллиной, что не стоит повышать ключевую ставку ЦБ еще выше, поддержав тем самым мнение ряда экономистов о том, что инфляция в РФ в настоящий момент носит скорее не монетарный характер, что близко к истине, учитывая причины данного явления.
Стоило бы, конечно, еще добавить, что история практически не знает примеров, когда участие страны в полномасштабном военном конфликте сопровождалось бы низкой инфляцией. Это глава ЦБ и так знает по учебникам. Поэтому весьма странно выглядят попытки борьбы с инфляцией, пока продолжается СВО, вместо объединения усилий правительства и ЦБР по укреплению экономики России, нормализации трансграничных платежей и т.д. Вместо борьбы с инфляцией, стоило бы бороться со всеми проявлениями санкционного давления США и их союзников - это было бы куда полезнее, чем то, чем занимается руководство ЦБР сейчас.
Лично меня радует, что Президент России озаботился текущей проблемой и вредительской ДКП ЦБР. Видно, что нашлись советники, которые смогли обратить внимание главы государства на текущую ситуацию.
Есть хорошая надежда, что глава ЦБР постарается выполнить указание президента, если, конечно, еще хочет остаться во главе "независимого Центробанка", а не "соскочить" с этой "теплой" должности. В конце концов министра обороны смог заменить настоящий государственник, так почему бы не заменить чиновницу от финансов на грамотного банкира, который будет заботиться о благе государства, а не о том, похвалят или нет американцы...
В итоге, я считаю, что повышение ключевой ставки ЦБР НЕ БУДЕТ до конца текущего года, а ее снижение вполне вероятно начнется либо в конце года, либо в первом квартале 2025 года. Полагаю, что и тональность заявлений главы ЦБР будет тоже меняться. В противном случае, мы можем нарваться на стагфляцию - рост цен вместе с падением ВВП...
Спасибо за внимание и комментарии!
Дзен-канал "ASChannel - сделки и результаты"
Телеграмм-канал "Vенчурные Инвестиции"
YouTube-канал "Venture Investment"