Найти тему
Псковская Правда

С фейками в интернете раз в неделю и чаще встречаются 64% россиян

Сегодня в России с фейковой информацией минимум раз в неделю сталкиваются 64% россиян. Также отмечается рост людей, знающих о фактчекинге. Об этом заявил генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак в рамках пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году» в ТАСС.

46% опрошенных знают или что-то слышали о фактчекинге. 18% знают о нем, но поверхностно, преувеличивая свои знания. «При этом 45% опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить», — отметил Владимир Табак.

Эксперты отмечают снижение в Рунете числа копий фейков, их уникальное количество остается на сопоставимом уровне. До 6 августа текущего года количество фейков, связанных с темой СВО, уменьшалось. С января по март 2024 года средняя доля просмотров фейковых новостей в обозначенной сфере составляла 69%. В июле количество просмотров снизилось до 35%, но после атаки на Курскую область в августе выросло и достигло 81%.

«Мы предполагали, что к концу года будет порядка 15 млн копий фейков. Сейчас мы прогнозируем, что их будет около 8 млн. Уникальных фейков сегодня примерно столько же, сколько их было в прошлом году. При этом мы наблюдаем снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталости от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, мы видим, что фейки становятся более региональными», – отметил Владимир Табак, пояснив, что в начале СВО фейки распространялись на федеральном уровне, на данный момент ситуация сместилась на региональный уровень и отдельных людей.

Чтобы борьба с ложной информацией стала эффективной, в ней должны участвовать не только профессионалы, но и пользователи интернета, заявила директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина. Также граждан нужно знакомить с правилами информационной гигиены.

Сегодня в числе актуальных и обсуждаемых остаётся вопрос необходимости законодательной базы для эффективной борьбы с дезинформацией. В российском законодательстве не фигурирует понятие дипфейка, однако имеется утвержденное определение фейковой новости, подчеркнул зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин.

«Данные говорят о том, что сегодня ситуация лучше, чем год и два назад. Часть аудитории уже не реагирует на дезинформацию, если ведомства и платформы делают свою работу. В таком случае мы видим, что фейки у нас долго не живут. Законодательство у нас отстроено, потому что производителей дипфейков наказать можно уже сегодня, главное — их поймать», — подчернкул он.

Фейковая информация – одно из главных оружий в информационной войне. Большая часть подобной ложной информации – короткоживущие, подчеркнул эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин. Такие «новости» призваны «затапливать» информационное пространство противника количеством, объяснил эксперт.