Европейский энергетический кризис далек от завершения, пишет обозреватель Bloomberg. Если все сложится удачно, странам Старого Света хватит запасов газа. Но если зима будет холодной, а поставки из России прекратятся, Европу ждут тяжелые времена.
Бывает, что даже "достаточного" на деле оказывается мало? Глядя на недавние скачки цен, торговцы сырьем — и множество спекулянтов — пришли к выводу, что это как раз про европейское газоснабжение. И как по мне, они не ошиблись.
Европейские газовые хранилища переполнены, а региональный спрос упал до уровня, невиданного с начала 1980-х. Однако цены на газ остаются заоблачными, а недавно и вовсе взмыли до восьмимесячного пика. Причина? Даже достаточного, казалось бы, количества газа может быть недостаточно, если произойдет нечто непредвиденное — например, резкое похолодание или сбой в поставках из России. И лишь немногие возьмутся уверенно утверждать, что все пройдет гладко.
Выше и дольше
Этим летом европейские цены на природный газ выросли, поскольку регион не смог пополнить запасы настолько быстро, как ожидалось в начале года.
Если посмотреть на объем газа, закачанный Европой в подземные хранилища на зиму 2024-2025 годов, то все вроде бы обнадеживает. Уровень заполнения достиг желаемой отметки в 90% еще 19 августа — на десять недель раньше крайнего срока, 1 ноября. Теоретически этого должно хватить, чтобы смягчить сезонный рост спроса. Но есть причины не терять бдительность.
Во-первых, значительная часть запасов была накоплена еще ранней весной — а фактически осталась с прошлой зимы, которая выдалась более теплой. С тех пор избыток начал сходить на нет, поскольку темпы поставки сжиженного природного газа сократились по сравнению с 2022 и 2023 годами. Прелесть СПГ заключается в том, что охлажденный газ готов для закачки в танкеры и перевозки по всему миру, как и нефть. Таким образом, Европа может покупать СПГ из любой точки земного шара и компенсировать выпавшие трубопроводные поставки российского газа.
В 2022 и 2023 годах Европа закупила большое количество СПГ, опередив азиатских импортеров и воспользовавшись падением спроса в Китае. Однако в этом году Европа столкнулась с более жесткой конкуренцией, причем со стороны не только Пекина, но и более мелких азиатских покупателей. В результате импорт СПГ в Европу этим летом оказался на 15–25% ниже, чем за аналогичный период предыдущих двух лет.
Во-вторых, в прошлые две зимы Европа скопила у своих берегов минимум пару десятков танкеров с СПГ, которые служили ей дополнительными хранилищами на всякий пожарный случай. Маловероятно, что регион сможет воспользоваться этим плавающим запасом грядущей зимой, поскольку разница между азиатскими и европейскими ценами на СПГ на данном этапе благоволит потокам на восток, а не на запад.
Импорт СПГ в Европу
По сравнению с двумя предыдущими годами Европа завозит значительно меньше СПГ: она столкнулась с обострившейся конкуренцией со стороны азиатских стран, включая Китай
Если все сложить, выходит, что при благоприятном исходе газа Европе хватит. Если зима выдастся обычной или теплой, и ничего не выйдет из строя, то текущих запасов вполне достаточно. При таком сценарии европейские цены на газ могут значительно упасть к Рождеству или началу января, когда треть сезона будет уже позади. В настоящее время европейский газовый эталон TTF торгуется в районе 40 евро (44 доллара) за мегаватт-час. Возможно падение до 30–25 евро за мегаватт-час.
Что же может пойти не по плану — и тем самым помешать столь желанному падению цен? Во-первых, погода. За последние два года явление Эль-Ниньо (по-испански: "мальчик") ускорило глобальное потепление и ослабило влияние энергетического кризиса на континент. Однако оно стремительно затухает. Метеорологи предрекают, что начиная с октября или ноября ему на смену воцарится противоположная погодная тенденция — Ла-Нинья ("девочка"). Если так, то зима в Европе будет обычная или даже холодная.
Другая угроза исходит от России. Те, кто не следит за энергетикой, наверняка будут потрясены, узнав, что Европа по-прежнему покупает российский природный газ, в том числе по трубопроводу через Украину. Даже сегодня, спустя два года с начала российской спецоперации, Австрия, Словакия, Венгрия и Италия по-прежнему получают из Москвы обширные поставки. Неясно, продолжится ли этот поток или иссякнет в конце 2024 года, когда истечет срок действия ключевого транзитного контракта. Без российского газа нынешние европейские запасы газа уже не кажутся столь впечатляющими.
С тех пор, как в 2021 году разразился газовый кризис, Европа значительно сократила потребление — как из-за того, что взвинченные цены ударили по энергоемкой промышленности, так и из-за политических решений, увеличивших выработку электроэнергии из возобновляемых источников. Однако сегодня потребление упало до крайне низкого уровня и вряд ли будет сильно меняться, если не произойдет резкого скачка цен. Айра Джозеф из Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете в Нью-Йорке полагает, что спрос в Европе может упасть в этом году до антирекорда с 1984 года.
Вот суровое напоминание о том, что Европа так и не нашла выхода из энергетического кризиса: текущие цены намного ниже, чем в 2022 году, но все равно вдвое выше, чем до конфликта. Если все сложится удачно, у Европы будет достаточно газа, и при таком сценарии цены снизятся к Рождеству. Но если что-то пойдет не так, то даже "достаточного" окажется слишком мало.