Совсем скоро прозвенит школьный звонок, и для детей и их родителей начнется новая жизнь. Мамам и папам нужно предусмотреть, как ребенок будет добираться на уроки и обратно, что он будет делать один дома без присмотра и т.д. Кто в ответе за детскую безопасность, чему нужно научить детей перед школой, с какими психологическими трудностями приходится сталкиваться сегодня подросткам и их семьям, узнал «АиФ-Юг».
Дорога в школу
«Раньше мы жили в городе, где дома строились одновременно с учебными учреждениями. И там дети ходили в школу, находившуюся во дворе. Проблемы добраться не было в принципе, даже с балкона я могла наблюдать за дочкой. Ни одной оживленной дороги она не пересекала, – рассказывает жительница краевого центра Наталья Мажник. – Когда переехали в Краснодар, ребенок пошел в третий класс, и мы специально искали квартиру так, чтобы было удобно добираться на уроки. Это было в приоритете, т.к. для девочки из маленького городка ехать куда-то далеко было бы тревожно. Поэтому сняли жилье буквально за углом от школы. Когда же дочка освоилась в городе, мы переехали чуть дальше – в более комфортную квартиру. А когда ребенок пошел в шестой класс, перебрались в другой район Краснодара. И тут возникла проблема: в школу по прописке мы не стали отдавать дочку, т.к. ей пришлось бы пересекать несколько перекрестков с интенсивным движением. Признаюсь, меня это испугало. В итоге подали документы в учебное заведение, куда путь мне показался наиболее безопасным».
Но далеко не все школьники в регионе имеют возможность попасть в школу в шаговой доступности. Многим приходится добираться на школьных автобусах, а также на общественном транспорте.
«Сын идет в четвертый класс, и если предыдущие годы мы с супругом возили его на уроки и забирали с них на личном авто, то теперь будет ездить самостоятельно на общественном транспорте, – делится краснодарка Ольга Глебова. – От дома до школы 5 километров, или 9 остановок на автобусе. Естественно, сильно переживаю, как он будет добираться. Беспокоит, что многие водители ездят достаточно агрессивно, зачастую не пропуская людей на пешеходных переходах. Да и во дворах ситуация не лучше, буквально вчера на моих глазах женщина за рулем наехала на выскочившего с игровой площадки мальчишку. К счастью, сильно он не пострадал, по крайней мере так показалось на первый взгляд обывателя. На регулируемых пешеходных переходах тоже не спокойнее, автомобили поворачивают, даже не останавливаясь, пока пешеходы спешат перейти дорогу на зеленый свет светофора. Так что, что ни говори и как ни вспоминай наше юношество, а современным детям грозит гораздо больше опасностей, в том числе на улице».
Вместе с тем кубанские госавтоинспекторы провели обследования улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений региона. В случае выявления недостатков в адрес собственников дорог направляются информационные письма. Если же далее соответствующие меры не принимаются, то составляется административный материал.
Драгоценные секунды
Кроме всего прочего, важно научить детей навыкам оказания первой помощи, это может пригодиться и дома, и на улице, и в школе.
«В школах сейчас не готовы уделять должное внимание обучению детей навыкам оказания первой помощи. Причины на это разные: педагоги ссылаются на то, что нет подходящего для этого помещения, а родители – на слишком сильную занятость своих детей и собственную», – комментирует директор АНО ДПО «Учебный центр общественной безопасности и первой помощи СПАС» Александр Кропачев.
При этом эксперт считает, что такое умение важно, поскольку даже на уроках физкультуры учащиеся нередко травмируются, могут случиться трагедии. И в лучшем случае дети позовут на помощь, а в худшем – испугаются и убегут. Так теряется драгоценное время, за которое можно успеть оказать своевременную доврачебную помощь.
«Некоторые мамы и папы стремятся сделать из детей тех, кем, возможно, не стали сами – выдающихся музыкантов или каких-то «вундеркиндов». Дети зачастую чересчур загружены спортивными кружками, занятиями английским языком, музыкой и многим другим. Безусловно, у каждого свои интересы, и все это тоже нужно, но разве данные предметы важнее, чем навыки оказания первой помощи? Сегодня этому нужно обучать с 14 лет как минимум. Отдельные элементы можно показывать 7-летним ребятам: как вызвать «Скорую», правильно описать медикам состояние пострадавшего. Всему этому тоже нужно учиться».
Нужно живое общение
Анна Бзыкова – кризисный психолог, семейный системный психолог:
«Подростковый возраст – это кризис, переход из роли ребенка в роль взрослого. Следует учитывать, что нормой для этого периода являются такие установки, как «я всех ненавижу», «я обязательно куда-нибудь уйду». Нынешний социум изменился, он нестабильный, непредсказуемый, поэтому контроль над тем, чем занимаются и интересуются дети, разумеется, логичен, но бывает, что родители с этим перебарщивают.
Что касается интернета, то это часть нашей жизни, и отказаться от него мы уже не можем, да и не нужно. Но у ребенка должно быть обязательно живое общение: реальные друзья – в школе или в секциях, во дворе. Какое-то число интернет-приятелей, безусловно, тоже может присутствовать. Но когда ребенок полностью живет в виртуальном мире, тогда начинаются проблемы».
Транспорт есть, водителей нет
Начальник отделения технического надзора Госавтоинспекции ГУ МВД России по Краснодарскому краю подполковник полиции Алексей Ясинский:
«К каждому учебному заведению есть согласованный, обследованный безопасный маршрут. В муниципалитетах также постоянно проводится работа по информированию населения о безопасном поведении детей на улицах и дорогах. С детьми это проговаривается, и тех из них, кто добирается не на школьном автобусе, также знакомят с безопасным маршрутом. К сожалению, не все муниципалитеты, особенно это касается сельских поселений, выполняют требования, которым должен соответствовать маршрут к школе. Встречаются отдельные населенные пункты, где практически отсутствует пришкольная инфраструктура: дорога есть, а тротуаров просто никогда и не было. В таких случаях корректируем маршрут школьных автобусов, которые забирают детей на определенных остановочных пунктах. Или по возможности решаем вопрос с муниципалитетом, чтобы оборудовать тротуары со всеми ограждениями, знаками.
Автобусный резерв укомплектован, проблем с транспортом нет, он своевременно обновляется. Но при этом здесь есть проблема кадрового голода. Два года, как мы столкнулись с реальной проблемой водительского состава. Начали анализировать эту ситуацию и выяснили, что у нас больше 20% водителей старше 65 лет. Во многом это зависит от заработной платы. Только в этом году в Краснодаре им поставили 70 тысяч рублей, а, к примеру, в Новороссийске, Ейске и Сочи в среднем 40 тысяч. Молодые специалисты не идут на такие условия: не устраивает зарплата, да и высокая психологическая нагрузка, все-таки везти детей – это большая ответственность. Но вопрос, безусловно, нужно решать».