Найти в Дзене

Книга Сэма Уолтона «Сделано в Америке»

Сегодня я прочитал книгу Сэма Уолтона «Сделано в Америке». Данная книга была написана основателем сетей магазинов Wal-Mart Сэмом Уолтоном. Прочтение данной книги, как и предыдущей советовал основатель интернет компании Amazon Джефф Безос.

Сэм Уолтон его детство, взгляды на бизнес, отношение к деньгам. 

Сэм Уолтон рос в семье фермеров, его детство пришло на период великой депрессии (мировой экономический кризис 1929-1939 г). Родители привели сыну уважение к деньгам и умение их ценить. Начиная со средней школы всю одежду он покупал на самостоятельно заработанные деньги. Сэм подумывал стать страховым агентом, но в итоге пошел в розничную торговлю. После колледжа проработал 1,5 года в магазине. 

В 1942 году Сэма призвали в армию. В этот период Уолтон познакомился со своей будущей женой Хелен. Ее отец был успешным бизнесменом, юристом, банкиром и специалистом по ведению сельского хозяйства. Молодой Уолтон прислушивался к советам отца Хелен, особенно ко всему, что касалось финансовых вопросов. Именно по совету тестя, Сэм позже организовал семейное предприятие на принципах партнерства. 

В 1985 году Forbes назвал Уолтона богатейшим человеком Америки. 

-2

Предистория Wal-Mart

В поисках удачного старта Сэм и Хелен переезжали за 2 года 16 раз. И жена была готова ехать куда угодно, лишь бы городок был не более 10 тыс населения. В последствии стратегия маленьких городков стала фишкой Wal-Mart. 

Сэм Уолтон убежден, что можно учиться у кого угодно, большую часть своих знаний он приобрел наблюдая за магазинами конкурентов и тем, что они делают для привлечения покупателей. Сэм не гонялся за наценкой, а зарабатывал на обороте, увеличивая валовый объем продаж.  

Сэм и Хелен все делали сами, мыли и оформляли витрины, подметали полы, выполняли всю работу по магазину. Главным было свести затраты к минимуму. Источником дохода стала постоянная экономия плюс новшества, которые Сэм постоянно внедрял. Уолтон отмечает, что его фирменная стратегия состоит в ведении новшеств, экспериментировании и постоянном расширении. 

Wal-Mart  не появился на пустом месте. Он был результатом всего того, что они с Хелен делали начиная с первого магазина. Деньги вырученные на одном магазине, они тут же вкладывали в новый и продолжали расширяться. Кроме того, они предлагали  директорам магазинов вступить в дело в качестве партнеров с ограниченной ответственностью. Если семья Уолтонов вкладывала в магазин 50 тыс, а директор 1 тыс долларов, то его доля собственности составляла 2%. 

2 июля 1962 года Уолтоны открыли Wal-Mart #1. Сэму на тот момент было 42 года.

-3

Становление Wal-Mart 

В идею самостоятельного бизнеса Сэма никто не верил и приходилось надеться исключительно на свои силы.  С самого первого дня существования товары в Wal-Mart продавались со скидкой. Они компенсировали недостатки умением торговать. Уолтон был буквально одержим идеей самых низких цен на рынке. Одна из традиций Wal-Mart , это утренние собрания по субботам с директорами магазинов и анализ работы. Они делали отчет о том, что закупили и считали сколько денег потратили, составляли планы продвижения товаров и планы закупок, планировали ассортимент и разрабатывали стратегию. Они держали друг друга в курсе событий, предупреждали о допущенных ошибках. 

-4

IPO как новый этап в жизни Wal-Mart. 

Сэм неохотно брал деньги в долг, но понимал, что это необходимо для развития бизнеса.  Он всегда возвращал деньги в срок, хотя иногда приходилось перезанимать. Уолтон хотел расширяться, но понимал, что у него нет денег для расширения и уплаты долгов. Так было решено выпускать и продавать акции. Для Wal-Mart это был серьезный шаг и Сэм был обеспокоен, что может  потерять контроль над компанией.

1 октября 1970 года Wal-Mart стала публичным акционерным обществом. С 1977 по 1987 год средняя доходность по акциям составила 46%. После выхода Wal-Mart на рынок ценных бумаг семье Уолтонов стал принадлежать всего 61% акций. 

-5

Несколько слов о стратегии развития 

Освободившись от долгов Уолтон начал открывать универсальные магазины в маленьких провинциальных городках, которые все прочие игнорировали. Каждый магазин должен был находиться не дальше одного дня пути от центра распределения. Затем они заполняли территорию штат за штатом, пока не поглощали все рыночное пространство. Когда речь заходила о городах покрупнее Уолтоны думали на перспективу: выстраивали магазины кольцом вокруг такого города в отдалении от него и ждали, пока он не разрастется и не доберется до Wal-Mart. Такая стратегия оправдывала себя практически везде. 

Уолтон почти не тратился на рекламу, а использовал сарафанное радио. Люди уже ждали когда в их городке откроется филиал Wal -Mart и сразу становились его клиентами. В успехе магазина большую роль играет место расположения и стоимость земли. 

-6

Партнерские отношения с сотрудниками. 

Отношение к партнерам и сотрудникам Wal-Mart это товарищество по своей сути. Уолтон видит в этом главную причину более высокой эффективности, чем у конкурентов.

С 1971 года они внедрили план распределения прибыли между всеми сотрудниками. Каждый, кто отработал по крайней мере год и отработал не менее 1000 часов включался в эти списки. 

-«Делиться информацией и ответственностью это ключ к любым партнерским отношениям» В компании действовала политика открытых дверей, любой сотрудник мог приехать в офис к Уолтону и обратиться к нему со своей проблемой. 

-7

О конкурентах

По мнению Уолтона, что бы опережать конкурентов нужно продолжать меняться, постоянно оглядываться через плечо и разрабатывать планы на будущее. За то, что Wal-Mart разросся до огромной сети Сэм благодарит и конкурентов. Они очень долго не воспринимали его в серьез, а он тем временем завоевывал сердца клиентов и построил империю. 

-8

10 правил ведения бизнеса которые выделяет Сэм Уолтон. 

  1. Будьте преданны своему делу. Верьте в него больше, чем все прочие. 
  2. Делите прибыль с сотрудниками и обращайтесь как с партнерами, поощряйте работников если они проявляют стремление иметь долю в вашей компании. Предлагайте им ее акции со скидкой и дарите акции при выходе на пенсию. 
  3. Стимулируйте своих работников. Обдумывайте новые методы стимулирования и поддержания соревновательного духа в коллективе. Устанавливайте трудно достижимые цели. Поощряйте конкуренцию и заключайте пари. Держите всех в неведении насчет того какой еще фокус выкинете. 
  4. Делитесь информацией с сотрудниками. Чем больше они знают, тем больше понимают, чем больше они понимают, тем больше будут заинтересованы. 
  5. Высоко цените все, что сотрудники делают для компании. Ничто не заменит искренних слов похвалы произнесенных вовремя. Они обойдутся вам даром, а стоят целое состояние. 
  6. Отмечайте успехи. Умейте посмеяться над своими ошибками, когда ничего не удается переоденьтесь в маскарадный костюм и спойте дурацкую песенку. Все это помогает дурачить конкуренцию. 
  7. Прислушивайтесь к сотрудникам. Работники, которые напрямую общаются с клиентами вот кто действительно знают, как обстоят дела. Вам лучше знать то, что известно им. 
  8. Опережайте ожидания клиентов и тогда они вернутся к вам снова.
  9. Следите за расходами больше чем, за своими конкурентами. Вы можете наделать много ошибок, но если работаете без убытков, то вы сможете перекрыть последствия. 
  10. Плывите против течения, найдите собственный путь если все остальные делают, что то на один манер, то для вас это отличная возможность найти собственную нишу, выбрав противоположное направление. 

Выводы

Из книги Сэма Уолтона «Сделано в Америке» я выделил для себя несколько важных уроков:

  • Можно учиться у кого угодно, даже у своих конкурентов.
  • Не стой на месте, постоянно расширяйся, экспериментируй, строй планы на будущее.
  • Постоянно анализируй свои победы и ошибки.
  • Ну и конечно же все 10 правил ведения бизнеса от Сэма Уолтона.

Спасибо за внимание

С уважением Агеев К. И.