Найти тему

«Нейросети могут быть не столько вредными для фотохудожника, но даже убийственным. Просто убить в нем фотохудожника полностью.»

"Три сестры" (с) Георгий Безбородов
"Три сестры" (с) Георгий Безбородов
"Москва, как много в этом звуке?" (с) Георгий Безбородов
"Москва, как много в этом звуке?" (с) Георгий Безбородов
"Таю-Зарастаю" (с) Георгий Безбородов
"Таю-Зарастаю" (с) Георгий Безбородов

Мы взяли интервью у спикера нашего Фестиваля черно-белой фотографии «Фотострелка» Георгия Безбородова

Георгий Безбородов
Фотограф, цифровой и нейро художник

Закончил Московский архитектурный институт. Работал креативным директором в сфере рекламы и брендинга. Член Союза фотохудожников России, Союза фотографов дикой природы, член Совета Национальной ассоциации профессионалов фотоиндустрии.

Участвует в выставках с 2016 года, финалист и номинант международных конкурсов. Топ 10 в номинации «Нейрофотограф» на 35AWARDS 2024.

***

Георгий, здравствуйте. Как вы пришли к фотографии? Что вас вдохновило заняться этим искусством?

— Отец научил, мы вместе с ним в ванной проявляли, печатали, все как положено. Ручками маски делали, плескались во всех этих
ванночках, полоскали, смешивали. Так вот и научился потихоньку.
Первая камера — Агат 18. 72 кадра, очень удобно)

Вы выступали спикером на Первом Всероссийском фестивале
черно-белой фотографии "Фотострелка", расскажите пожалуйста о своих впечатлениях от фестиваля.

— Фестиваль мне очень понравился, даже неожиданно, я совсем не ожидал, что будет так круто. Меня позвал хороший знакомый, поехал, ну так скажем, не то чтобы прямо из уважения, но так.. прикольно, когда я еще в этой Медыни окажусь. А приехал, все очень странно, все очень необычно, все очень душевно. Заброшенная школа, всякий трэш, очень хороший отбор фотографий в такой очень атмосферной обстановке: все эти дети, которые там изображали школьников, тоже прекрасно создавали атмосферу, сидели, как будто они в классе, можно было их снимать.
Картинки получались красивые. Не обработал их еще все правда).
Собачке моей очень понравилось. У меня собачка Цейс фотографическая. Ему тоже все было круто: он стал звездой, все
его снимали. Здорово. Очень-очень-очень хорошее дело.

На фестивале вы рассказывали о нейросетях. Давайте немного затронем эту интересную тему. И сразу очень распространённый вопрос: Как вы считаете, могут ли нейросети полностью заменить человека в создании художественных произведений?

— Сложный вопрос. Все зависит от того, что считать
художественным произведением. Существует же сейчас уже art
science, где человек создает некие правила игры, некий алгоритм,
по которому машина без всяких нейросетей даже делает какие-то картинки, звуки, видео, что угодно. И, если туда еще приделать нейросети, они могут наделать сколько угодно, какого угодно
искусства. Вопрос, что искусством считать, что не считать, какой-то арт-критик скажет, что это хорошо, а какой-то, что плохо. Оценщики искусства дадут ему высокую оценку или нет. Очень большой вопрос именно оценки, то есть сделать красивых пикселей или красивых звуков или даже трехмерных объектов, компьютер может сколько угодно, вообще не проблема. А смотреть то кто будет и восхищаться? И покупать… Всё кожанные мешки, без них никак)

Мы знаем, что вы используете нейросети в своей работе? Как именно? Какие новые возможности для вашего творчества открывают нейросети?

— В работе частично использую текстовые нейросети. Они такой
полуфабрикат дают, совсем хорошо, сделать пока не могут. Делают либо банальные вещи, но быстро, либо то, что неплохо не забыть, скажем, какие-нибудь списки. Что касается картинок, да, порой бывает, что что-то сфотографировать очень сложно, а через нейросети сделать гораздо проще. Неотличимая картинка, но совершенно другие расходы на логистику, съемку моделей, одежды и вот это все. Важнее не столько сокращение расходов, сколько ты просто обходишь невозможность сделать что-то в рамках бюджета, в рамках возможностей временных или в каких-то организационных.
Приехать в ту или иную локацию порой просто невозможно. И
нейросети умножают твои возможности очень-очень-очень сильно.

Каковы перспективы развития нейросетей в сфере фотографии?

— Перспективы развития? В телефонной фотографии они уже
работают вовсю, и как бы все выносят их за скобку, как будто их нет,а они на самом деле есть. Некоторые счастливо пишут, "ой, я тамснял, это вот без фильтров я выкладываю", хрен. телефон на летуделает невероятную обработку, которой бы еще половине
фотографов бы научится. В сфере отдельных нейросетей, которые
не в телефоне или фотоаппарате, там, конечно, некоторые на них
шипят, типа вот, это не фотография. Но тоже каким-то образом все это вольется в общую струю: photoshop приняли, цифровую
фотографию приняли. Здесь как-то это все интегрируется, все будет хорошо, а аналоговое фото уйдет совсем в дорогую нишу.

В каких случаях использование нейросетей может быть полезным для фотохудожника, а в каких — вредным?

— Нейросети могут быть не столько вредным для фотохудожника,
но даже убийственным. Просто убить в нем фотохудожника
полностью. Когда они появились в том виде, когда я с ними стал
интересно и круто работать, я просто забросил камеру. Мне
казалось, что все, что снимает камера в реальном мире, это скучно, ужасно. Зачем это вообще делать? Это ужас-ужас, как много труда, а картинка, ну, такое, проще нарисовать. Потом переболел этим, конечно, стал лучше понимать, где хорошо фото, а где нейро, и вернулся обратно к жизни с двумя камерами, можно сказать. Одна снимает реальность, другая — мысли и фантазии.
Полезны нейросети тем, что вы можете очень быстро делать то, что руками будете делать очень долго. То есть вы можете очень быстро прикинуть для съемки мудборд, пофантазировать, а как это смешается с этим, а что будет если, а если вот так, а если вот так, а если этот стиль смешать вот с этим стилем, подойдет ли к этому человеку этот пиджак, много всяких вещей. Нейронка очень хороша в комбинаторике.

Хочется задать ещё множество вопросов на эту интересную тему.
Надеемся задать их при личной встрече на фотофестивале в Москве. С 30 ноября по 1 декабря в Москве пройдёт второй сезон Фотострелки, где вы выступите в качестве спикера. Расскажите подробнее о теме своего выступления?

— Тему своего выступления я формулирую и уточняю постепенно, потому что с нынешнего момента до ноября произойдет невероятное количество событий, открытий, появятся какие-то новые штуки. В целом, это будет про фотографию и нейросети. Я рассказываю не столько фишки, как в три кнопки сделать то или иное, а психологию этого дела, взаимоотношения, чему я учусь у нейросетей, как я учу их. Такие вещи более тонкие и глубокие, которые мне лично интересны.

Георгий, вы являетесь членом
НАПФ . Расскажите подробнее о сообществе. В чём отличие от других профессиональных фотосообществ?

— НАПФ была создана как российское отделение Федерации
Европейских Фотографов, FEP, и даже сейчас работает на основе ее стандартов для портфолио сессии и прочих мероприятий. Этого сильно нам всем не хватает после ухода западных организаций, компаний. Я по маркетингу вижу, что во многих областях опустились стандарты качества.
Раньше из хед-офиса народ дрючили, а сейчас очень многие перестали смотреть по сторонам, что в мире происходит. Покупают и слава богу. Мы стараемся поддерживать уровень, актуальный для мира. Получается. Наши члены занимают призовые места во множестве международных
конкурсов. И, немаловажный момент, НАПФ — ассоциация
профессиональных фотографов, то есть нам всем кроме собственного видения нужно учитывать коммерческие моменты, пожелания заказчивов, это делает мышление более гибким, невозможно просто спрятаться в "я художник, я так вижу" — приходится быть ближе к людям))

С 17-19 августа 2024 пройдёт
Форум "ФОТОРУМ" , расскажите что это за мероприятие?

— Фоторум – очень приятное, уютное мероприятие, сообщество. Я
уже не в первый раз принимаю в нем участие и там познакомился со множеством приятных людей, с которыми продолжаю общаться, делаю какие-то совместные проекты. Мы зовем друг друга на мероприятия в Москве, в Питере, приглашаем к участию в выставках, на лекции, мастерклассы. Это очень уютный, камерный, профессиональный формат.Всегда очень хороший подбор спикеров. Всегда очень интересно слушать. Не секрет, что бывают мероприятия, где есть пара нормальных хедлайнеров, а все остальное для количества нагнали. Здесь не так, здесь каждый — явление, событие, с каждым потом интересно пообщаться поглубже. Питер к этому очень располагает, даже если не пить).
Что касается портфолио сессии НАПФ, которая также будет на
Фоторум, я как член жюри нескольких портфолио-сессий, могу
сказать по секрету: между собой мы порой обсуждали, что даже и
страшновато, будучи уже сложившимся и признанным фотографом, кому-то давать обсуждать и, о ужас, придирчиво рассматривать свои работы, и даже ставить под сомнение их идеальность, но затем, прожив этот страх, мы также пришли к выводу, что этого и не хватает — совсем свежего, придирчивого, но дружелюбного взгляда — ведь мы порой не замечаем того, что можно сделать еще лучше, поэтому — реально полезная штука. Рекомендую.

Каковы ваши планы на будущее в области фотографии?

— Мои планы в области фотографии — уходить глубже туда, где нет и, наверное, в ближайшее время не будет нейросетей, где им нечего делать. Это область репортажная, художественная, странная, где есть ошибки, глюки, где есть то, что трудно предсказать в процессе съемки. Я всегда не любил очень уфотошопленную фотографию.
Как маркетолог я понимаю, что в некоторых случаях она нужна, но
как фотограф это, ну, вообще скучно мне. У меня фотошопа нету, я
им пользоваться примерно не умею, стараюсь снимать так, чтобы в Capture One я мог сделать какую-то относительно небольшую
цветокоррекцию и ретушь, и это было хорошо. Если нужно делать
какие-то сложные фотошопные истории, есть специальные люди,
они это прекрасно делают. И второй план — наоборот, миксовать
фото и нейро, там тоже немало нехоженных троп.

Какой совет вы можете дать начинающим фотографам?

— Мне кажется, начинающим фотографам труднее всего выдержать баланс между тем, чтобы активно стремиться вперед и лезть во все дырки, и не лезть туда, где они еще не умеют, не могут создать какого-то хорошего качества. Этому совету, конечно, никто следовать не будет, поскольку никуда не денутся люди, которые только что научились фотографировать и ломят конские цены в надежде на лохов. И никуда не денутся люди, которые снимают волшебно, чудесно, но стесняются о себе говорить. Наверное, это вечная история и к фотографии не имеющая отношения. Ну и снимайте побольше. Вы никогда не знаете, какой кадр будет классным, вы никогда не знаете, какой кадр понравится другим людям. Если вы забудете фотоаппарат дома, вдруг вылезет что-нибудь волшебное, вы будете жалеть, что у вас его не было.
Снимайте, снимайте, снимайте.