carabum’ - лодка, небольшое судно; ср. у Исидора Севильского в «Этимологиях» (XIX, 1.26): «‘carabus’ — это разновидность судов, представляющих собой небольшую лодку, которая сделана из крепко стянутых между собой сырыми ремнями прутьев», а также у Папия Лексикографа: «словом ‘carabus’ называется небольшое судно..., т.е. лодка. Сделано из прутьев и ремней».
Грамматик Саксон Деяния Данов. Книги 1-Х. - Москва : Русская панорама, 2017. - Т. I., стр. 61-62
(1676 г.) Вокруг этого судна блуждали около двадцати пяти (По Донесениям: от 12 до 15. В письме при Дон. под № 10: от 10 до 15.) малых судов, в роде карбасов или небольших лодок, которые подвигались на вёслах туда и сюда или приводились в движение парусами. На этих судах было много стрельцов или солдат с их пиками, которые, подобно бердышам и мушкетам, были украшены пестрыми значками разнообразных цветов (В Донесениях говорится, что лодка была обсажена бердышами (рагtisaenen) с значками на них.). У каждого карбаса было свое особенное знамя, которое было почти так же пестро изукрашено, как у китайцев, и барабанами своими и свирелями все производили не прекращавшийся шум;
Койэт Балтазар Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевич. - Санкт-Петербург: Археографическая комиссия, 1900., стр. 290
(1676 г.) У них есть и другие суда—называющиеся ладьями, большей частью, открытые, обыкновенно с будочкою сзади и с одним парусом; я их видел и с небольшою бизанью сзади. На этих судах они переезжают через Белое Море, вдоль Лапландского берега, до Колы и других мест, лежащих там, и ходят даже в Новую Землю. Это судно не многим больше пинки; в него они ставят еще гребное суденышко, называющееся у них карбасом или иначе лодкой, т. е. иоллу, вырубленную из одного дерева, каковых тысячи можно видеть в этой стране; на них они ездят вверх и вниз по реке, и, придя в нужное им место, вытаскивают лодку из воды и переносят в свои дома, хотя бы они были далеки от берега: дело в том, что лодки эти очень легки. Купить лодки эти можно очень дешево, впрочем, смотря по величине: есть такие, в которых могут усесться 7 или 8 человек, и такие, где место лишь одному или двоим с маленьким багажом.
Койэт Балтазар Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевич. - Санкт-Петербург: Археографическая комиссия, 1900., стр. 315-316
О карбусах известным промышлеником. (1719 г.)
Великий Государь указал, по имянному своему Великого Государя указу, для возки в Санктпитербурх только одной извести уволить известным промышлеником несколько Карбусов, а отдать оныя Карбусы им известным промышлеником за орля имянно с запискою, и сказать им указ, чтоб они кроме извести в помянутых судах ничего иного не возили, [а ежели кроме извести иное что в тех Карбусах повезут, и с тем кто пойман будет, и оное все взято будет в казну, и сверх того на том чье судно доправить штрафу триста рублев, а ежели кто в другой ряд будете пойман, и у таких взято будет все их имение и домы безповоротно,] и для того заранее, пока старые суды у них истратятся, велеть им известным промышлеником для возки извести, также делать суды нового манеру, каким на Сясе, на Паше, на Свире, и в Ладоге образцы сделаны, а чьи и сколько известных судов задержано в Санктпитербурхе, и оные суды велеть из Камор Колегии, немедленно описать.
Октября в 16 день
Копии его Царского Величества указов, состоявшихся в 1719 и в 1720 годах. - Санкт-Петебург : Правительствующий Сенат, 1721., стр. 104-105
Карбас (корабс, карвас, кербаты)
КАРБУС, судно морское, делались в Нове-городе за жалением железа, сшиванные прутьем, но понеже оные на море часто погибали, того ради в 1718 году строить их запрещено.
Татищев Василий Никитич Лексикон российский исторический географический политической и гражданский Ч. 3 З-К [Book]. - Санкт-Петербург : Типография Горного училища, 1793., стр. 167
КАРБАС. Небольшое гребное водоходное судно, подобное шерботу, но уже оного. Лопари строят оные и привозят на продажу Кольским жителям.
Яновский Н. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту. - Санкт-Петербург : Императорская Академия Наук, 1804. - Часть II., стр. 136
Карбасы. Суда эти преимущественно употребляются в Сибири и в бассейне Двины; они служат для плавания по рекам, но отчасти отваживаются на них и в Белое море, и даже в Ледовитый океан. Дно карбаса обыкновенно вырубается из одного дерева, всегда бывает кругловатое, а борт, по мере величины судна, которая бывает весьма различна, возвышается на один или несколько рядов досок. Суда эти с острыми концамы. Самые большие беломорские карбасы поднимают от 8 до 20 ластов. На них обыкновенно совершается путешествие на богомолье в Соловецкий монастырь, и в 1797 году за новый карбас платили по 200 рублей. Карбасы, на которых Самоеды ходят по Белому морю и Вайгацкому проливу, имеют обыкновенно до 30 сажен в длину, 8 в ширину, с мачтою и парусами, и с 4 или 5 человеками; на них отправляются на рыбную ловлю. Речные карбасы бывают длиною от 3 до 5 сажен и поднимают от 2 до 300 пудов; шириною от 3 до 5 аршин, глубиною от 1 до 1 ¾ арш.; ходят по Волге, Кене, Емзе и другим рекам между Онежским озером и Белым морем.
Бурнашев В. Опыт терминологического словаря. - Санкт-Петербург: [s.n.], 1843. - Т. I А - Н ., стр. 268-269
Карбасы, род судов, употребляемых в Сибири и Двинском бассейне. Карбасы отваживаются пускаться даже в Белое море и Ледовитый океан. Дно их всегда вырубается из одного дерева, бывает кругловатое, а борт, смотря по величине судна, возвышается на один или несколько рядов досок. Суда эти узки, с острыми концами, поднимают от 8 до 20 ластов. Речные же карбасы длиною от 3 до 5 сажен и поднимают от 2 до 500 пудов; ходят по Кене, Эмзе и другим рекам между Онежским озером и Белым морем.
Старчевский А. Справочный энциклопедический словарь Т. 6. - Санкт-Петербург : К. Крайя, 1847. стр. 529
КАРБАС, а, с. м. Небольшое гребное судно, подобное шерботу.
Второе отделение Императорской Академии Наук Словарь церковно-славянского и русского языка. - Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии Наук, 1847. - Т. 2. стр. 163
Карбас, — обыкновенная лодка на Двине, Мезени, Печоре и в Поморье.
Шренк А. И. Областные выражения русского языка в Архангельской губернии// Записки Императорского Русского географического общества. - Книжка IV, 1850. - pp. 121-167., стр. 149
КАРБАС. Из всех речных судов Архангельской губернии, карбас заслуживает особенное внимание, как по отличной конструкции, так и по лучшим его качествам. В тихий и свежий ветер, на веслах ипод парусами, он равно хорош и безопасен. Длина, значительно превосходящая ширину, прямизна ватерлиний при средине, простирающихся к носу и корме в согласных кривых линиях, полный при грузовой ватерлинии иострый при киле мидель-шпангоут; наконец крепление, состоящее почти из одной вицы, все это делает карбас остойчивым, легким при поворотах, идает возможность круто держаться к ветру. Карбас бывает длиною от 21 до 28 фут. и более; ширина всегда менее 1/4 длины; а глубина 2—2 1/2фут. и более; грузу понести может 40—60 пѵд. и углубляется 1—2 фут.; строятся по рекам Мезенского, Пинежскаго, Холмогорского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Арх. губернии, из соснового и частью елового леса. Карбасы, строимые в приморских уездах, отличаются, между прочим, особенным образованием штевней. Постройка карбаса обходится в сих уездах 8—13 руб. сереб. Служит до 7 лет, а с поправкою и более. Ахтерштевень ставится с небольшим уклоном назад; Форштевень, кривообразный и несколько уклоненный вперед. Кузов карбаса шьется вицею, так что две смежные кромки досок наружной наборной обшивки, концы их при штевнях, и вся наружная обшивка со шпангоутам, а последние с банками или беседками, скрепляются вицею или пеньковою веревкою в 1/4 дюйма.
Руль обыкновенный, привешиваемый на петлях и крючьях. Пазы наружной обшивки прокладываются мохом или паклею, и весь корпус снаружи и внутри смолится. Карбас приводится в движение 6—12 веслами, и имеет две мачты со шпринтовными парусами. Особенности карбаса: передняя мачта ставится почти возле самого форштевня; а наружная обшивка обтягивается первоначально по установленным на киле фальшивым шпангоутам или лекалам; настоящие же шпангоуты вводятся уже после, когда кузов судна будет сшит. Число настоящих шпангоутов бывает 9—20, смотря по длине карбаса. Карбасы, имеющие длину не менее 35 фут. и строящиеся преимущественно в Холмогорском уезде, называются холмогорскими. Они поднимают грузу до 460 пуд.; имеют по два весла; два шпринтовные паруса, и стоят около 30 руб. сереб. У Холмогорских карбасов есть внутренняя обшивка, и один якорь кошка весом 3—4 пуд. с пеньковым канатом длиною 8—10 саж. В корме устраивается каюта для лоцмана. На холмогорских карбасах привозят в Архангельск: уголь, дрова, булыжный камень, смолу, известь и алебастр.
Богославский П.А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном: 1-2 Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским. Морск. учен. ком., 1859-1863 — Санкт-Петербург : в типографии Морского министерства, 1859 г., стр. 48-49
Гуйна ж. арх. временная палатка или шатер над судном, из паруса; тент; будка иа карбасе; вероятно это гайно, гойно?
Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. - Москва : тип. А. Семена, 1863. - Т. 1., стр. 360
Карбас м. арх. вобще, беломорская лодка; обычно нa 4—10 весел, с двумя шпритовными (четвероугольные, с древком долонью, с угла наугол) парусами, ходят по рекам и в море, на промыслы. Холмогорский карбас больше, с казенкою в корме. Сиб. большая плоскодонная перевозная лодка.
Даль В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. - Москва : тип. А. Семена, 1865. - Vol. 2., стр. 707
Карбасы, строятся в Холмогорах, в Сюзме, Красногорской, Лопшенге, Коле, Пустозерске, Мезени и употребляются для разных промыслов по всему поморью. Они бывают палубные и беспалубные, с кормовыми каютами и без них, что зависит от величины карбаса, начинающейся с 18 и доходящей до 40 фут длины; а в ширину несколько меньше ¼ длины; глубина карбасов бывает от 2 ¾, до 5 фут, осадка в грузу от 1 ¾ — 2 ½ фут. Это самые распространённые суда между поморами, занимающимися рыбным и звериным промыслами на собственных судах, доступных их небогатым средствам, так как новый карбас обходится, смотря по величине, от 25 до 75 р. и не дороже 150 р. сер. и в состоянии прослужить до 10 и 15 лет. Строящиеся в различных местах карбасы, отличаются некоторыми весьма незначительными особенностями, но вообще кромки обшивных досок и самые доски скрепляются с набором вицею и гвоздями. Большие карбасы, поднимающие до 500 пудов грузу (ф. 85), имеют внутреннюю обшивку, особливо Холмогорские, отличающиеся особенной прочностью и одну, и две помпы. Корпус карбасов осмаливается внутри и снаружи, а надводная часть и мачты окрашиваются красной краской, кроме верхней части бортов покрываемых черной или зеленой красками: рангоут и оснастка состоят из двух мачт и бушприта носящих иногда рейковые, а иногда, шпринтовные паруса: мачты съёмные. Последние встречаются чаще на весновальных и приморских карбасах; первые получили свое название потому, что употребляются для весенних промыслов на морского зверя, за которым Пустозерцы, Мезенцы и особливо Самоеды, с запасом сушеной рыбы и хлеба, отправляются во льды Вайгацкого пролива и добираются даже до Новой Земли для промыслов на морских зверей. Карбасы эти походят внешностью на поморские, носят туже парусность, но не имеют полных палуб и не превышают 28 ф. в длину; ширины имеют 6 ф. и при 200 пудах груза сидят в воде до 2 ¾ фут. Для более удобного вытаскивания их на льдины, к днищам по обе стороны киля, приделываются полозья; карбасы ходят под парусами и на вёслах; последних бывает 6 и 8, а команды 3 и 4 человека; каждый гребёт двумя веслами. На больших карбасах якорь четырехлапый при 20—30 саж. каната не превышает 8 пудов, а на малых 3 — 5 пудовые. Приморский карбас (ф. 86.) еще меньше предыдущих, употребляется для прибрежных промыслов, о которых будет сказано ниже.
Эти суда поднимают один и два шпринтовных паруса на съёмных мачтах, и палуб не имеют. Последние два вида карбасов употребляются для перевозки почты, а также пассажиров и богомольцев на Соловецкие острова, идущих чрез Онегу и Кемь.
Боголюбов Н.История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2., стр. 484-486
Карбас (Финляндское: карвас — лодка), уменьш. Карбасок — гребное, парусное судно для речного и прибрежного морского плавания, длиною в 18—26 и более футов; сидят в воде, смотря по величине, 1—3 фута; грузу подымает до 2000 пудов. Большие карбасы, напр. Пустозерские и Мезенские, плавающие на Новую Землю, снабжаются и мачтами. Смотря по назначению, есть разного рода и разных названий карбасы: ездовой карбас — лёгкий, не грузовой, для небольших переездов; весновальный или креневой карбас —для весеннего (весновального) промысла на треску и морского зверя (ко дну его приделываются, для удобнейшего вытаскивания на берег или на лед, два, в виде полозьев, в равном расстоянии от килевой части, бруса, называемые: крень, крёнья; Двинской или Холмогорский карбас — самое крупное из речных этого рода судов (строятся на р. Емце, близь с. Емецка в Холм. у.); городской карбас — без палубы, подымающий грузу 600— 1000 пудов (строятся на р. Ваймуге у с. Прилуцкого и на Северной Двине у с. Хаврогорского в Холм. у.); поездной карбас или поездник — в роде длинной узкой лодки, употребляемый в Кем. у. при ловле семги поездом; торосной карбас —с таким же приспособлением, как креновой (употребляется для зимних переездов между г. Кемью и Соловецким монастырем, при чем иногда приходится перетаскивать его через преграждающие путь тороса); ловецкой карбас — употребляемый в Онежском заливе при ловле сельдей; ладенной или лодейной карбас — переделанный из ладьи; корневой, клячевой, заездной карбас — Двор - Огороженное сетями пространство в море для ловли белух обмётными неводам и (составной из многих сетей ставной невод). Осведомившись о месте появления белух, промышленники отправляются туда с соответственным числом карбасов, в которых везут ставные неводы, и, окружая осторожно, чтобы не спугнуть зверя, данную местность, обставляют ее со всех сторон неводами как бы стеною. Обходить таким образом местность карбасами и обставлять ее неводами называется: сдваривать, а обход — сдваривание. Когда начинается сдваривание, два средних карбаса, называемые корневыми карбасами, сблизившись между собою, остаются несколько назади, между тем как остальные карбасы продолжают обходное движение, подаваясь справа и слева вперед; из числа их два крайних карбаса, т. е. по одному с той и с другой стороны, называются: клячевой или заездной карбас и, как руководящие всем делом сдваривания, управляются самыми опытными промышленниками; обязанной карбас — обязательно содержимый на обывательских почтовых станциях в некоторых поморских местностях, где летом не бывает сухопутного сообщения.
Подвысоцкий Ал. Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. - Санкт-Петербург: Императорская Академия Наук, 1885., стр. 63
Весновальный карбас—гребное, парусное судно для весенняго промысла трески и морского зверя, к чему г. Подвысоцкий прибавляет: „ко дну его приделываются, для удобнейшаго вытаскивания па берег или на лед, два в виде полозьев, в равном разстоянии от килевой части, бруса, называемые крен, креня“.
Грот Я. К.Труды Грота Я. К. Филологические изыскания (1852-1892) [Book]. - Санкт-Петербург : Типография Министерства Путей Сообщения, 1899. - Т. II., стр. 120
Карбас или корабс — тип речных и морских (поморских) судов Беломорского бассейна. Различают два типа: а) северодвинский, строящийся на реках Архангельской губ., а также в Холмогорах — холмогорский К. с казенкой (помещение для рабочих на корме) — Коле, Мезени, Пустозерске; по всему Поморью — поморский, или весновальный К., длиною 4,2-14,0 саж. и шириною 1,0-2,7 саж. (ширина всегда менее ¼ длины), при осадке без груза 1,0-3,5 и с грузом 3,0-7,0 четв. арш.; поднимает груза 200-9000 пд., требуя 2-9 рабочих. К. ходят на веслах (10) и под парусами (2 четырехугольные), употребляются при весенних промыслах на морских зверей и для перевозки угля, дров, булыжного камня, смолы, извести и алебастра, б) онежский — плавающий по р. Онеге, длиною 3,8-9,5 с. и шириной 1-2 саж., при осадке без груза 0,8-1,5 и с грузом 4-6 четв. арш.; поднимает грузу 1000-3825 пд.; требует 2-8 рабочих. Употребляется в рыбных промыслах и при речных судах для перевозки людей на берег, завоза якорей и т. п. В десятилетие (1878-1888 гг.) построено в Новгородской (по Белому озеру и его притокам) и Вологодской губ. (по р. Лузе и разным местам Онеги), всего 182, в Архангельской же губ. в 10-летие (1881-1891 гг.) выстроено — 1721. Схожи с К. по конструкции суда Беломорского же бассейна: бот, брам, плашкоут, тройник и шлюпка.
Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.. - [s.l.] : IDDK, 2002.
Карбас речной
Карбас речной считается лучшим перевозным на Двине судном как по свойству постройки, так и по добрым своим качествам, близко подходящим к прибрежным карбасам (ф. 86.); он хорошо слушает руля и ходит при боковых ветрах. Суда этого рода строятся по рекам Мезенского, Онежского (мало), Кемского, Кольского и Холмогорского уездов. Выходят иногда в море, не удаляясь от берегов. Холмогорские карбасы, считаются лучшими: тип их тот же что и поморских, почему и рисунок не прилагается. Длина карбасов от 21 до 35 фут и даже более, ширина около ¼ длины, а глубина 2 и 3 фута; грузу может поднять 140 и 460 пудов, осаживаюсь при этом на 1 и 2 фута. Кузов карбаса сшит вицей. Пазы прокладываются мхом и паклей. Мачт две с шпринтовными парусами, весел от 6 до 12. На холмогорских карбасах наибольших чем другие, в корме устраивается каюта для лоцмана. Промысел их состоит в перевозке угля, дров, булыжного камня, смолы, извести, алебастру. Такие карбасы обходятся в 25—50 р., только не в Онежском округе, где вследствие оскудения лесов, вывозимых английской компанией, крестьянину бывает иногда трудно раздобыться лесом, для того чтобы сколотить себе водяную посудину, да и стоимость леса сравнительно высокая.
Боголюбов Н.История корабля, общедоступное изложение судостроения и судоходства у всех прибрежных народов от древнейших времен до наших дней включительно. - Москва : Типография Л. Ф. Снегирева, 1880. - Т. 2., стр. 634
Поморский карбас
Поморский карбас бывает длиною до 40 фут., шириною до 7 фут., глубиною до 5 фут.; грузу поднимает до 500 пуд. и более, и углубляется до 2 1/2 фут.,- строится в г. Холмогорах, и по Летнему берегу Белего моря в деревнях: Сюзьме, Красногорской, Лопшенге и друг., из соснового и частью елового леса. Стоит с вооружением до 75 руб. сер., и служит 10—15 лет. Образование корпуса то же, что и y Холмогорского карбаса, разница в скреплении и вооружении, — первое бывает прочнее, кромки обшивных досок и сами доски с набором скрепляются вицею и гвоздями, и вообще все члены судна делаются толще. Есть палуба и внутренняя обшивка, которые, равно как и наружная обшивка в подводной части смолятся; надводная же часть и мачты красятся красною красной, кроме верхней части бортов, окрашиваемых всегда черною или зеленою краской. Мачт две: передняя ставится вплоть к голове стема, к которому и прикрепляется. На этой мачте поднимается прямой рейковый парус, называемый носовым. Немного позади средины судна ставится большая мачта, и поднимаемый на ней прямой рейковый парус называется большой. Есть бушприт, но без кливера. Вода из судна отливается двумя помпами. Якорь один—кошка, весом до 8 пуд., с пеньковым канатом, длиною не более 20 саж. Якорь поднимается из воды в ручную. Команды не более трёх человек. Суда этого рода употребляются жителями Летнего берега для перевоза в Архангельск сала, звериных кож, соли, моху и проч. При Поморском карбасе бывает одно гребное судно: Осиновка или Тройник.
Богославский П.А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном: 1-2 Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским. Морск. учен. ком., 1859-1863 — Санкт-Петербург : в типографии Морского министерства, 1859 г., стр. 48-49
Весновальный карбас
Весновальный карбас бывает длиною 28 фут., шириною 4 фут., глубиною 2 3/4 фут., и несколько более; грузу поднимает около 200 пуд. и углубляется на 1 3/4 фут - Строится в г. Холмогорах, Коле, ГІустозерске, Мезени и по всему Поморью, из соснового леса. Стоит около 26 руб. сер. и служит 10—15 лет. Весновальный карбас употребляетея при весенних промыслах на морских зверей. Для удобнейшего вытаскивания карбаса на льдины, к днищу его, по обе стороны киля, приделываются два деревянных полоза. Карбас имеет две мачты со шпринтовными парусами, от 6 — 8 весел и один дрек, весом в 5 пудов. Корпус шьется вицею; внутри и снаружи смолится. Вода из судна отливается плицею, т. е. лейкою на длинной рукоятке. Промышленники Пустозерцы, Мезенцы, преимущественно же Самоеды, с достаточным запасом сушеной рыбы и хлеба, пускаются на таких карбасах в льды Вайгацкого пролива и около Новой Земли, где занимаются промыслом морских зверей: тюленей, моржей и проч., a Поморцы по всему Белому морю промышляют серок (plocka осеапіса).
Богославский П.А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном: 1-2 Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским. Морск. учен. ком., 1859-1863 — Санкт-Петербург : в типографии Морского министерства, 1859 г., стр. 49-50