Сегодня день рождения отмечает бессменный председатель Следственного комитета России. Александру Бастрыкину исполнился 71 год. Несмотря на то, что он известен как главный по расследованиям, карьеру в силовых структурах он начал строить уже в зрелом возрасте. А вот молодость Бастрыкин посвятил преподаванию — и стал доктором наук. Его биография, казалось бы, изучена до дыр. Главный следователь — слишком публичная персона для того, чтобы иметь темные пятна на страницах жизни, но крутые виражи все же были.
Родился Александр Иванович в Пскове в семье рабочих и фронтовиков — участников Великой Отечественной войны. Отец будущего юриста Иван Ильич из кубанских казаков, был военно-морским офицером. Войну он прошел в составе боевых частей Северного флота. А его мать Евгения Антоновна была зенитчицей и воевала во составе боевых частей Краснознамённого Балтийского флота. Оба родителя Александра имели боевые награды.
Рассказывал Александр Иванович как-то, что его и благородный род ведет исчисление с XVI века.
В Пскове семья Бастрыкиных жила недолго — переехали в Ленинград. В старших классах Александр учился в литературной школе № 27 на Васильевском острове. Одноклассница Викторина Фирсова сохранила о нем такие воспоминания:
— Саша не был лидером, не был отличником, но учился хорошо, учителя его любили, даже самые строгие. Он всегда участвовал в спектаклях, играл на гитаре, любил Маяковского, Блока.
Пять выпускников из бастрыкинского класса поступили на юридический факультет Ленинградского университета. И только он один из всех сделал головокружительную карьеру.
Почему Бастрыкин решил пойти в юридический? Сам он в одном из интервью рассказал, что выбор ему помогла сделать соседка по коммуналке:
— Старушка "из бывших", как тогда говорили, дворянка, сказала мне: "Саша, профессия юриста — благородная профессия. Это очень хороший выбор".
Бастрыкин выбрал — и попал в точку. Он оказался в одной группе с Владимиром Путиным и был избран старостой. О проведенных в университете годах Александр Иванович позже отзывался положительно — называл их "интереснейшим временем".
В 1975 году Бастрыкин получил диплом специалиста. По распределению он попал в ленинградские органы внутренних дел, где сначала работал инспектором уголовного розыска, а затем следователем. А в 1977 году Бастрыкин вступил в ряды КПСС. Трех лет в органах хватило, чтобы осознать свое желание сменить род деятельности.
Преподавание
В 1978 году Бастрыкин вернулся в вуз. Сначала работал аспирантом юрфака ЛГУ на кафедре уголовного процесса и криминалистики. В 1980 году Бастрыкин защитил кандидатскую диссертацию на тему "Проблемы расследования уголовных дел с участием иностранных граждан".
В том же году он получил должность преподавателя на родной кафедре. Там он защитил уже докторскую диссертацию на тему "Проблемы взаимодействия норм внутригосударственного и международного права в сфере советского уголовного судопроизводства".
Вплоть до середины 90-х годов Бастрыкин преподавал в различных вузах на юридических кафедрах, не задерживаясь больше года-двух на одном месте. Писал книги, а в 1996 году ненадолго вернулся к службе — на протяжении двух лет он проработает помощником командующего войсками Северо-Западного округа внутренних войск МВД по правовой работе — начальником правового управления округа.
В 1998 году Бастрыкин вновь занялся научной деятельностью — в последний раз. До 2001 года он возглавлял Северо-Западный филиал Российской правовой академии Минюста России. А затем отправился строить карьеру в силовых структурах.
Служба в органах
В 2001 году 48-летний Бастрыкин возглавил главное управление Минюста по Северо-Западному федеральному округу. Спустя пять лет он перешел на работу в МВД и стал начальником главного управления Министерства по Центральному федеральному округу, но уже через три месяца получил новую должность — он стал заместителем генерального прокурора России Юрия Чайки. Ключевой обязанностью бывшего профессора стал надзор за расследованием уголовных дел.
В мае 2007 года президент России Владимир Путин подписал закон о создании новой структуры — Следственного комитета при прокуратуре. Его главой должен был стать первый заместитель генпрокурора, однако назначать руководителя структуры должен был Совет Федерации по представлению президента — так что новая организация оказалась от прокуратуры независимой. В июне того же года Совфед одобрил кандидатуру Бастрыкина на пост председателя СК.
По задумке Следственный комитет должен был заниматься собственно следствием, а вот надзор за ним и представительство стороны обвинения в суде по-прежнему оставались в зоне ответственности прокуратуры.
В 2010 году СК стал самостоятельным ведомством и окончательно вышел из структур Генпрокуратуры — такой указ подписал президент России Дмитрий Медведев. Бастрыкин свой пост сохранил — его вновь назначили председателем. Эту должность он занимает и по сегодняшний день.
Громкие расследования под лупой Бастрыкина
В феврале 2008 года произошло заказное убийство прокурора Саратовской области Евгения Григорьева. Его расследование лично возглавил Александр Бастрыкин. Дело раскрыли за три недели.
Расследовал события так называемой пятидневной войны в Южной Осетии, где сам провел три недели. Позже материалы дела передали в Международный суд в Гааге.
В ноябре 2009 года в Тверской области подорвали поезд "Невский экспресс". Через 17 с половиной часов на месте крушения прогремел второй взрыв — когда там находился Александр Бастрыкин. Он получил контузию и черепно-мозговую травму. Виновников теракта осудили через три года.
Бастрыкин руководил деятельностью бригады по расследованию преступлений Владимира Барсукова (Кумарина) — лидера Тамбовской ОПГ. Его посадили на 20 с лишним лет.
Также Бастрыкин руководил расследованием массового убийства в станице Кущевской Краснодарского края в 2010 году.
Не менее долгим и сложным было дело "Тольяттиазота", возбужденное в 2012 г. Из-за чрезвычайной общественной важности оно с самого начала находилось под личным контролем Бастрыкина. На протяжении двух десятков лет совершались крупные хищения активов предприятия, а денежные средства выводились за рубеж, что представляло угрозу экономической деятельности. Следователи совместно с оперативными подразделениями установили, что к этому причастны участники преступного сообщества, действовавшего с 1997 по 2018 год, в состав которого входили руководители предприятия и иные лица, в том числе иностранцы.
Александр Иванович вел и следствие украинской летчицы Надежды Савченко, которую в 2014 году обвинили в преступлениях во время боевых действий в Донбассе. В 2016 году ее помиловал президент Владимир Путин.
Еще одно громкое дело, упомянутое Бастрыкиным, — коррупционные преступления экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова. Его история примечательна тем, что российским правоохранительным органам удалось добиться экстрадиции Кузнецова из Франции, компенсировать нанесенный им ущерб в 13 миллиардов рублей, а сам он в конце концов признал свою вину. Басманный районный суд Москвы приговорил Кузнецова к 14 годам колонии.
Также контролировал расследование по делу бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, приговоренного в итоге к 22 годам тюрьмы за организацию убийства и покушения.
Мем с Бастрыкиным
В 2019 году возник, по сути, первый и единственный мем с главным следователем страны. Тогда в Сети появились кадры с его встречи со студентами Всероссийского госуниверситета юстиции, во время которой он смотрел на экран ноутбука через лупу. Эта запись рассмешила пользователей сети. Бастрыкин же отметил, что это крайне полезный способ для раскрытия преступлений.
— Что такое мэм, молодежь? Мэм? Виртуальный мэм? Я почему принес: в интернете можете посмотреть "Бастрыкин мэм", "Бастрыкин лупа". Я, оказывается, создал этой лупой мэм, — говорил он позже.
Взгляды Александра Ивановича
Именно Бастрыкин еще в 2009 году впервые громко заявил о распространении мигрантской преступности и коррумпированности чиновников в этой сфере. По сей день он не позволяет закрывать многочисленные уголовные дела против представителей диаспор под надуманными предлогами, а на деле - за взятку.
В 2015 году глава следкома предложил устранить из Конституции положения о приоритете международного права над внутригосударственным. Позже эта поправка вошла в обновленный основной закон страны.
Также Бастрыкин неоднократно высказывался за возврат смертной казни.
— Либералы начинают рассуждать: нужна смертная казнь — не нужна, что выше, что лучше, что по-христиански, что не по-христиански. Я лично выступаю за смертную казнь, прежде всего как человек. Я полагаю, что людям, которые совершают такие тяжкие преступления, не место на земле, — говорил он в 2015 году.
Александр Иванович помимо прочего не согласен с принципом подбора присяжных только из обычных граждан. Считает, что в состав жюри должны входить профессионалы, поскольку юридические науки "познают годами", а "доверять сложнейший процесс судопроизводства людям с улицы" не стоит.
Личная жизнь
Личная жизнь Александра Ивановича на фоне профессиональной чаще остается в тени. Известно, что в первый брак он вступил в 1981 году. Наталья Николаевна Бастрыкина (в девичестве Кузнецова) училась с ним в ЛГУ на одном факультете. Супруги развелись в 1988 году, сохранив приятельские отношения.
Вместе со второй женой Ольгой Ивановной Александровой Бастрыкин воспитал двоих детей. Она коллега мужа в области юридических наук, руководит Всероссийским государственным университетом юстиции.
Евгений Бастрыкин, сын генерала юстиции, также успешно строит карьеру на государственной службе.
Громкие скандалы
За годы службы Александр Иванович нажил немало недругов. Пожалуй, с момента отделения СКР от прокуратуры в 2011 году началось противостояние Бастрыкина и генпрокурора Чайки. Следком возбудил уголовные дела против подмосковных прокуроров, крышевавших подпольные казино — громкий процесс получил название "игорного дела". Подчиненные Бастрыкина почти добрались до близких родственников Чайки, однако президент Дмитрий Медведев примирил стороны и не дал делу раскрутиться.
Официально власти обосновали разделение двух ведомств потребностью в независимом следствии, и громкие дела против прокуроров должны были подтвердить и закрепить эту независимость. Фактически же все вылилось в затяжной конфликт следователей с надзирающими за ними прокурорами. Причем одна сторона била по оппоненту громкими уголовными делами о коррупции, а другая выступала в публичном поле.
За три года до этого – 2 июля 2008 года в газете "Московский комсомолец" вышла статья депутата Госдумы Александра Хинштейна. Парламентарий утверждал, что Бастрыкин является соучредителем компании LAW Bohemia и занимается риелторским бизнесом в Чехии. Депутат акцентировал внимание на том, что, будучи государственным служащим, Бастрыкин не может заниматься никакой предпринимательской деятельностью. Свою статью Хинштейн просил считать "официальным депутатским запросом к президенту России, директору ФСБ и генеральному прокурору и основанием для проведения проверки всех изложенных в ней фактов"
— Чтобы раз и навсегда развеять всяческие слухи, заявляю официально, что ни я, ни члены моей семьи никогда не занимались предпринимательской деятельностью ни в России, ни за рубежом. Распространенная в СМИ информация не соответствует действительности, а проще говоря, является грубой ложью и вводит читателей в заблуждение, — заявил тогда Бастрыкин в интервью "Аргументам и Фактам".
5 июля 2012 года, на объединенной коллегии СК России в Санкт-Петербурге, Бастрыкин, не стесняясь в выражениях, отчитал руководителя управления СК России по Кировской области за необоснованное прекращение дела "Кировлеса" против Алексея Навального. После этого следствие, которое было прекращено за отсутствием состава преступления, было возобновлено и весной 2013 года передано в Генеральную прокуратуру, а затем в суд, который приговорил оппозиционера за мошенничество на пять лет условно, а также на 3,5 года условно по делу "Ив Роше".
26 июля 2012 года Алексей Навальный опубликовал документы, на основании которых сделал вывод о том, что Бастрыкин получил вид на жительство в Чехии, имел там недвижимость и являлся иностранным агентом ряда иностранных государств. Александр Иванович в интервью "Известиям" утверждал, что у него имеется только виза в Чехию, вида на жительство у него нет. Покупку квартиры в Праге в 1998 году, до возвращения на госслужбу, Бастрыкин объяснил тем, что в конце 1990-х годов планировал работать по научно-педагогической линии в Европе.
А июне 2012 года ныне иноагент Дмитрий Муратов утверждал, что Бастрыкин угрожал журналисту "Новой газеты"* Сергею Соколову после публикации статьи о приговоре Сергею Цеповязу – главарю вышеупомянутой Кущевской банды. Через несколько дней глава следкома встретился с главредами российских СМИ и подтвердил, что действительно встречался с Соколовым на совещании в Нальчике, но отрицал угрозы в адрес журналиста. Конфликт закончился примирением сторон.
В июне 2014 продолжение получил конфликт с депутатом Хинштейном. Тогда СМИ сообщали, что чиновник стал виновником десятиминутной задержки самолета, в котором позже "устроил дебош", угрожая бортпроводникам. Позже стало известно, что СК проводит процессуальную проверку этой информации.
Сам Хинштейн тогда от комментариев отказался, однако написал в своем Твиттере следующее: "Продолжается раскрутка эпизода 2-х недельной давности о моем полете из Минвод. СКР готовит общественное мнение, чтобы потом возбудить уголовное дело".
По словам депутата, Бастрыкин пытался "заткнуть рот" народному избраннику, являющемуся "одним из основных оппонентов и критиков работы СКР с момента создания ведомства".
В начале июня этого года инфополе взорвала небольшая словесная дуэль между главой СК и спикером Государственной думы Вячеславом Володиным. Все началось с того, что во время юридического форума Александр Бастрыкин назвал Госдуму "госдурой", цитируя комментарии из сети, в контексте вопроса о законодательном регулировании миграционных вопросов. Точнее – о фатальном отставании регулирования от запросов времени и остроты положения дел с мигрантами.
На реплику Бастрыкина Володин отреагировал не менее резко. Заявил, что поскольку депутаты избраны гражданами, то главный следователь оскорбил народ.
Вообще политики довольно часто цепляются к словам генерала юстиции. Недавно его короткой фразой оскорбился глава Чечни. Слова "террористы-исламисты" вывели Кадырова на эмоции настолько, что в своем телеграм-канале он взялся поучать Бастрыкина:
— Многократно говорил и еще раз подчеркиваю, что мусульмане не совершали и не совершают террористические акты. При этом очень надеюсь, что Александр Бастрыкин впредь не будет сравнивать Ислам с террором. Ни одна религия не говорит своим последователям заниматься убийствами невинных людей и устраивать жестокую кровавую резню. Не стоит путать религии с сумасбродными идеями оголтелых фанатиков и шайтанов, которые могут называть себя как угодно, но ни в коей степени не имеют отношения к священным писаниям, будь то Библия, Коран или Тора.
Однако Бастрыкин просто указал на факт, касающийся исполнителей терактов в Дагестане и захватчиков ростовской колонии. Атаку в обоих случаях совершили религиозные фанатики, радикальные исламисты — ваххабиты.
Много внимания было приковано в прошлом месяце и к спору Александра Ивановича с министром внутренних дел Колокольцевым. Бастрыкин говорит, что количество преступлений, совершаемых гастарбайтерами, растет, причем сильно – почти на треть. А Колокольцев внезапно уверяет, что оно снизилось на 8%.
В чем нюанс: цифры, которые озвучивает глава следкома, полностью бьются с цифрами, которые еще недавно называл… сам же Колокольцев. На протяжении последних трех лет глава МВД сам озвучивал очень похожие данные: 2021 год – рост 6%, 2022 год – рост 10%, и вдруг 2023 год – снижение аж на 8% — верится с трудом.
Позицию Колокольцева легко понять: он – заинтересованное лицо. Работу с мигрантами сейчас ведет именно его ведомство, и если цифры будут высокие, то это будет напрямую означать, что МВД не справляется с ситуацией, причем ни как служба, модерирующая поток мигрантов, ни как орган, отвечающий за борьбу с преступностью.
Не менее важный момент заключается и в том, что Следственный комитет и МВД занимаются разными преступлениями. Все тяжкое как раз и попадает в СК, и скрыть это Колокольцев никак не в силах. Но зато в рамках ведомства он способны влиять на регистрацию каких-то мелких нарушений, связанных с миграционным законодательством. А поскольку мелких преступлений всегда больше, то можно какую угодно статистику нарисовать – в том числе и снижение на 8%.
А в целом – мы, конечно, имеем явную борьбу двух ведомств. При этом именно Бастрыкин последние год-полтора активно занимается всеми резонансными преступлениями среди мигрантов, и уже насмотрелся на то, как часто в полиции "не замечают" выходки мигрантов и диаспор.
Что ж, несмотря на все вышеперечисленные склоки, Александру Ивановичу удалось усидеть на своем месте. Надеемся, что кресло главного следователя он будет занимать вплоть до того момента, пока не найдет себе достойного приемника.
* признана в России иноагентом.