Для начала давайте разберём что такое ISO 9001 и для чего нужна его разработка и внедрение на предприятии.
Семейство ISO 9000 состоит из самого известного в мире стандарта систем менеджмента качества (СМК) ISO 9001, а также набора вспомогательных стандартов по управлению качеством.
ISO 9001 - это признанный во всем мире стандарт управления качеством. Он помогает организациям всех размеров и отраслей улучшать свою работу, соответствовать ожиданиям клиентов и демонстрировать свою приверженность качеству. Его требования определяют порядок создания, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества (СМК).
Внедрение стандарта ISO 9001 означает, что в вашей организации применяются эффективные процессы и обучен персонал, что позволяет раз за разом поставлять безупречную продукцию или услуги.
Почему стандарт ISO 9001 важен?
Стандарт ISO 9001, на который выдано более миллиона сертификатов организациям в 189 странах, является самым распространенным в мире стандартом управления качеством. Это единственный стандарт из семейства ISO 9000, на соответствие которому можно получить сертификат (хотя это и не является обязательным условием).
Преимущества для бизнеса включают:
- Доверие клиентов: Стандарт гарантирует наличие в организациях надежных процессов контроля качества, что ведет к повышению доверия и удовлетворенности клиентов.
- Эффективное разрешение жалоб: Стандарт ISO 9001 предлагает рекомендации по эффективному разрешению жалоб клиентов, способствуя своевременному и удовлетворительному решению проблем.
- Совершенствование процессов: Стандарт помогает выявлять и устранять неэффективные процессы, сокращать отходы, оптимизировать операции и способствовать принятию обоснованных решений, что приводит к снижению затрат и улучшению результатов.
- Постоянная оптимизация: Регулярные аудиты и проверки, предусмотренные стандартом ISO 9001, позволяют организациям постоянно совершенствовать свои системы менеджмента качества, сохранять конкурентоспособность и добиваться успеха в долгосрочной перспективе.
Кто должен использовать стандарт ISO 9001?
Стандарт ISO 9001 может использовать любая организация, желающая улучшить свою систему менеджмента качества, выполнять требования заказчика и действующих законодательных и нормативных актов, а также повысить удовлетворенность клиентов. Он подходит для организаций любого размера и применяется во всех отраслях, включая производство, сферу услуг, здравоохранение, образование, государственные и некоммерческие организации. Стандарт ISO 9001 может также использоваться органами по сертификации или другими третьими сторонами для оценки соответствия организации данному международному стандарту.
Применение стандарта ISO 9001 в различных отраслях
В ИСО имеется ряд стандартов по системам менеджмента качества, которые были разработаны на основе ISO 9001 и адаптированы к конкретным секторам промышленности. Это следующие стандарты:
- ИСО 13485:2016. Медицинские изделия — Системы менеджмента качества — Требования для целей регулирования
- ИСО/ТС 54001:2019. Системы управления качеством. Частные требования по применению ISO 9001:2015 для избирательных организаций на всех уровнях власти
- ИСО 18091:2019. Системы менеджмента качества — Руководство по применению ISO 9001 в органах местного самоуправления
- ИСО 22163:2023. Железнодорожные приложения — Система менеджмента качества на железнодорожном транспорте — ISO 9001:2015 и особые требования к применению в железнодорожном секторе
- ИСО 29001:2020. Нефтяная, нефтехимическая и газовая промышленность — Отраслевые системы управления качеством — Требования к организациям, поставляющим продукцию и услуги
- ИСО/МЭК/IEEE 90003:2018. Программная инженерия — Руководство по применению ISO 9001:2015 к компьютерному программному обеспечению
Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или есть желание получить консультацию по созданию и внедрению системы менеджмента качества на основании ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в вашей организации смело обращайтесь по контактам в профиле.