То, что вы сейчас прочтёте, – взгляд с другого берега. Взгляд русского человека, живущего в Евросоюзе.
Многие российские патриоты требуют от Путина стать более эмоциональным. Хотят, чтобы он громко провозгласил «Вставай, страна огромная!» или «Всё для фронта, все для победы!». Чтобы весь народ, а не только его активная, пассионарная часть, был вовлечён в военное противостояние, навязанное России. Такие требования особенно усилились после вторжения ВСУ в Курскую область.
Никого не хочу оспаривать, но предлагаю с пониманием отнестись к политике российского руководства.
Привести народ в состояние патриотической экзальтации не так уж и сложно. Для этого разработаны специальные технологии. Да и без технологий, исключительно на личной харизме, многие политики 19-20 вв. добивались впечатляющих результатов. Только вот последствия порой бывали плачевными.
Энтузиазм пассионариев и энтузиазм масс – две большие разницы. Энтузиазм пассионария ради достижения цели может длиться всю его жизнь. Энтузиазм масс – недолговечен, переменчив. Он быстро гаснет. Или перерождается в ненависть к тем, кто энтузиазм раздувал.
Вспомним длинные очереди в украинские военкоматы в 2022 году. Это не пропагандистское враньё, такие очереди действительно были. Украинские политики и СМИ умело взвинтили температуру патриотического кипения до максимальных величин.
А что сейчас? Позорная охота на людей, как на бродячих животных, чтобы отправить их на «мясо». Часть украинцев возненавидела своё государство. Не только те, кого ловят военкомы, но и их матери, жёны, дети. Это как тяжёлое утреннее похмелье после бурных возлияний.
Очереди в военкоматы, кстати, снова появились. Но теперь – для продления отсрочек.
В России сделали ставку на более спокойный патриотизм и материальное стимулирование добровольцев. И ставка себя оправдала. Да, в ней меньше театра и пафоса, зато есть гарантия внутренней стабильности российского общества.
Если вы почитаете западные СМИ, интервью и статьи западных политиков, то увидите, что военное поражение России уже почти не рассматривается как вариант. Расчёт делается на то, что страдания, связанные с войной, обрушат веру и терпение российских граждан. И руководству России придется гасить внутренний пожар, отказавшись от боевых действий.
Начавшаяся 110 лет назад в такие же летние дни Первая мировая война сопровождалась большим энтузиазмом населения и предвкушением быстрой победы. Менее, чем через три года войны, то же самое население громило полицейские участки и убивало офицеров, ненадевших красный бант.
Думаю, российское руководство учитывает и события отечественной истории, и опыт Украины, и свой опыт управления государством. И вероятно, пришло к выводу, что избыточная доза патриотизма может быть опасной для страны. Разумный баланс патриотизма и прагматизма – наилучшее решение.
Макс Литвинов специально для проекта @wargonzoya
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4817 7601 3171 9092