Найти тему

Универсальный показатель эффективности в доставке «Магнита»

Все посты о подработке в доставке "Магнита" в подборке:

Подработка в доставке "Магнита" | Записки маменькиного сынка | Дзен

Я все пытаюсь понять, как лучше оценить эффективность доставки для курьера. В прошлых статьях я выводил некие показатели эффективности, считал выручку и чистую прибыль, строил диаграмму по двум показателям, и казалось бы на этом можно остановиться, но не получается.

Диаграмма Ч.п./Т - Ч.п./В очень хорошо отражает реальный расклад по результативности нашей работы, но ее не всегда можно построить. Я ведь опираюсь на чистую прибыль, которую высчитываю с учетом расходов на бензин и амортизацию. Для автокурьера эти расходы очевидны и существенны, а вот как быть с оценкой эффективности вело/элвело или пешего курьера? Здесь амортизация и сопутствующие расходы не так очевидны и не так легко просчитываются. Попытаюсь ответить на этот вопрос, а заодно и выработать некий универсальный показатель, который позволит сравнивать доставку в различных статусах.

Ранее я уже приводил такие показатели как выручка в час (В/Т) и выручка на километр пройденного пути (В/Расст). Вернемся к этим показателям, и положим их в основу новой диаграммы для оценки эффективности доставки для курьера. Почему расчет будем вести именно по выручке? Это самый простой вариант без лишних заморочек. Размер выручки мы видим в приложении в конце слота, время слота мы тоже знаем. Чуть сложнее с расстоянием. Для автокурьера с этим проблем нет, у него есть одометр. Для вело и элвело, скорее всего, тоже есть свои одометры, а для пешего можно писать трек на всем протяжении слота или включить шагомер. Что хорошо так это то, что посчитать эти два показателя совсем несложно. Прямо после слота, на коленке, а цифры записать, чтобы потом можно было сравнивать.

Итак, у нас есть три величины: Выручка (В), Расстояние (Расст) и Время (Т). Теперь просто считаем два показателя и строим диаграмму В/Т-В/Расст, а также сравниваем ее с ранее построенной диаграммой Ч.п./Т - Ч.п./В (листайте галерею).

В целом диаграммы очень похожи. Да, точки легли несколько иначе. Да, «водораздел» гарантированной выплаты остался тем же, но при В/Т больше точек оказалось выше него, а для разных статусов этот «водораздел» будет на разном уровне.

Тем не менее, основные критерии остались прежними:

1. чем ближе точка к правому верхнему углу диаграммы, тем прибыльнее доставка для курьера;

2. чем ближе точки к гарантированной выплате и правой стороне графика, тем выгоднее стоять на «гарантии». Если точки ниже «водораздела» и ближе к левому нижнему углу, тем выгоднее лежать на диване (правда, за это вообще не платят, но об этом как-нибудь в другой раз).

Теперь попробую пояснить, как понимать эти два показателя.

Выручка за час (В/Т) – по идее она должна быть выше с ростом мобильности статуса. Хотя бы потому, что взятие и вручение у авто дороже. Если авто за час имеет такую же выручку, как пеший, то для авто это означает гораздо меньшую фактическую прибыль! Ему же еще и коня заправлять надо. Низкий показатель для всех статусов будет означать, в первую очередь, что было мало заказов и много простоя.

Выручка на километр (В/Расст) – и снова у авто этот показатель должен быть выше, чем у пешего. Просто из той логики, что он едет дальше, и оплата пройденного пути может доходить до трети в стоимости заказа. Но нужно понимать, что выручка должна расти с ростом оплачиваемого пробега, а увеличение пробега будет уменьшать величину этого показателя. Тем не менее, этот показатель очень хорошо показывает насколько эффективным был ваш пробег. Если показатель низкий, то это означает, что было много неоплачиваемых пробегов. И насколько я помню, стоимость километра одинакова для всех статусов, и тут я готов поспорить с идеологами магнит-доставки на этот счет. Поэтому авто должен выигрывать за счет оплачиваемого километража. Впрочем, нередки случаи, когда ты долго ехал до магазина, чтобы принести заказ в этот же или соседний дом, а то и вовсе этот заказ отменили.

Поскольку все эти показатели относительные, то их можно применять для любых времен года, статусов, зон и городов. Провести бы масштабное сравнение. У «Магнита» все эти данные есть, но вот кто будет выкладывать их на всеобщее обозрение. Поэтому пока сравниваю с самим собой, а ваши показатели жду в комментариях)))