Детский церебральный паралич (ДЦП) — это серьезное неврологическое расстройство, которое затрагивает различные аспекты двигательных функций, в том числе такие жизненно важные процессы, как жевание, глотание и речеобразование.
В связи с этим метод Нейрологопедии стал особенно востребованным среди реабилитологов, работающих с маленькими пациентами. Нейрологопедия эффективно решает проблемы пациентов с проблемами речи (в том числе при ДЦП), дисфункциями глотания, жевания, зрения и слуха, окклюзии зубов и прикуса, нарушениями осанки. В этой статье рассмотрим, как техники нейрологопедии помогают детям с ДЦП и приведем примеры успешных клинических случаев.
Принципы нейрологопедии для восстановления функций языка и речи
Метод Нейрологопедии направлен на комплексное воздействие на нервную систему, мускулатуру и когнитивные процессы, связанные с речевой и оральной моторикой. Основные принципы включают:
Укрепление мышц языка, щек и губ: Специальные упражнения помогают детям развить силу и координацию мышц, задействованных в жевании и глотании.
Развитие моторики оральной полости: Включает упражнения на улучшение подвижности и контроля над движениями языка, которые необходимы для правильного формирования звуков и эффективного жевания.
Стимуляция речевых центров мозга: Занятия направлены на активацию и развитие речевых центров, что способствует улучшению артикуляции и способности к общению.
Рассмотрим клинические случаи успешной реабилитации
Случай 1: Восстановление функции глотания
В исследовании, опубликованном в журнале Developmental Medicine & Child Neurology, описан случай девочки, 4 лет, с диагнозом спастическая квадриплегия (одна из форм ДЦП). Она имела серьезные проблемы с глотанием, что создавало риск аспирации и ограничивало её питание до жидкой диеты. После 8 месяцев работы по методу Нейрологопедии, включавшей упражнения на укрепление мышц глотки и языка, а также тренировки координации дыхания и глотания, девочка смогла перейти на мягкую пищу и постепенно расширить свой рацион. Родители отметили значительное улучшение качества жизни ребенка .
Случай 2: Улучшение жевательной функции
Мальчик, 5 лет, с диагнозом ДЦП и дизартрия (нарушение речевой моторики), имел трудности с жеванием твердой пищи из-за слабости жевательных мышц и плохой координации движений языка. В отчете, представленном на конференции International Conference on Cerebral Palsy and other Childhood-onset Disabilities, описывается, как программа реабилитации по методу Нейрологопедии включала ежедневные упражнения для развития мышечной силы и координации движений языка и челюсти. Через 6 месяцев занятий мальчик начал справляться с жеванием более сложной пищи, а также улучшил свою способность произносить звуки, что положительно сказалось на его речи .
Случай 3: Восстановление речевых функций
В исследовании, опубликованном в журнале Pediatric Rehabilitation, описан случай мальчика, 6 лет, с диагнозом ДЦП и анартрия (полное отсутствие речи), который не мог говорить из-за серьезных нарушений в развитии речевых мышц. Реабилитация по методу Нейрологопедии включала интенсивную работу над артикуляционной моторикой и развитие речевого дыхания. Спустя год регулярных занятий ребенок начал произносить отдельные звуки, которые постепенно преобразовались в простые слова и фразы. Это позволило ему начать лучше общаться с окружающими и улучшило его социальную адаптацию .
Получите больше знаний от экспертов МАМР
Хотите узнать о том, как нейрологопедия помогает маленьким пациентам и расширяет возможности реабилитолога? Смотрите выпуск с преподавателем Международной Академии Медицинской Реабилитации Властой Сбаромирской – “От ученика до эксперта в нейрологопедии”.
Становитесь участником предстоящего вебинара по нейрологопедии и узнайте профессиональные секреты наших экспертов. Заполняйте анкету предзаписи на вебинар и бронируйте место на обучении по ссылке - https://clck.ru/3CsQdD