Деревянная архитектура - это Сердце Томска - большое, оно уютно раскинулось по разным уголкам города.
Усадьба купца второй гильдии Леонида Желябо - одна из культовых достопримечательностей Красноармейской улицы. Разрешение на строительство бывшему унтер-офицеру было выдано в 1896 году. Постройка состоит из четырех зданий и хозяйственных объектов. "Дом с Жар-птицами" - свадебный подарок купца дочери Варваре, был возведен в 1903 году. Именно это здание из всего комплекса попало на эмблему к 400-летию Томска. С 1974 года усадебный комплекс отнесен к памятникам архитектуры федерального значения.
Самый красивый дом улицы Дзержинского построен в 1892 году. Многие томичи могли видеть знаменитую веранду дома на обложке книги "Деревянная архитектура Томска" за 1987 год. Известно здание благодаря жившему в нем писателю-этнографу Василию Анучину, автору повести "По горам и лесам". Архитектор дома не установлен, изначально здание было памятником архитектуры федерального значения. Но в начале 90-х оно было разрушено, и после восстановления его "понизили" до памятника регионального значения. Сегодня в доме располагается медицинский центр "Медиа-Дюны".
Здание построено архитектором Станиславом Хомичем в 1904 году, до отъезда из Томска здесь жила его семья. По легенде, дом стал источником вдохновения для создателя сказки об Изумрудном городе Александра Волкова - в студенческие годы писатель жил в Томске, свое первое стихотворение опубликовал в местной газете. В тот период городские крыши и заборы красили в зеленый цвет. Некоторые считают, что на обложке книги Волкова находится именно бывший особняк архитектора Хомича. Дом специалисты по деревянному зодчеству считают самым богато украшенным в Томске.
Здание - типичный доходный дом. В нем жил известный томский художник Вадим Мизеров, располагалась типография Усачева и Ливена. Подобные многоквартирные жилые дома сдавались в аренду. В Томске тенденция появилась к концу XIX века, а в европейских странах так делали с начала столетия. В России дома принадлежали купечеству, богатым архитекторам или различным организациям: учебным заведениям, вузам, приютам, монастырям. Окупались дома долго, но позволяли получать стабильный доход.
Дом построили для персонала Томской окружной психиатрической лечебницы. Автор проекта - Андрей Лангер, достроивший комплекс за Яковым Кривцовым в 1910-х годах. Работу принимал лично премьер - министр Столыпин.Первый врач больницы был сторонником трудовой терапии. Лечебница имела собственную сельскохозяйственную коммуну "Надежда" с пасекой, производством масла и сыроварней. На территории больницы находились мастерские; сапожная, швейная, портняжная, гончарная, столярная и другие. Работа чередовалась с молитвами, общением с священниками и специалистами.
В 1909 году Андрей Крячков, уже восемь лет работавший в Томске архитектором и инженером, начал строить особняк для своей семьи. По словам старшего научного сотрудника музея Людмилы Исаевой, Крячкова вдохновило на постройку особняка путешествие в Европу вместе с архитектором Викентием Оржешко. В архитектурном стиле последнего также после поездки стала проявляться склонность к модерну, отход от эклектики. В 1995 году дом Крячкова признали памятником архитектуры федерального значения. Сегодня в здании располагается Музей деревянного зодчества.
Дом построен в 1901 году известным в городе врачом и политическим деятелем Александром Грациановым - одним из первых выпускников медицинского факультета Томского университета. Во флигеле до революции 1917 года размещалась подпольная типография Кирова. После пожара в 2006 году было принято решение о реставрации здания. Реконструкторы постарались сохранить тот его вид, который был при Грацианове. Но в интерьере ничего не сохранилось, не осталось и личных вещей Грацианова. Сейчас этот адрес известен как Дом приема гостей областной администрации.
Дом построился в 1917 году для учителя Быстржицкого. Автор проекта - томский архитектор Викентий Оржешко. Здание - нетипичный пример даже для модерна. Главные его детали - драконы или лошади на крыше. Томичи часто называют его "Дом с драконами". Существуют две версии, по одной - образом дома послужила старейшая каркасная церковь в норвежском Боргунне. Другая версия предполагает, что архитектор, знаменитый с китайской культурой, запечатлел на здании год Дракона, в который был основан Томск, так как старался успеть к 300-летию города.