Найти в Дзене
Время перемен

Думаете двухэтажные вагоны – это новинка РЖД? Рассказываю о содержании и комфорте первых вагонов в России.

Оглавление

Совсем недавно на международной выставке-форуме «Россия» РЖД презентовала новейший двухэтажный вагон поезда. Внутри было очень красиво и современно: и мягкие сиденья, и сейф в купе, и бар, и даже ресторан на втором этаже, где было очень уютно. Нам показали сам вагон и угостили вкусным чаем с шоколадом.

Вообще в поезде ездить приходится часто, раз в 1-2 месяца ездим к родителям. В студенческое время часто ездили в Москву на различные конкурсы. И сразу, кстати, была заметна разница: если в Москву из Уфы в 2008-2010 годах современные на тот момент вагоны были уже с биотуалетами, то со столицы региона в малый город старые вагоны с гравитационными туалетами ездили вплоть до зимы этого года.
Двухэтажный вагон - справа, вагон-бистро-слева
Двухэтажный вагон - справа, вагон-бистро-слева

И в этот момент, когда тебе приходится терпеть пока туалет откроют, конечно, очень напрягает, особенно ночью, когда ты встаешь и идешь в том направлении, а оказывается он уже закрыть, потому что либо на подъезде к населенному пункту, либо только отъезжаем.

И самое нелюбимое было, когда конечная станция рано утром, в часов 5-6, туалеты закрывают примерно за час, соответственно, вставать нужно за 1,5-2 часа раньше, дабы выстоять длиннющую очередь.

Интересно, а какие вагоны были раньше, наверное, там не было даже отопления, не говоря о каких-то других удобствах.

Первую железную дорогу в России построили в 1836 году и называлась она Царскосельской железной дорогой, длина дороги составляла всего 26 км, начиналась в Санкт-Петербурге и вела к Царскому Селу.

А первые вагоны были, по сути, аналогом карет. Они не отапливались и были без туалета. Но если мы говорим о дороге в 26 км это еще ничего, однако эти же вагоны позже пускали и на дальние расстояния по Петербургско-Московской дороге 650 км длиной.

По воспоминаниям композитора М.Г. Мусоргского, были случаи и смерти пассажиров из-за обморожения в таком вагоне, в частности, он помнит женщину, которая настолько замерзла, что к конечной станции прибыла уже умершей, сам композитор тогда сильно замерз, было 35 градусов мороза.

Отопление было только для пассажиров первого класса и только за отдельную плату. «Вагонная прислуга», как раньше звали проводников, на отдельных жаровнях жгли дрова и кирпичи, затем их клали в железные ящики и подносили пассажирам, те ставили эти «обогреватели» под ноги или под свое сиденье.

Вагоностроение как отрасль же появилась в России в 1840-х годах, когда Александровский литейно-механический завод в Санкт-Петербурге был выделен именно под строительство вагонов.

Первые вагоны по американской модели.
Первые вагоны по американской модели.

Первые вагоны, созданные в механическом заводе были сделаны по модели американских вагонов, среди основных недостатков выделяли то, что вагоны были низкими, от того неудобными, а двери открывались на распашку, что было неудобно, особенно зимой – еле набранное тепло в вагоне моментально терялось.

Также такие вагоны были четырехосными и от того тяжелыми. Всего было выпущено 1794 вагонов такого типа и использовались они до конца XIX века, причем «доживали» свой век на Дальнем Востоке и Сибири.

Следующая модернизация вагонов в включала раздвижные двери, две оси и сравнительно высокие потолки в вагонах. В 1870-х годах было введено печное отопление в вагонах, затем оно заменено на паровое отопление.

Тарифы на поезду в зависимости от типа вагона
Тарифы на поезду в зависимости от типа вагона
  • Позже появились весьма удобные вагоны-«берлинки», то есть первого класса, где были уже мягкие кресла с подлокотниками на 8 пассажиров в отделении.
  • Вагоны второго класса вмещало больше пассажиров, в третьем классе – пассажиры вмещались теснее, на жесткой скамье сидели по 6 человек, итого в отделении – 12.
  • А вот в вагонах четвертого класса не было ни скамеек, ни освещения, туда помещалось до 100 пассажиров. В темное время суток попутчики не могли разглядеть друг друга. Эта проблема была решена освещающими свечами.

Кроме «начинки» вагонов, сами вагоны отличались и внешне, первый класс вагонов имел синий цвет, второй класс – желтый, третий класс – темно-зеленый, а четвертый класс – серый. Также подписывался и класс вагона

Первые двухэтажные вагоны в России, в них переселяли людей из центра в Дальний Восток.
Первые двухэтажные вагоны в России, в них переселяли людей из центра в Дальний Восток.

Кто думает, что двухъярусные вагоны – это новинка сегодня, тот ошибается, поскольку первые такие вагоны были выпущены еще в дореволюционной России. Однако, такие вагоны использовались только для переселенцев на Дальний Восток, поэтому о комфорте не было и речи.

Удивительно, но были в дореволюционное время и вагоны-парикмахерские и вагоны-рестораны, даже были вагоны-церкви.

Так что нынешние вагоны, безусловно, намного удобнее, даже если сидишь и ждешь своей очереди в заветную дверь, согласны?