Дизайн-проект готов, вы получили альбом формата А3 и...и самое интересное только начинается. Да, с дизайн-проектом на руках делать ремонт проще, чем без него. Если вам попадутся более-менее толковые рабочие, они реализуют все по предоставленным чертежам с минимальными отступлениями от плана. Что потребуется от вас? Да самая мелочь:)
- Нанять рабочих. Т.е. связаться с разными компаниями, пригласить для составления сметы, опросить на предмет важных для вас нюансов, составить сравнительную таблицу и выбрать тех, с кем вы будете работать. Преисполниться надеждой и энтузиазмом.
- Выслушать экспертное мнение рабочих о ваших пожеланиях, о дизайн-проекте, о дизайнере и о том, что лучше сделать по-другому. Принять решение, делать ли по проекту или поддаться на уговоры строителя. До конца дня переживать, правильное ли решение приняли. Много гуглить.
- Выслушать экспертное мнение о выбранных отделочных материалах и мебели/сантехнике и принять или отклонить предложение закупить другие через строительную компанию. Много гуглить. Играть в экономиста и проиграть.
- Быть на связи с прорабом (или с каждым из специалистов отдельно) для решения возникающих вопросов. В любой момент рабочего дня вам могут позвонить и сообщить, что ванну доставили с царапиной на бортике. Отпроситься с работы и срочно ехать на объект. Рассмотреть царапину и обнаружить, что с ванной просто не сняли защитную пленку. Снять пленку, убедиться в отсутствии царапин. Уехать. Всю дорогу ворчать на потраченный впустую день.
- Закупить отделочные материалы и сантехнику. Самостоятельно связаться с магазинами, выяснить наличие и сроки доставки. Составить график доставок, согласовать его с планом ремонтных работ. Принять все доставленное, составить рекламацию, если приехала битая плитка. Узнать, что это была последняя партия на складе и новая будет только через 3 месяца. Заплакать. Успокоиться. Принять решение: ждать или искать альтернативу. Повторить все сначала.
- Периодически наведываться на стройку, чтобы пройтись по пыльной квартире со строгим видом. Спросить, почему сделали не по проекту. Получить не очень понятный ответ на профессиональном языке, но на всякий случай кивнуть с умным видом. Постараться не психануть.
- Поехать в мебельные салоны, заказать шкафы и кухню. Выбрать материалы, согласовать сроки. Дождаться доставки. Дождаться установки. Найти скол на столешнице. Составить рекламацию. Узнать, что столешница будет только через 3 месяца. Согласиться на другую не глядя, просто потому, что она в наличии.
- Въехать в полупустую готовую квартиру. Осмотреть результат. Краем сознания вспомнить, что первоначальное сочетание оттенков должно было быть другим, боковым зрением заметить криво прикрученную розетку, отогнать мысли о том, что раскладка плитки в санузле не укладывается в задуманный рисунок. Смириться. Заказать клининг.
Вот видите, все не очень страшно:)
Ну ладно, я немного иронизирую. На самом деле пунктов гораздо больше и их суть сводится к одному: на протяжении всего ремонта вам не удастся толком отдохнуть. Конечно, если вы очень флегматичный человек, вы можете отдать ключи прорабу, отдать проект и вернуться только после окончания всех работ. Но в этом случае результат может быть еще дальше от задуманного:)
И тут как солнца свет из-за туч появляется он: авторский...надзор? Сопровождение? Комплектация? Что это все за звери и что они могут? Давайте разбираться.
Авторское сопровождение
Есть дизайн-проект. У него есть автор - дизайнер. И в его интересах, чтобы проект был реализован согласно задумке. И вы можете заключить с этим дизайнером дополнительный договор на сопровождение реализации. Что он в себя включает?
- Комплектация. Это когда дизайнер помогает вам с закупками всего, что необходимо для реализации проекта. Эта услуга часто идет отдельным договором и в целом она может быть предоставлена сама по себе, но вот услуга авторского сопровождения без комплектации затруднительна. Из чего состоит:
- дизайнер подберет и обзвонит поставщиков, уточнит наличие и цены, запросит смету
- дизайнер решит вопрос с подбором аналогов, если каких-то материалов нет в наличии
- дизайнер составит ТЗ для мебельной компании для изготовления вашего шкафа
- дизайнер поедет с вами в мебельные салоны, чтобы вживую выбрать какие-то модели и материалы
- дизайнер составит для вас график доставок всего необходимого (или согласует с поставщиками корректные сроки, подходящие под график ремонтных работ)
- дизайнер поможет составить рекламацию, если доставили что-то не то
2. Сопровождение ремонтных работ. А здесь уже дизайнер следит за тем, чтобы внешний вид вашей квартиры совпадал с проектом. Что делает дизайнер в рамках сопровождения ремонта:
- (необязательно) может помочь с подбором ремонтной бригады, задаст правильные вопросы, составит сравнительную таблицу
- выезжает на объект оговоренное количество раз в месяц
- ведет учет сделанных работ, фиксирует недочеты и контролирует их исправление
- следит за графиком работ, выясняет причины отклонений, корректирует сроки доставки отделочных материалов
- решает возникающие вопросы, если они затрагивают финальный внешний вид объекта
- выезжает на объект по срочным вопросам, если их можно решить без участия заказчика
- вносит правки в чертежи, если это необходимо, чтобы строителям было удобнее по ним работать
Но! Очень важно здесь провести границу и сказать о том, чего дизайнер НЕ делает в рамках авторского сопровождения.
- Технический надзор. Часто вместо словосочетания "авторское сопровождение" можно встретить "авторский надзор". Это неверно. Надзор может быть техническим и дизайнер его не осуществляет. Технический надзор - это проверка качества ремонтных работ и соответствия их нормативным документам. Т.е. правильно ли была выполнена стяжка? Правильно ли проложили трубы? Провели электрику? Всего этого дизайнер не может проверить, т.к. не является сертифицированным инженером. Дизайнер будет следить за тем, чтобы розетка была на нужной высоте, но он не сможет проконтролировать ее подключение. Иногда дизайнер в ходе своих посещений объекта может заметить какие-то технические ошибки, если имеет соответствующие познания. Но это скорее исключение, чем правило и не следует в этом вопросе полностью полагаться на дизайнера. Да, если после ремонта у вас прорвет трубу, потому что сантехник допустил ошибку, претензию вы можете предъявить ремонтной компании, но никак не дизайнеру. Даже если у вас была заказана услуга авторского сопровождения.
- Приемка товара. Дизайнер не должен принимать за вас материалы и мебель. Да, он поможет вам с закупкой, да, он согласует сроки доставки. Он даже может присутствовать вместе с вами на приемке. Но заказ ваш, фамилия на нем стоит ваша и принимать должны вы. Если при приемке третьим лицом будет что-то пропущено, вы потом замучаетесь что-то доказывать.
- Оплата товара. Вы не даете дизайнеру никакие деньги кроме тех, которые указаны в договоре на его услуги. Дизайнер нашел вам поставщика, обговорил с ним все детали, поставщик выставил вам счет и вы его напрямую оплатили. Никаких "отдал пачку денег дизайнеру, а он там как-нибудь сам". В случае любой проблемы это превратиться в увлекательное путешествие в суд.
- Решение сложных вопросов. Если в ходе ремонта возникают какие-то проблемы, дизайнер подключится к ним первым. В случае незначительных вопросов вы об этих проблемах даже не узнаете. Но если вопрос будет касаться ваших дополнительных затрат или довольно значимого изменения в проекте, последнее слово все равно будет за вами.
В некоторых случаях, например, если вы обратились в крупную дизайн-студию, вопросы с закупкой и приемкой товара может взять на себя дизайн-организация, т.к. для этого у них есть юридические права, отдел комплектации и может быть даже свой склад. Однако самозанятые дизайнеры таким заниматься просто не имеют права.
Если подвести итог, то суть авторского сопровождения в том, чтобы освободить вас от большей части головной боли при ремонте, а так же свести все ваши вопросы в один контакт - в дизайнера.