Найти в Дзене
Степняк

Лиственская роща

Было в недавнем прошлом у нижнегорцев излюбленное место отдыха - роща у села Лиственного. Этот лесистый массив состоит из огромных тополей, акаций и многочисленных видов кустарников. Но уникальное в этой роще то, что это реликт ещё от старых пойменных лесов. Удивительное явление степного Крыма, переворачивающее представление о крымской степи как о пустом, безлесном пространстве.  И мы не спешим, проходя к ней по трассе и перейдя одно уникальное местечко. Это место называется «дюкер» - переход канала через Салгир. Интересное инженерное сооружение, через которое канал подныривает под речное русло. Сделано это для того, чтобы пропускать по Салгиру максимальные паводки, какие могут случиться раз-другой в столетие. Отсюда до рощи - два километра.    А образовалась роща на месте старого слияния двух крупных крымских рек - Биюк-Карасу и Салгира. Это сейчас они соединяют свои воды возле села Новоивановка Нижнегорского района, как раз у моста на трассе Джанкой-Феодосия. А ещё до постройки Сев

Было в недавнем прошлом у нижнегорцев излюбленное место отдыха - роща у села Лиственного. Этот лесистый массив состоит из огромных тополей, акаций и многочисленных видов кустарников. Но уникальное в этой роще то, что это реликт ещё от старых пойменных лесов. Удивительное явление степного Крыма, переворачивающее представление о крымской степи как о пустом, безлесном пространстве. 

И мы не спешим, проходя к ней по трассе и перейдя одно уникальное местечко. Это место называется «дюкер» - переход канала через Салгир. Интересное инженерное сооружение, через которое канал подныривает под речное русло. Сделано это для того, чтобы пропускать по Салгиру максимальные паводки, какие могут случиться раз-другой в столетие. Отсюда до рощи - два километра. 

 

А образовалась роща на месте старого слияния двух крупных крымских рек - Биюк-Карасу и Салгира. Это сейчас они соединяют свои воды возле села Новоивановка Нижнегорского района, как раз у моста на трассе Джанкой-Феодосия. А ещё до постройки Северо-Крымского канала речки соединялись немного северо-восточнее, как раз за рощей. Там и сейчас есть небольшое село Двуречье. С детских лет это название приводило в недоумение: речка, что текла по краю села, одна - Салгир. Или, точнее, ГК-22, это уже нововведённое обозначение спрямлённого и зарегулированного русла. А старое название Двуречья - Бийгазы - ни о чём не говорило. 

Пока не стали мы, нижнегорские мальчишки, ходить в походы. Да, тянули горы и леса. Но совсем недалеко от родного посёлка была целая роща. Мы её даже называли как бы с заглавной буквы. Там тогда были такие здоровенные тополя, несколько каналов-сбросов поражали своей глубиной. А ещё, помню, в роще было небольшое красивое озеро. На его берегах часто устраивали пикники отдыхающие. Там стоял даже стационарный мангал, был туалет. Несколько раз в роще проходили районные «Зарницы» - рельеф и заросли позволяли устраивать такие «бои»! 

 

В старом путеводителе по Крыму упоминалась лиственская роща. При описании дороги от Джанкоя до Феодосии в краеведческом очерке говорилось: «Левее моста через Салгир видны огромные раскидистые тополя - осокори, стоящие стеной, как раз там речка Биюк-Карасу раньше сливалась с Салгиром. Там были массивы старых садов». Садов даже в детстве я уже не видел, а роща действительно поражала мощью своих деревьев. 

 

И вот удалось посетить её много лет спустя. Сразу удивило то, что привычной дороги к роще не стало - даже приметной тропки от канала не было. Еле продрался через высокую траву. Пройти в саму рощу тоже затруднительно: в подлеске преобладал колючий шиповник. А внутри! 

Озерца уже не было. Многие деревья спилены. Остались только огромные пни, и, прикинув по годовым кольцам, убедился в столетнем и большем возрасте тополей. 

 

Мусора на редкость мало, только ближе к Лиственному ощущалось, что местные посещают массив. Не попадалось даже кострищ - всё заросло и одичало. 

 

Думается, что одной из причин малого посещения рощи стало и то, что вокруг неё в конце восьмидесятых годов насадили яблоневые сады. Естественно, их охраняли. Вот народ и не стал ходить в привычное место отдыха. Но как-то, лет десять тому назад, сад был подтоплен. Салгир и Биюк-Карасу паводком прошлись по своим поймам, и старое место слияния этих речек стало самой затопленной территорией. Со временем яблони начали сохнуть, а сад - пропадать. И сейчас он почти сухой, заросший высокой травой. В нём мирно пасутся коровы. Раскорчёвывать сад пока не планируют - затрат много. 

 

Лиственное, наверное, потому и носит своё название - от рощи. Местные топонимы и названия сёл крымского двуречья - Лужки, Заливное, Разливы, Луговое, опять же Двуречье - несомненно связаны с водоёмами, пусть и почти пересохшими сейчас. Но роща не носит какого-то собственного названия. Однако это совсем не мешает сделать здесь один из объектов посещения туристами или место массового отдыха.

Вот такие осокори в роще
Вот такие осокори в роще

Да, многое утеряно, но облагородить лесной массив можно. Дело - за желанием. Нижнегорцы, мои земляки! Давайте возродим нашу рощу, уникальное создание крымской природы!