Найти тему

Собаки и кошки на большом экране: про то, как собаки и кошки попадают в фильмы и забавные моменты со съёмок звёздных кинолент

Оглавление

Друзья, 27 августа — день российского кино и мы решили написать на тему… конечно же кино!

В Санкт-Петербурге, откуда мы вещаем, часто снимают кино — уж больно тут колоритные места. Это лето не стало исключением: собственноручно несколько раз видели, как проходят съёмки фильмов и сериалов. А в прошлом году случилась презабавная ситуация с «дорогой редакцией», которая пишет этот материал. Автор материала выходит из дома на улицу и … (вырезано цензурой). Ощущения от происходящего литературно можно описать, как «очень сильно удивляется». Сизый туман, сгоревшая машина, флаги с «характерной символикой». Вжух и… Берлин 40-х! Дальше было что-то типа «Съёмки стоп! Посторонний в кадре». «Дорогая редакция» решила, что «съёмки стоп» исключительно из-за пакета Озон, а так бы «звезду» точно оставили в киноленте. =) Короче, время на «кинопробы» было потрачено не зря! Этих минут хватило, чтобы отфотографировать все, что можно и даже то, что нельзя. Реально военный Берлин! Жаль, что по новым законам запрещено в соцсетях показать такие фотографии. Кстати, съёмочной группе тогда был нагоняй за то, что они щедро украсили улицу и потом, после съёмок, не сразу сняли «декор». Народ впечатлялся! Даже без машины времени получилось о-о-очень колоритно!

В Петербурге расположена старейшая киностудия России — «Ленфильм». Она была основана в 1918 году и сначала называлась «Петроградский кинокомитет при Наркомпросе». «Ленфильмом» она стала чуть позже — в 1934 году. За свою историю «Ленфильм» снял огромное количество фильмов. Уверены, среди них есть те, которые вы знаете и любите.

Давайте перечислим некоторые «народные» фильмы, к которым приложил руку камеру «Ленфильм» (не все, потому что их много и статьи не хватит):

— Шерлок Холмс и Доктор Ватсон

— Собачье сердце

— Полосатый рейс (павильонные сцены снимались на «Ленфильме»)

— Особенности национальной охоты

— Кортик (по книжке Рыбакова – тот самый фильм с пионером Мишей Поляковым, который нравился всем девчонкам СССР, но, увы, в жизни актёр плохо кончил)

— Завещание профессора Доуэля

— Собака на сене

— Зимняя вишня

— Свадьба в малиновке

— Человек-амфибия (говорят, что павильонные сцены снимались на «Ленфильме»)

— Укротительница тигров

— Республика Шкид

Помните супер песню Мамочки из этого фильма?

«У кошки четыре ноги,

Позади у неё длинный хвост,

Но трогать её не моги

За её малый рост, малый рост»

Когда появились питомцы-актеры

Собаки и кошки стали осваивать профессию актёров почти сразу, как появился кинематограф — то есть в конце 19 века. Но сначала они были массовкой, в лучшем случае мелькали в эпизодических ролях.

Считается, что впервые коты засветились на экране в ранних немых фильмах. В 1894 году американский режиссёр Уильям Диксон снял короткометражный немой фильм «Боксирующие коты». По современным меркам сюжет весьма примитивен, но для того времени, 130 лет назад, было свежо и необычно: коты в боксёрских перчатках на миниатюрном ринге, дерясь, мутузят друг друга. Короче, в этом фильме главные актёры — коты. Второй фильм назывался «Больной котёнок» — он вышел в 1903 году.

Известно, что впервые главную роль собака сыграла в немом фильме Чарли Чаплина. Шёл 1918-й год, фильм назывался «Собачья жизнь» и рассказывал историю о бездомном человеке, у которого был пёс. В том кино снялась самая обычная собака — дворняжка с именем Мут.

В отечественном кино собаки появились гораздо позже — в 1961 году. Первая собака в советском кино — по совместительству до сих пор самый известный четвероногий актёр. Большинство не знают его имя и историю, но прекрасно помнят фильмы с его участием. Речь идёт про пса по кличке Брех, а фильмы вы хорошо знаете «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» Леонида Гайдая. Да-да, тот самый пес-барбос, который в самый ответственный момент уволок у Труса, Балбеса и Бывалого одну маленькую, но важную «детальку», тем самым устроив им спортивный забег на скорость.

Как животные попадают в кино?

Это происходит по-разному: по знакомству, по объявлению, с помощью кастинга. В современное время добавились соцсети, куда выкладывают информацию про предстоящие кастинги и какого питомца ищут. Шанс есть не только у «опытных» животных, но и у новичков. Однако есть ограничения, которые могут стать барьером для питомца на пути к «карьере актёра». Животное должно быть не агрессивным, не бояться громких звуков, адекватно относиться к незнакомым людям. Помимо этого, у режиссёров могут быть пожелания к внешнему виду, породе, типажу и «внешности» актёра. В общем, требования чем-то напоминают кастинг людей-актеров (разве что для людей нет требования «не кусаться», хотя в метафорическом смысле вполне может быть).

На кастинге «кандидата» фотографируют, снимают на видео. Собаку могут попросить выполнить несколько команд, чтобы понять её способности, а вот к котикам с командами не пристают. Кстати, имеет значение не только характер четвероногого актёра, но и его хозяина. Если у человека склочный характер или, как говорят, «тараканы в голове», вряд ли животное возьмут. Были случаи, когда брали, а потом в процессе съёмок «актёра» приходилось менять, так как с его хозяином не получалось найти общий язык.

 Кастинг котов на сайте Ленфильма
Кастинг котов на сайте Ленфильма

Ещё про способы попадания в кино. Как-то в прошлом году прибегает знакомая с соседней улицы с каким-то незнакомым джентльменом:

— У вас есть серый кот и чтобы в полоску?

— Что???

— Ну кот. Обычный кот.

В процессе разговора выяснилось, что в квартире будут доснимать какие-то сцены для фильма. Съёмочная группа в квартале расклеила объявления: для съёмок нужна квартира с обстановкой прошлой эпохи без ремонта. Соседка увидела и откликнулась. Она живёт в коммуналке, которая на своём веку повидала кучу всего, начиная с первой революции (в смысле квартира, дом 1905 постройки 1905 года — там такой «замес» разных эпох и стилей, что она понравилась киношникам). Оно и понятно, жизнь сделала готовые декорации. По сценарию в квартире должен обирать кот. Пришлось объяснять, что мы специализируемся на кормах для котиков и собак, а не на котиках… в полоску. В общем, в том или ином виде попасть в кино можно по объявлению на столбе — дело случая.

Обычно для съёмок стараются находить взрослых собак и кошек. С ними проще в кадре, они обученнее и послушнее. Конечно, когда по сюжету требуется котёнок или собака, никуда не деться — ищут малышей. С котятами и щенками сложнее ещё и потому, что они быстро растут. Известно, что в западном фильме «101 далматинец» снималось… та-да-да-дам… Больше 300 (прописью: больше трёхсот) далматинских щенков. Правда, по другой версии: не 300, а «всего 230» щенков и 20 взрослых, но всё равно мнОГО. А все потому, что щенков нужно было снимать в раннем возрасте (5-6 недель) и юные «актёры» быстро вырастали из ролей. Представляете, как намучилась съёмочная группа в конвейерном поиске?

Если кошка или собака появилась в кино «по знакомству» — это не значит, что буквально кто-то из друзей привёл своего питомца, чтобы он засветился в кадре. Знакомство предполагает смежные или даже далёкие профессиональные области. Например, собака Брех попала в кино «Пёс Барбос и необычный кросс» благодаря профессии своего владельца. Хозяин Бреха — дрессировщик Игорь Брейтщер и до этого Брех уже играл в кино. Это был обученный пёс: хозяин за ним ухаживал, обучал, придумывая новые методы и подходы к животному для цирка.

С обученными животными на съёмочной площадке работать проще. Если есть возможность и они подходят по типажу, выбирают таких. В разные годы в фильмах снимались котики из цирка Юрия Куклачева — его артисты ничего не боятся и знают, что делать на сцене.

Наверное, самый классический образ «верного парня» у овчарки «Мухтара» из фильма про лейтенанта милиции. «Ко мне, Мухтар» вышел в 1965 году. Лейтенанта милиции Николая Глазычева играет Юрий Никулин, а вот роль Мухтара исполнило сразу три овчарки. Одного Мухтара нашли на «Мосфильме», а двух других предоставило МВД. Это к вопросу о знакомствах.

Животные, которые потенциально подходят, но не прошли кастинг в конкретный проект, заносятся в специальную базу — у них есть шанс попасть в следующий фильм. Известно, что в картотеке «Мосфильма» числится не меньше 3000 разных животных (не нашли информации, сколько животных-актеров в базе «Ленфильме», при случае как-нибудь поинтересуемся).

Забавные моменты со съёмок кинофильмов

Наверное, самые смешные фильмы российского кино при участии четвероногих — это комедии Леонида Гайдая. Давайте посмотрим на съёмочный процесс глазами того, кто в нём принимал непосредственное участие. Вот, что вспоминал про собаку и про съёмки Юрий Никулин:

«Брех работал отлично. Но иногда усложнял нашу жизнь. Например, когда снимали погоню. Тот момент, когда собака с «динамитом» в зубах гонится за троицей — Трусом, Бывалым и Балбесом. На репетиции все проходило нормально. Мы вбегали в кадр один за другим, пробегали сто метров по дороге, и тут выпускали Бреха с «динамитом» в зубах. На съёмках начались осложнения. Пробежим мы сто метров и вдруг слышим команду:

— Стоп! Обратно!

В чём дело? Оказывается, Брех вбежал в кадр и уронил «динамит».

Возвращаемся. Занимаем исходную позицию. Во втором дубле, когда мы уже почти добежали до заветного поворота, снова команда в мегафон:

— Остановитесь! Обратно!

Оказывается, собака убежала в лес.

В следующих дублях Брех оборачивался и внимательно смотрел на орущего дрессировщика, а в конце одного из последних дублей бросил «динамит» и вцепился в ногу Моргунова.

На восьмом дубле собака положила «динамит» с дымящимся шнуром и подняла лапу около пенька.

А мы все бегали, бегали, бегали...

После десятого дубля Моргунов, задыхаясь, сказал:

— К концу картины я этого пса втихую придушу».

Вот ещё из воспоминаний Юрия Никулина:

«Как-то дубль сорвался опять из-за Бреха. Моргунов рявкнул на пса, а заодно и на хозяина. И пёс стал на Моргунова рычать.

— Смотрите, Брех все понимает. Моргунов обругал его, и он обиделся, потому и рычит, — заметил хозяин собаки.

Это точно. Брех всё время рычал на Моргунова и несколько раз даже его куснул.»

В фильме Гайдая «Самогонщики» снимался тот же самый пёс Брех. А ещё был второй пёс Рекс, про него знают не все, думая, что собака одна.

Съёмки начались с «дружеской ссоры». Как только Брех увидел на площадке Евгения Моргунова, тут же стал рычать и лаять. Моргунов в сердцах воскликнул:

— Вот гад какой, все помнит!

В «Самогонщиках» тоже не обошлось без «сюрпризов» при участии Бреха, а чуть позднее и Рекса. Сложности пришли, откуда не ждали. По сюжету собака должна была утащить змеевик от самогонного аппарата. Змеевик оказался тяжёлым и Брех поднимал его с трудом. Юрий Никулин рассказывал, что после третьего дубля пёс и вовсе «отказался» сниматься: стал скулить, поджимать лапы и ни за что не соглашался возвращаться на съёмочную площадку. Сначала никто ничего не понял, но чуть позже странное поведение собаки увидели на порезанных лапах. Съёмки картины проходили весной, когда сходил снег, образовав тонкую корочку льда, которой Брех порезал подушечки лап. Пришлось ждать несколько дней, пока заживут лапы. Но и после этого дело не пошло. Видимо, Брех решил, что боль в лапах связана со змеевиком. Как только ему подносили змеевик, Брех отказывался его брать.

Из рассказа Юрия Никулина:

«Дрессировщик с досады чуть не плакал. Но сколько он ни бился: ругал собаку, умолял, ласкал, ничего у него не получалось. Брех категорически отказывался сниматься. Съёмочную группу выручил «ветродуй» (человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер). У него был пёс Рекс, который заменил Бреха.

Первое, что сделал Рекс, когда появился на съёмочной площадке, кинулся на Моргунова. Почему Рекс так поступил? Никто не знал и объяснить не мог. Моргунов же обиделся и всем говорил:

— Рекса против меня настроил Брех. Это все проделки Брейтщера (примечание: дрессировщик Игорь Брейтщер — хозяин Бреха)».

Рекс быстро вошёл в роль, легко стаскал змеевик, но стоило собаке увидеть Моргунова, - сразу начинал рычать. В ответ Моргунов тоже скалил зубы. «Так они, рыча друг на друга, и снимались», — вспоминал Никулин.

Казалось бы, наконец-то можно снимать, не отвлекаясь на «фокусы» четвероногого актёра. Не тут-то было! За неделю до окончания съёмок Рекс пропал. Случилось то, что частенько ведёт к потере домашних животных: Рекс увидел собаку, заинтересовался и удрал вместе с ней. Дальше снова «по классике жанра»: звали, искали, развесили объявления, нашедшему обещали вознаграждение… Найти не смогли. Для режиссёра это было ЧП, так как предстояло не просто найти собаку… Нужна была максимально похожая собака с похожим характером и похожей «манерой игры». По сути, надо было раздобыть такого же пса. На этот раз съёмочной группе повезло — Рекс вернулся сам. Правда, за время своего приключения хвостатый актёр несколько потерял свой товарный вид — прибежал голодным, худым и облезлым. Вольная жизнь – она такая))) Съёмочная группа стала откармливать пса, а Моргунов пожадничал – свою курицу не отдал: «Ему и так хватит».

Немного мистики и чёрных кошек

Посмеялись, теперь перейдём к мистическому. Надо отдать должное котикам в кино, а то мы все про собак, да про собак.

Говорят, у Леонида Гайдая было что-то вроде суеверия — он верил, что чёрные кошки приносят ему удачу. В каждом его фильме снималась чёрная кошка, а в некоторых не только чёрная. Вспомним:

— Бриллиантовая рука

Чёрный кот жил у «глумурщика» и по совместительству контабандиста-красавчика Геннадия Козодоева, которого играет Андрей Миронов.

«Мне нужно принять ванну, выпить чашечку кофе…»

— Операция Ы и другие приключения Шурика

Тут было несколько сцен с котиками. Самый яркий эпизод с черным котом в фильме «Наваждение». Шурик идёт с Лидой, их облаивает собака. Чтобы отвлечь внимание собаки (боксёр Рекс), Шурик ловит кота и закрывает их вместе в лифте.

— Иван Васильевич меняет профессию

Чего стоит финальная сцена: взмах чёрной кошачьей лапы «Чао!»…

«Чао!»
«Чао!»

Пора завешать статью, хотя рассказано далеко не всё!