История России содержит множество свидетельств огромного влияния Г. Распутина на российского императора Николая II и его семью в начале XX века.
СССР
Только после Октябрьской революции 1917 года и прихода большевиков к власти в России, стало возможным упоминание и использование в советском искусстве "доброго имени" Григория Распутина. И надо отметить, что СССР на некоторое время даже возникла определенная мода на этого "царского любимца", которая быстро стала массовой.
А между тем, в России с 1912 по 1916 год сама возможность как либо "коснуться" в творчестве особы Распутина - оказывалась неосуществимой... А такие попытки были.
Распутин
Первым в данном направлении был писатель М. Новосёлов, который в 1912 году опубликовал брошюру и критические статьи о Распутине. Спустя некоторое время брошюра была запрещена и весь её тираж конфискован министерством внутренних дел. А газеты в которых были опубликованы критические статьи - оштрафованы.
В 1915 году молодой драматург Бобрищев-Пушкин написал для театра Яворской пьесу "Назарова вода", в которой в весьма отдаленном подобии изображал "святого старца" Распутина. И царская цензура переполошилась.
Пятнадцатого октября 1915 года цензор М. Толстой потребовал изменения пьесы, точнее текста связанного с Распутиным, министр внутренних дел Российской Империи А. Хвостов и вовсе пьесу запретил. Его секретарь С. П. Белецкий рассказал впоследствии следственной комиссии Временного Правительства, что особую недовольство проявили Распутин и Вырубова. Поскольку, афиши о постановке "Назаровой воды" были уже выпущены, то Вырубова потребовала запрещения пьесы. И сначала решили пьесу снять, а затем с с значительными изменениями, которые делали пьесу вовсе неинтересной, снова разрешить ее.
Яворская, однако, настаивала, указывая, что пьеса должна спасти ее театр от разорения. Сильно изменив текст пьесы, её все таки разрешили с условием о непохожести "старца" на Распутина. А Распутин и Вырубова отправляли на каждый спектакль своих людей, следящих за соблюдением данного условия. Но вся эта эпопея с пьесой длилась недолго.
Согласно воспоминаниям современников, буквально в пятом спектакле артиста игравшего "святого старца" загримировал фактически под Распутина. Поэтому, пьеса была немедленно, категорично и решительно убрана из театрального репертуара и запрещена "навсегда"…