Съемка онлайн-курсов в ЦРЭОР СПбГУ больше похожа на работу на телевидении или в кино? Обсуждаем это в нашей статье.
Давайте для начала разберемся, что отличает кино от телевидения.
Кино — это донесение художественной мысли автора через определенные приемы. Это цельный художественный продукт, для понимания которого нужно разбираться в литературе, музыке и живописи. Настоящее кино говорит художественными образами, которые не всегда понятны обывателю. В кино невероятно важную роль играют свет, мизансцены (расположение героев относительно друг друга и декорации), композиция и крупность кадра, взаимодействие актеров друг с другом.
Телевидение носит в первую очередь вещательную функцию. Телевидение — это донесение конкретной информации до зрителя, хотя и здесь используются определенные инструменты (освещение, декорации, локации). О науке, искусстве, медицине, политике говорят доступным для всех языком. Все выстроено по закону жанра: на телевидении нет сменяющих друг друга планов и мизансцен, нет «аттракциона кино». Ведь самое главное для зрителя — получение информации. В развлекательных, новостных и культурно-повествовательных программах все выстроено заранее, информация понятна, ее не нужно расшифровывать.
Телевидение чаще всего воздействует на массы людей, тогда как кино бывает авторским, понятным лишь узкому кругу людей.
Так на что же похожи съемки онлайн-курсов СПбГУ?
Съемки на студии онлайн-курсов проходят так: есть только два плана, автор находится в студии, на нем опрятный костюм, небольшой грим, и его задача — смотреть прямо в камеру и рассказывать лекционный материал. Один план сменяется другим, и в них все привычно — мизансцена, освещение, декорации.
Но есть ли здесь какая-то связь с кино? Конечно! Это важность энергетики автора, который должен донести до зрителей научные знания.
Одна из главных трудностей и уникальных черт процесса подготовки к съемкам онлайн-курсов — предварительная работа с автором. Это и есть ключевая специфика процесса. Методическая работа, разработка сценария по выбранной теме требуют внимательного подхода, ведь автор курса далеко не всегда обладает медийными навыками и опытом общения с камерой.
В редких случаях преподаватель — опытный оратор, умеющий уверенно вести как актер или профессиональный ведущий. Часто преподаватель, блестяще справляющийся с задачами перед аудиторией студентов, оказывается в совершенно иной ситуации перед камерой. Он может испытывать неловкость и стеснение.
Поэтому главной задачей для режиссера становится роль проводниκа между автором и техническими средствами, которые будут фиксировать энергетику учебного процесса. Режиссер должен помочь автору раскрыться перед камерой.
Таким образом, во время съемочного процесса основное внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому автору, что позволяет максимально раскрыть его потенциал и создать качественный образовательный контент.