Необходимо создать эффективные механизмы контроля за криптовалютными операциями, чтобы предотвратить использование криптовалют для незаконных целей и обеспечить безопасность международных финансовых систем. Так считает эксперт "ЦЗБ, полковник таможенной службы в отставке Юлия Тубанова. Центральный банк России рассматривает возможность запуска экспериментального режима трансграничных расчетов в криптовалюте. Сделки будут проходить через специально созданные государственные площадки, а на следующем этапе к торгам могут быть допущены "особо квалифицированные инвесторы" - новая категория участников рынка, чьи требования пока не определены.
Правовые и процессуальные нюансы:
Технологии не стоят на месте и вопрос осуществления трансграничных расчетов в криптовалюте закономерен с учетом внесения изменений в 2024 году в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ в части возможности использования цифровой валюты при проведении валютных операций, которые были приняты после понижения России в рейтинге FATF[1] из-за недостатков в регулировании криптовалют.
«Валютные операции с цифровыми правами осуществляются в информационных системах операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в инвестиционных платформах операторов инвестиционных платформ в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 августа 2019 года N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"»[2].
Рекомендации FATF 2019 года содержат пункт 95, которым рекомендует странам рассмотреть вопрос об установлении контроля за всеми операциями с виртуальными активами независимо от суммы (п. 95 Руководства 2019 г.), так как виртуальные активы по сравнению с фиатными валютами, более уязвимы для нелегального использования и могут рассматриваться как высокорисковые.
Помимо указанного пункта Руководство FATF 2019 года содержит такие рекомендации, как:
· Пункт 114 - Перечень данных, минимально необходимых для аккумулирования в целях ПОД/ФТ, включает: имя отправителя виртуальных активов; номер его счета, используемого в процессе транзакции (например, номер криптовалютного кошелька); физический (географический) адрес отправителя, или национальный идентификационный номер, или идентификационный номер клиента (не номер транзакции); имя получателя виртуального актива; номер его счета, используемого в процессе транзакции (например, номер криптовалютного кошелька)
· Пункт 180 - Данные о держателях виртуальных активов, с которыми по итогам оценки рисков провайдеры решили не устанавливать или не продолжать деловые отношения, следует включать в «черные списки» адресов виртуальных кошельков, доступные для компетентных государственных органов.
Пункт 86 - Надзорные органы должны иметь полномочия применять финансовые санкции, включая право отзыва, ограничения или приостановления действия лицензии или регистрации провайдера услуг в сфере виртуальных активов.
· Пункт 75 - Странам следует рассмотреть вопрос о введении уголовной, гражданской или административной ответственности за нарушения в сфере оборота виртуальных активов, причем санкции должны применяться не только к самому провайдеру, но и к его высшему руководству.
Рекомендаций FATF реализуются различными государствами в разном объеме. Базовые требования отражаются в соответствующих законах, в России - это Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024).
Транзакции криптовалюты не являются анонимными, так например, транзакции Bitcoinхранятся в публичном блокчейне, к которому есть доступ у всех заинтересованных лиц. Крупные криптобиржи, в большинстве своем сотрудничают с правоохранительными органами, предоставляя им информацию о пользователях и операциях. В 2022 году Центральный банк Нидерландов оштрафовал крупнейшую крипто-биржу Binance за нарушения антиотмывочного законодательства.
Со стороны правоохранительных органов различных государств придается большое значение контролю за операциями в криптовалютах и деятельности криптобирж. Так по результатам доклада по итогам 2022 года американской аналитической компании Chainalysis (крупнейшая крипто-аналитическая компания США (https://www.chainalysis.com/)) содержащего анализ деятельности пяти криптовалютных бирж с 2021 по 2022 год зафиксирован 70% рост объемов отмывания доходов с помощью криптовалюты по всему миру.
Процесс внедрения использования криптовалют в трансграничных расчетах не будет простым, так же как и не прост данный процесс для любого государства их внедряющего и использующего.
[1] The Financial Action Task Force (FATF) leads global action to tackle money laundering, terrorist and proliferation financing (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) https://www.fatf-gafi.org/en/home.html
[2] П.2 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О валютном регулировании и валютном контроле"
Сообщает "ЦЗБ"