Про данную игру я узнал не так давно. В определённых кругах любителей иммерсивных игр она является чуть ли не самой культовой, но наткнулся я на неё, только когда переворошил всё в поисках хорошей rpg, случайно наткнувшись на чьём-то стриме. Вообще Arx Fatalis является первым проектом небезызвестной студии Arcane Studios, многим известную за Dishonored 1-2, Prey 2017 года и прочих таких игр, так что фанаты должны знать многое о ней.
Вообще начать проходить Аркс я пытался ещё зимой, но тогда не пошло. Сначала игра показалась скучной беготнёй туда-сюда, потому где-то через пару часов бросил. Но вот неделю назад решил дать второй шанс. Я уже был подготовлен, знал чего ожидать, начал внимательно всё исследовать, слушать - и вполне зашло в этот раз. Прошёл до конца.
Впечатления от геймплея
Игровой процесс мне очень понравился. Сначала несколько слов, собственно, об "иммерсивности" - вариативности прохождения, когда игроку дозволено любым путём достигать цели. Немножко со спойлерами. Сначала может показаться, что игра весьма линейна и вполне конкретна к требованиям прохождения, однако на стриме было заметно, что некоторые вещи я проходил весьма необычно. Как пример: есть в игре много загадок, одна из них в храме иллюзий. Там была комната с 6 одинаковыми рычагами, где нужно смотреть в жужжащий хрустальный шар, который указывает на текущий рычаг для нажатия. В идеале подразумевалось, что под каждым рычагом надо выложить любой предмет, позволяющий идентифицировать его локализацию, но я об этом вообще не подумал. Я просто смотрел на рычаг в шаре и слушал, с какой стороны идёт его жужжание и насколько оно далеко) Ещё в одной сюжетной локации я просто пропрыгал по уступам пропасть, через которую с помощью решения головоломок нужно было перекинуть мост. Я, конечно, вернулся потом и решил все задачки, а то это не дело, но сам факт - игра позволяет пройти себя нетривиально.
Боевая система тоже отличилась необычностью. Ближний бой тут не просто закликивание ЛКМ (можно и так, конечно, но это неспортивно) - силу ударов можно регулировать длительностью зажатия кнопки, а тип удара полностью зависит от того, как ты двигаешься в бою. Например, отход назад даст тычковую атаку, наступательное движение - удар с плеча, движение вбок - размашистый удар, способный задеть нескольких врагов.
В игре также присутствует защита в виде брони и щитов. Щит работает пассивно, просто даёт броню и шанс заблокировать атаку. И чтобы надевать всё это на себя - обязательно нужен параметр силы. Так что кем бы ты ни играл - пару очков в силу вкинуть стоит. А ещё снаряжение изнашивается, особенно оружие, так что пока не нашли кузнеца - стоит держать под рукой парочку запасных дубинок или мечей.
Отдельно стоит рассказать о магии. Это уникальная система, где вместо выбора заклинания и его запуска по одной кнопке, тебе ЛИЧНО нужно нарисовать на экране все руны, составляющие нужный спелл. Руны нужно находить по всяким закоулкам в мире игры, в книге заклинаний сразу появляется всё, что можно из этих рун составить (слукавил, не всё, некоторые заклинания являются секретными, но произнести их можно, запомнив слова нпц, подглядев у других колдунов - они их также в игре рисуют перед собой - или логически додумав комбинацию, ибо каждая руна отвечает за конкретный эффект). Также, чтоб в пылу боя не елозить мышкой по экрану, пытаясь без ошибок нарисовать нужную фигуру, придумана опция "запоминания" заклинания. Если зажать "шифт" при касте, то гг не выпустит спелл, а оставит его подготовленным, что отображается синенькими пиктограммами внизу. Уже в бою клавишами 1-3 можно соответственно их применить. Весьма удобно.
Ну и пара слов об атмосфере, исследовании и всём таком. Arx Fatalis достаточно детально проработан: к примеру, тут можно найти сырую еду и, положив источника огня, приготовить её. Можно найти муку и скомбинировать с водой, получится тесто, из теста испечь хлеб или сначала замесить из него пирог. Вроде мелочь, не особо важно для прохождения, но прикольно. Также очень много объектов можно перетаскивать, бросать, под ними может что-то лежать. Очень много интерактива в игре. На первый взгляд игра вроде и пустая по современным меркам, но каждая находка от этого воспринимается приятнее, хочется везде облазить и всё собрать. Не как сейчас, когда любят запихнуть триллион бесполезного лута на миллиард километров пространства.
Атмосфера приятная, даже уютная, ламповая. Всё как-то так к себе располагает, хочется находится в этом мире. Графика вообще не режет глаз, всё выглядит органично и стильно. Но не лишена игра и жути. По мере исследования мира, который состоит из 8 ярусов, при спуске на каждый из них атмосфера будет становиться всё напряжённее и напряжённее. Вплоть до целых хоррорных моментов. И тем приятнее по итогу вновь вернуться наверх, продать весь лут, побродить в спокойной обстановке.
Прокачка весьма проста, но её можно запороть. Не советую вкладываться исключительно в мага, плута или воина, лучше всего понемножку. 70% вашего основного класса, 30% во вспомогательный. Магия вообще во многом полезна в игре, я за мага как раз проходил, но параллельно качал и ближний бой. В противном случае могут встречаться весьма неприятные ситуации в игре.
Впечатления от сюжета
А вот про сюжет сказать и нечего. Игра старая, многие повороты, да и сама суть уже много раз встречались. Вообще сюжетами меня давно уже трудно удивить, везде кажутся примитивными. Тут также, собственно.
Играем мы за безымянного героя (которому, тем не менее, сразу же дают имя, что на одном из местных наречий означает то же самое) с амнезией, сначала просто пытаемся выжить, помогая всем подряд, а потом всё перекручивается, и вот уже надо снова мир спасать.
Мир, кстати, интересный в игре, не самое заезженное фэнтези. Лор занимательный, было не особо скучно. Да и персонажей много прикольных)
Выводы и рекомендация
Игру рекомендую всем для прохождения, кто любит размеренный геймплей с элементами исследования. Тем более с патчем она играется отлично (рекомендую установить Arx Libertatis, чинит рисование рун на новых системах и прочие неприятные мелочи). В игре прикольная атмосфера, всё везде на своих местах, всё запоминается, не сливается друг с другом. Игра может показаться сложной своими загадками и непонятками, но если всё внимательно обследовать, читать и слушать, что тебе говорят, то проблем особых не будет, по сути, подсказками я пользовался 2-3 раза за всю игру. Времени потраченного вообще не жалею, игра понравилась даже Кате, а ей уже давно мало что нравится из игр.
Пишите в комментариях, знакомы ли с этой игрой, какие впечатления она оставила у вас, и планируете ли проходить сами? Как всегда, будет интересно почитать)